От «Сладкой жизни» до «Клиники счастья»: постельные сцены в российских сериалах

Разбираемся, как в российских сериалах демонстрируют интимные сцены, и какую роль они играют в раскрытии персонажей.
Анна Нестерова
|
16 Июня 2021
«Клиника счастья», реж. Саша Кириенко, фото
«Клиника счастья», реж. Саша Кириенко
Фото: Кадр из сериала

Не секрет, что постельные сцены в кино и сериалах в последние годы стали более-менее адекватно восприниматься широкими массами. Многие, конечно, до сих пор встречают обнаженные тела на экране с придыханием, но, к счастью, таких все меньше. А с недавних пор на многих площадках работают специальные консультанты по интимным сценам. Разбираемся, как в российских сериалах демонстрируют секс, и какую роль он играет в раскрытии персонажей. 

«Сладкая жизнь» 

«Сладкая жизнь», реж. Андрей Джунковский, Давид Кочаров, фото
«Сладкая жизнь», реж. Андрей Джунковский, Давид Кочаров
Фото: Кадр из сериала

Одним из первых сериалов в российской индустрии, который не просто демонстрировал постельные сцены, но и делал на них своеобразный акцент, стал проект ТНТ «Сладкая жизнь». Сериал, вышедший на рубеже 2010-х, рассказывал о жизни шестерых 30-летних москвичей, гармоничное существование которых изменилось с появлением в этом круге общения девушки Саши (Марта Носова), которая зарабатывала на жизнь, танцуя gogo в ночных клубах.

Во-первых, сама репрезентация «неудобной профессии» в сериале представлена максимально ярко. Уделяют внимание не только внешней атрибутике, но и показывают темную сторону, казалось бы, легких денег, которые зарабатывает героиня. Во-вторых, теме сексуальности и телесности отведено немало экранного времени.

При этом сказать, что сцены самого секса представлены максимально откровенно, все-таки нельзя. Как-никак середина 2010-х — еще достриминговая эпоха, а «Сладкую жизнь» делали под телевидение, где (как тогда, так и сейчас) царит ряд гласных и негласных ограничений. Так что «красную линию» создатели сериала все же не пересекают. Да и раскрыть героев уподобляются без лишней обнаженки.

Спустя несколько лет, уже во время бурного расцвета стриминг-платформ, репрезентация постельных сцен и роль секса в жизнях героев на малых экранах изменилась. Во многом благодаря тому, что в онлайн-кинотеатрах стало, как говорили при Горбачеве в Перестройку, «многое возможно» — в частности, ругаться матом (чего с 2014-го в кинотеатрах делать нельзя) и говорить о насилии, о религии, о сексе и других не вполне «удобных» для телевидения и кинопроката темах.

«Содержанки» 

«Содержанки, реж. Константин Богомолов, фото
«Содержанки, реж. Константин Богомолов
Фото: Кадр из сериала

«Содержанки» на видеоплатформе Start — один из примеров того, как авторы, используя запредельную откровенность формы, предложили зрителю абсолютно новое наполнение. Впрочем, многие зрители, далекие от московского шика и блеска, с трудом восприняли гламурные лофты и размашистые богатства персонажей этого проекта — преуспевающих содержанок, бизнесменов и чиновников всех мастей.

Несмотря на то, что в центре истории — девушка из провинции, которая вследствие ряда необычных обстоятельств (как станет известно позднее, не без злого умысла некоторых персонажей второго плана) входит в мир роскоши, больших денег и страсти, который, как известно, не только позволяет брать, но и вынуждает отдавать (гидростатический парадокс никто не отменял и в обычной жизни). В отличие от «Сладкой жизни», «Содержанки» с первых же серий уделяли откровенным сценам и эпизодам секса огромное внимание.

«Содержанки, реж. Константин Богомолов, фото
«Содержанки, реж. Константин Богомолов
Фото: Кадр из сериала

Секс здесь был не только одной из базовых потребностей многих главных героев наряду с едой, водой и сном, но и средством раскрытия внутреннего мира персонажей. Помимо прочего, именно из-за секса происходили многие события в сюжете: и предательства, и увольнения, и даже убийства. Можно сказать, что откровенность в «Содержанках» с течением повествования превращалась в самостоятельного героя, который диктовал всем остальным правила игры. Тех, кто не принимал эти правила, история ничуть не щадила.

«Клиника счастья» 

«Клиника счастья», реж. Саша Кириенко, фото
«Клиника счастья», реж. Саша Кириенко
Фото: Кадр из сериала

Другой ракурс откровенности можно наблюдать в свежем проекте Саши Кириенко «Клиника счастья» — новом сериале онлайн-кинотеатра KION, который запустил МТС в апреле этого года. Главной героиней проекта стала актриса Дарья Мороз. Впрочем, в отличие от «Содержанок», где она также играла одну из центральных ролей, здесь ее героиня Алена Липницкая — профессор андрологии, сексолог и эндокринолог, который, используя ряд авторских методик, помогает и богатым, и бедным стать счастливыми.

С откровенной сцены начинается пилотная серия «Клиники счастья» (персонаж Мороз занимается сексом со своим мужем, будучи в душе), однако первое впечатление по традиции обманчиво. Проект позиционируется как довольно откровенный, даже его теглайн гласит «Этим надо заниматься», имея ввиду, конечно, не только интимную связь, но и построение гармоничной жизни. Пока, судя по первым эпизодам, откровенного давления на интимные, постельные сцены в сюжете не наблюдается. Тем не менее проблемы, с которыми пациенты клиники обращаются к врачам — команде персонажа Дарьи Мороз — так или иначе связаны с половой жизнью и сексуальностью.

В одной из серий Липницкая прямо заявляет, что секс — один из наиважнейших компонентов для построения счастливых отношений. Не можем с этим не согласиться! В новых сериях, которые будут выходить на KION каждую неделю, можно будет наблюдать, как сама Алена, обнаружив проблемы в своей собственной (и с виду идеальной) жизни, будет искать новую формулу счастья. На сей раз своего собственного.

Новости партнеров