Оскароносный мексиканский режиссер Гильермо дель Торо, прославившийся в жанрах ужасов, фэнтези и мистики, отмечает 60-летие. По случаю юбилея постановщика вспоминаем его главные работы в полнометражном кино — от первых экспериментов с формой до всемирного признания.
«Хронос», 1993
Первый полнометражный фильм дель Торо — это необычная история о вампиризме. В центре сюжета – изобретатель, создающий магическое устройство, дарующее вечную жизнь. Однако за бессмертие приходится заплатить ужасную цену. Картина, несмотря на крайне ограниченный бюджет, получила признание критиков за оригинальность и визуальный стиль, выиграла несколько наград на международных кинофестивалях, включая Каннский, а о дель Торо сразу заговорили как о новой звезде фильмов ужасов
«Мутанты», 1997
Дебют дель Торо в Голливуде — научно-фантастический триллер об ученых, которые создают генетически модифицированных насекомых для борьбы с эпидемией, но монстры выходят из-под контроля. Несмотря на интересную концепцию и атмосферу, критики и зрители восприняли фильм сдержанно, отметив недостаток оригинальности. Картина оказалась коммерчески неудачной, и режиссер позднее открыто выражал недовольство вмешательством студии Miramax в процесс съемок.
«Хребет дьявола», 2001
Эта лента, действие которого разворачивается в Испании времен гражданской войны, сочетает историческую действительность с мистическим ужасом, что в дальнейшем станет едва ли не визитной карточкой режиссера. В центре сюжета — мальчик-сирота, который сталкивается с призраками в стенах своего убежища. «Хребет дьявола» был высоко оценен критиками за глубокую атмосферу и эмоциональный подтекст, укрепив репутацию дель Торо как мастера мрачных, но трогательных историй.
«Блэйд 2», 2002
Во втором «Бдэйде», супергеройском фильме о полувампире, борющемся со своими мутировавшими собратьями, дель Торо удачно внедрил в экшен элементы хоррора, получив массу восторженных откликов за визуальный стиль и боевые сцены. Сиквел оказался кассово успешным, собрав более 150 миллионов по всему миру, и, несмотря на не вполне типичную для постановщика жанровую принадлежность, укрепил позиции режиссера Голливуде.
«Хеллбой», 2004
Экранизация одноименного комикса о демоне, работающем на правительство США и борющемся с различными сверхъестественными угрозами, виртуозно сочетала в себе экшен, фэнтези и юмор. Хвалили фильм за стиль и чуткое следование оригинальному материалу, правда, кассовым хитом «Хеллбой» при этом не стал. Но его уникальная эстетика и проработанный мир сделали картину культовой среди фанатов.
«Лабиринт Фавна», 2006
Один из самых известных и высокооцененных фильмов дель Торо, действие которого происходит в послевоенной Испании, где маленькая девочка Офелия сталкивается с жестокостью реального мира и чудесами мистического лабиринта, в котором случайно оказывается. Фильм, исполненный в классическом литературном жанре магического реализма, был восторженно и критиками, и публикой. Визуальная мощь, эмоциональная глубина, аллегорические темы — благодаря всему этому «Лабиринт Фавна» стал международным хитом и получил три «Оскара».
«Хеллбой 2: Золотая армия», 2008
Продолжение истории Хеллбоя — на этот раз герой противостоит древнему эльфийскому принцу, который пытается вернуть власть над магическим миром. Получив положительные отзывы за визуальные эффекты и режиссуру, картина все же не оправдала прокатных ожиданий, выступив слабее, чем ожидалось, но все равно в два раза перебив 80-миллионный бюджет.
«Тихоокеанский рубеж», 2013
Неожиданно мастер мрачных сказок дель Торо выдал немножко Майкла Бэя и снял блокбастер о гигантских роботах, сражающихся с чудовищами из других измерений. Впечатляющих спецэффектов и эпичных сражений было в достатке, но вот сюжет только ленивый не раскритиковал за шаблонность. В прокате проект выступил более чем уверенно, но сам постановщик позже признал, что не вполне удовлетворен своей работой.
«Багровый пик», 2015
Готическая история о молодой женщине, которая попадает в старинный особняк, где начинают происходить жуткие события, предлагает зрителю мистическую и романтическую драму. Как это периодически случается с дель Торо, атмосферу и визуальную эстетику картины хвалили взахлеб, в то время как банальный сюжет и одномерных персонажей активно критиковали. Кроме того, кассово фильм оказался не вполне успешным, едва отбив бюджет, так что этот проект постановщика принято считать скорее неудачным.
«Форма воды», 2017
Фантастическая история любви между женщиной, работающей уборщицей в секретной военной лаборатории, и загадочным существом, там содержащимся. Картина, ознаменовавшая собой кульминацию творческого метода дель Торо, исследует темы одиночества, принятия и любви, а обрамляет это все мрачноватая, но очаровательная ретро-стилистика. Фильм получил четыре «Оскара», включая награды за лучший фильм и режиссуру, став настоящим триумфом постановщика.
«Аллея кошмаров», 2021
Вступив на территорию неонуарного триллера, дель Торо снял по роману Уильяма Линдсэя Грешама фильм о карнавальном мошеннике, сталкивающемся с роковыми последствиями своего обмана. Имея в своей основе интригующий сюжет, звездный каст (Брэдли Купер, Кейт Бланшетт, Уиллем Дефо, Руни Мара, Рон Перлман) и атмосферу «старого Голливуда», фильм хоть и получил четыре номинации на «Оскар» и персональную похвалу от Мартина Скорсезе, но в прокате провалился — во многом из-за избыточного хронометража в 150 минут и отсутствия однозначно положительных персонажей.