
Аниме уже давно стало популярно далеко за пределами Японии, но в последние годы эта популярность набирает прямо-таки пугающие обороты. В массовом сознании жанр накрепко связан в первую очередь с именем Хаяо Миядзаки — трехкратного обладателя «Оскара», сооснователя студии Ghibli, автора шедевров «Унесенные призраками», «Ходячий замок» и «Ветер крепчает». Но не один лишь Миядзаки-сан заслуживает внимания. Кто еще — рассказываем в свежей подборке.
Макото Синкай

Лучшая работа: «Твое имя» (2016)
Макото Синкай начал свою карьеру в индустрии видеоигр, работая графическим дизайнером в компании Minori. В 1997 году он стал создавать собственные анимационные проекты и привлек внимание общественности короткометражкой «Она и ее кот» (1999). Синкай известен тщательной прорисовкой пейзажей (особенно неба) и вниманием к деталям повседневной жизни, что создает ощущение реализма и эмоциональной глубины. Его полнометражный фильм «Твое имя» (2016) произвел фурор и был признан международным феноменом, сочетая фантастический сюжет с темами любви и судьбы.
Мамору Хосода

Лучшая работа: «Ученик чудовища» (2015)
Хосода первое время трудился в студии Toei Animation, где участвовал в создании проекта «Digimon Adventure». В 2011 году, стремясь к большей творческой свободе, основал студию Chizu. Хосода известен акцентом на теме семейных ценностей. А еще он часто включает в свои работы персонажей с животными ушками, что уже стало его фирменным стилем. Фильм «Ученик чудовища» (2015), к примеру, рассказывает историю мальчика, попавшего в мир звероподобных существ, и исследует темы наставничества и самоопределения, подчеркивая важность семьи и личностного роста.
Исао Такахата

Лучшая работа: «Сказание о принцессе Кагуя» (2013)
Соучредитель студии Ghibli Исао Такахата начинал карьеру в Toei Animation, где работал над различными анимационными проектами. В отличие от многих коллег, он предпочитал реалистичный стиль повествования и часто обращался к историческим и социальным темам. А еще Такахата не прочь поэкспериментировать. Так, «Сказание о принцессе Кагуя» (2013) выделяется уникальной акварельной анимацией, аналогов которой практически не найти. Картина рассказывает древнюю японскую легенду, но с современным эмоциональным подтекстом, соединяя таким образом ностальгию прошлого с хаосом настоящего.
Сатоси Кон

Лучшая работа: «Паприка» (2006)
Кон начинал как мангака (то есть, говоря проще, рисовал комиксы), а затем перешел в анимацию, дебютировав с фильмом «Совершенная грусть» (1997). Он известен смешением в своих работах сна, фантазии и реальности, за что даже получил неофициальный статус «японского Дэвида Линча». Фильм «Паприка» (2006), безумный и гипнотический, показывает мир снов и смывает границы между реальностью и воображением, предвосхищая темы, которые позже станут очень популярны в западном кино.
Мамору Осии

Лучшая работа: «Призрак в доспехах» (1995)
На заре карьеры Осии трудился в Tatsunoko Production, а затем присоединился к студии Pierrot. Славен этот автор пессимистическими философскими размышлениями и любовью к мрачному техногенному постапокалипсису. А также — дотошной тщательностью в отрисовке персонажей. «Призрак в доспехах» 1995 года, разбиравший темы кибернетики, сознания и идентичности, стал культовым, оказал значительное влияние на жанр научной фантастики и даже удостоился киноадаптации. Правда, посредственной.
Синъитиро Ватанабэ

Лучшая работа: «Ковбой Бибоп» (1998-1999)
Принято считать Ватанабэ главным хулиганом и эклектиком от мира аниме. Он с такой легкостью и озорством сочетает в своих работах различные жанры и музыкальные стили, что порой не понимаешь, как все это столь гармонично уживается в рамках одного произведения. «Ковбой Бибоп» играет на поле гремучей смеси научной фантастики, вестерна и джаза. И показывает, насколько кинематографичной и эмоциональной может быть анимация.