Ленин, Гайдар и инспектор МУРа: малоизвестные роли в кино Андрея Мягкова

Артисту 8 июля 2021 года могло бы исполнится 83 года.
Светлана Тучкова
|
08 Июля 2021
«Послесловие», реж. Марлен Хуциев, фото
«Послесловие», реж. Марлен Хуциев
Фото: Кадр из фильма

Мы знаем его как романтика Женю Лукашина, непутевого и по-своему дерзкого статистика Новосельцева, лаборанта НИИ с больным горлом Семена Хвостова и презираемого высшим провинциальным обществом Юлия Карандышева. Но самые известные работы в кино Андрея Мягкова – четыре из 48(!) ролей. В этом списке есть  милиционеры, следователи, ученые, а еще Герцен, Гайдар и Ленин. В день рождения артиста, 8 июля, вспоминаем не самые известные его образы. 

«Старый дом», 1969

Роль – Александр Герцен

«Старый дом», реж. Борис Бунеев, фото
«Старый дом», реж. Борис Бунеев
Фото: Кадр из фильма

Фильм повествует о ранних годах писателя и философа Александра Герцена, превознесенного в советские годы и почти забытого после краха коммунизма. 31-летний Мягков сыграл юного Сашу, нетерпимого к несправедливости и конфликтующего с отцом в исполнении Евгений Евстигнеева.  Мозаика из отдельных сцен укладывается в целостную картину, сформировавшую будущее революционера. А для Мягкова это была первая «идейная», но вполне драматическая роль, позволившая затем претендовать на известных героических персонажей.  

«Серебряные трубы», 1970

Роль – Аркадий Гайдар

«Серебряные трубы», реж. Эдуард Бочаров, фото
«Серебряные трубы», реж. Эдуард Бочаров
Фото: Кадр из фильма

Фильм-биография популярного и признанного советского писателя, автора «Тимура и его команды» Аркадия Гайдара. Повествование начинается сразу после Гражданской войны. Командир Красной армии возвращается домой и начинает писать. Сначала он читает рукописи друзьям, но число поклонников его творчество быстро растет.

Мягков сыграл человека твердых убеждений. Гайдар в его исполнении выглядит честным и мужественным. Он стоит до конца, защищая свои идеалы. Есть мнение, что именно Мягков обеспечил фильму долгую жизнь. Если «Тимура» сейчас уже не читают, то «Серебряные трубы» все еще смотрят.

«Надежда», 1973

Роль – Владимир Ульянов (Ленин)

«Надежда», реж. Марк Донской, фото
«Надежда», реж. Марк Донской
Фото: Кадр из фильма

Сходство Андрея Васильевича с Владимиром Ильичем не раз замечали гримеры МХМ им. Чехова, где служил артист. Один раз он едва не поссорился с Олегом Ефремовым из-за того, что отказался играть роль вождя в постановке по случаю очередного юбилея. Но режиссеру Марку Донскому удалось изменить мнение актера.

Ранее Донской снял дилогию о жизни вождя. Главную роль исполнил Родион Нахапетов. У последнего взыграло самолюбие, ведь режиссер не особо позволял самовыражаться, – ему требовался схематичный и узнаваемый образ. В итоге Нахапетов не стал сниматься в продолжении, – Донскому срочно требовалась замена.

Решающим аргументом для Мягкова стало то, что ему предлагали сыграть не столько вождя, сколько обычного влюбленного. Фильм был о жизни Надежды Крупской, которую сыграла Наталья Белохвостикова. После этой роли Мягков перестал быть только драматическим героем, – он стал еще и лирическим.

«Страх высоты», 1975

Роль – Антон Тихомиров

«Страх высоты», реж. Александр Сурин, фото
«Страх высоты», реж. Александр Сурин
Фото: Кадр из фильма

Молодой, перспективный ученый падает из окна собственной квартиры в день, когда успешно защищает диссертацию. Выглядит как самоубийство, но все, кто знал Тихомирова, говорят, что он любил жизнь и вообще-то боялся высоты. Расследовать дело берется следователь Мазин. Ему удается выяснить, каким ученый был на самом деле и что скрывал.

Для во всем положительного Мягкова роль Тихомирова была совершенно нетипичной. Карьерист, готовый ради повышения пойти на обман, – подобное в советском обществе осуждалось однозначно. Но актер не малюет героя только черными красками, – плохое и хорошее в нем живет параллельно, не пересекаясь.

«Гонки по вертикали», 1983

Роль – инспектор МУРа Станислав Тихонов

«Гонки по вертикали», реж. Александр Муратов, фото
«Гонки по вертикали», реж. Александр Муратов
Фото: Кадр из фильма

Инспектор Московского уголовного розыска «охотится» на вора-рецидивиста Батона. В первый раз тому удается избежать правосудия, но Тихонов готов на все, чтобы «вор сидел в тюрьме». За основу сценария положена повесть братьев Вайнеров. Однако широкому зрителю больше известна экранизация другого произведения про Тихонова – «Визит к Минотавру», в которой главную роль сыграл Сергей Шакуров.

Сыщик у Мягкова получился принципиальным, четным и порядочным, с холодным сердцем и железными нервами. Подобные образы до сих пор считаются эталоном даже для нынешних детективных сериалов, – таких героев очень не хватает.

«Послесловие», 1983

Роль – зять Владимир

«Послесловие», реж. Марлен Хуциев, фото
«Послесловие», реж. Марлен Хуциев
Фото: Кадр из фильма

«Послесловие» – фильм двух актеров Андрея Мягкова и Ростислава Плятта. Оба – представители двух поколений, по-разному относящихся к жизни и по-разному эту жизнь проживающие. Один – 40-летний ученый, заканчивающий диссертацию, другой – 75-летний старик, приехавший в гости к дочери. Зять и тесть оказываются в одном пространстве и... начинают говорить.

Мягков в фильме – воплощение поколения, живущего в погоне за социальными благами и боящегося отстать от мирового прогресса. Плятт – человек другой формации, любящий жизнь и способный в свои 75 проявлять любопытство и удивляться. Словесные дуэли обоих больше напоминают не пикировки, а мягкий конфликт людей разных психотипов и жизненного опыта.  

«Последняя дорога», 1986 год

Роль – глава тайной полиции Дубельт

«Последняя дорога», реж. Леонид Менакер, фото
«Последняя дорога», реж. Леонид Менакер
Фото: Кадр из фильма

Фильм о последних часах жизни Александра Пушкина. Сюжет основан на пьесе Михаила Булгакова, хотя в титрах его имени не указано. Основные действия происходят после дуэли на Черной речке поэта и Жоржа Дантеса. В дело вмешивается полиция, друзья пытаются спрятать письма поэта, а народ толпами устремляется к телу, чтобы попрощаться. 

Андрей Мягков воплотил в кино Дубельта, человека, который сыграл не последнюю роль в судьбе Пушкина. Когда-то Дубельт дружил с декабристами, что едва не стоило ему карьеры. Ошибки прошлого приходится «искупать». Образ получился противоречивым, – Дубельт не глуп, ему не чужды живые эмоции. Но он верный слуга государства и царя и добросовестно исполняет свой долг.

Новости партнеров