
Свой 70-й день рождения Эмир Кустурица празднует в России. Это, конечно, неслучайное стечение обстоятельств: сербский режиссер боснийского происхождения никогда не скрывал своих симпатий к русской культуре и россиянам — а мы отвечали ему взаимностью.
«Время цыган» («Дом для повешения», 1988)

Кустурица обладает особым чувством юмора, так называемым «юмором висельника». Причем в буквальном смысле слова — достаточно прочитать оригинальное название этого фильма. «Время цыган» рассказывает о юном рома, который живет в трущобах и мечтает о лучшей жизни. В этой картине впервые проявился неповторимый стиль Эмира Кустурицы: магический реализм, помноженный на сюр. В 2007-м Кустурица поставил на сцене парижской «Бастилии» панк-оперу «Время цыган» — своеобразный ремейк, правда, уже без гениальной музыки Горана Бреговича.
«Андеграунд» (1995)

Opus magnum режиссера, четырехчасовая (в авторском варианте пятичасовая) фреска об истории его родной страны с 1941 по 1992 год. Когда в начале девяностых Югославия распалась, Кустурица жил в Америке, но события, происходившие у него на родине, потрясли режиссера: его дом в Сараеве сожгли, а отец умер от сердечного приступа. Кустурица решил переосмыслить произошедшее с родиной, сняв фильм-притчу, фильм-метафору: в условном «подземелье» (другой и более точный перевод названия) на полвека оказалась вся страна. Проходит Вторая Мировая война, наступает война Холодная, а потом гражданская — брат идет на брата. Страшная, абсурдная и смешная картина Кустурицы была буквально нашпигована метафорами и цитатами, в ней можно увидеть и Феллини, и Шагала, и христианскую символику, и даже «Форреста Гампа» (своих героев Кустурица запросто помещает в документальную хронику так же, как годом ранее это делал Земекис). «Андеграунд» стал визитной карточкой режиссера, в Каннах фильму рукоплескали.
«Черная кошка, белый кот» (1998)

«Мне кажется, это начало прекрасной дружбы», — этой фразой заканчивается не только великая «Касабланка», но и «Черная кошка, белый кот».
Совершенно безумная абсурдистская комедия с балканским колоритом, в которой два гангстера (один богатый, другой бедный) и их многочисленные родичи крадут цистерны с бензином. А еще гуляют на свадьбе с невестой-карлицей, прячут деньги в аккордеон и катаются на мотороллере в поле подсолнухов.
После провала своего первого и последнего на 100% американского фильма («Аризонская мечта» с самим Джонни Деппом) Кустурица объявил, что уходит из игрового кино — ему тогда едва исполнилось сорок. Никто не воспринял это заявление всерьез и правильно сделал: работая над документалкой о цыганской музыке, Кустурица так увлекся, что решил снять большой и яркий «клип» на эту музыку — так появилась «Черная кошка, белый кот».
«Серебряный лев» Венецианского фестиваля.
«Жизнь как чудо» (2004)

Пронзительная трагикомедия об абсурдности любой братоубийственной войны. Лука и Сабаха любят друг друга, но он — белградский инженер, а она — заложница-боснийка. Железная дорога, которая должна была связать Сербию и Боснию, становится метафорой разделения. «Жизнь…» была полностью снята в утопической деревне в Дрвенграде, которую Кустурица построил для себя, своих друзей и близких: все улицы здесь названы в честь людей, которыми режиссер восхищается (от Че Гевары до Андрея Тарковского), и там точно нет границ, разделяющих людей на два полярных политических лагеря.
«По млечному пути» (2016)

Эмир Кустурица часто появляется в собственных фильмах, но в основном в эпизодах. Во «Млечном пути» он уже играет главную роль, а роль его возлюбленной исполнила… Моника Беллуччи (Тим Бертон может не ревновать, это произошло задолго до их встречи).
Это снова трагикомедия про наивного бедного дурачка в лице деревенского молочника, который влюбляется в роскошную итальянку. Но влюбленных снова разлучает война. Ничего нового, но смотрится так же завораживающе, как и ранние фильмы режиссера
«Война в этом фильме только в одной из финальных сцен, а в остальное время только атмосфера войны. Мой герой просто возит молоко на поле боя. И это символично, ведь молоко само по себе библейский символ. Каждый раз, когда он едет по своей дороге на линию фронта и возвращается в деревню, он на святом пути», — только Кустурица может рассказать о войне так поэтично. И, пожалуй, когда он сравнивает свои фильмы с картинами Шагала, это не такое уж преувеличение.