5 ноября исполняется 90 лет со дня рождения режиссера Киры Муратовой — создателя неоднозначных, авангардных картин, о посылах и смыслах которых спорят до сих пор. Всего постановщица сняла 20 фильмов. О шести самых значимых рассказываем в нашей подборке.
«Короткие встречи», 1967
Сюжет
В центре фильма — история взаимоотношений двух женщин и одного мужчины. Чиновница Валентина Ивановна (ее сыграла сама Муратова) пытается найти баланс между карьерой и личной жизнью, в то время как сыгранный Владимиром Высоцким ее муж геолог Максим — свободолюбивый человек, который не может смириться с условностями брака. Также в любовный треугольник вовлечена простая деревенская девушка Надя (Нина Русланова).
Изобразительные приемы и стиль
Муратова в «Коротких встречах» использует документальный подход к съемкам, подчеркивая натуралистичность происходящего. Интимным и личным ленту делает внимание режиссера к деталям, как бы мимолетная наблюдательность за повседневной жизнью. Муратова активно использует технику внутреннего монолога, предоставляя возможность зрителю глубже погружаться в переживания героев.
Основные темы
Фильм поднимает вопросы одиночества, невозможности личного счастья и поисков смысла в серых буднях. Валентина и Надя представляют собой противоположные миры: одна живет в городе и тяготится карьерой, другая — наивная провинциалка, мечтающая о любви.
Воздействие на зрителя
Зритель погружается в реальность героев через чередование монотонных будней и вспышек эмоций. В основе картины — меланхолия, порождающая образ неизбежной неудовлетворенности и невозможности достичь гармонии.
Критика и наследие
Вышедший в сложный для советского кинематографа период фильм не был сразу оценен по достоинству. Однако в последующие десятилетия «Короткие встречи» стали культовой картиной, олицетворяющей зарождение уникального авторского стиля Киры Муратовой.
«Долгие проводы», 1971
Сюжет
Фильм рассказывает о сложных взаимоотношениях между матерью Евгенией Васильевной (Зинаида Шарко) и ее сыном Сашей (Олег Владимирский). Мать, пытаясь удержать взрослого сына рядом с собой, постепенно теряет связь с реальностью, а молодой человек стремится к независимости и свободе.
Изобразительные приемы и стиль
Постановщица создает ощущение замкнутого пространства и эмоциональной напряженности, попеременно играя медленным ритмом повествования и крупными планами, доводя каждую эмоцию героев до выразительного предела. Кроме того, в картине много и полностью немых сцен, где действия звучат громче, чем слова.
Основные темы
Одна из главных тем — конфликт поколений. Муратова детально показывает внутреннюю драму матери, которая не может принять взросление сына и его желание отделиться. Поднимается и вопрос разрыва между традициями и новыми ценностями молодого поколения.
Воздействие на зрителя
«Долгие проводы» вызывают чувство отчаяния и тревоги. Мать кажется почти одержимой своей привязанностью к сыну, что заставляет задуматься о базовой природе любви и созависимости.
Критика и наследие
Фильм подвергся цензуре и был запрещен к показу до середины 1980-х. Лишь спустя годы его признали одним из лучших примеров глубокого психологического кино.
«Астенический синдром», 1989
Сюжет
Лента состоит из двух смысловых частей. Первая — история потерявшей мужа женщины (Ольга Антонова), которая не может справиться с горем. Вторая — рассказ о мужчине-учителе (Сергей Попов), страдающем от астенического синдрома, то есть состояния хронической усталости и депрессии.
Изобразительные приемы и стиль
«Астенический синдром» — одна из самых экспериментальных работ Муратовой. Фильм наполнен элементами абсурда, иногда происходящее на экране граничит с сюрреализмом. Режиссер намеренно смешивает документальные и игровые элементы, нарушает традиционные сюжетные структуры, создавая чувство хаоса и бессмысленности происходящего.
Основные темы
Картина разрабатывает темы эмоционального выгорания и социального отчуждения. Через образы героев Муратова говорит о кризисе личности в эпоху общественных перемен.
Воздействие на зрителя
«Астенический синдром» шокирует и тревожит. Неприятные сцены, длинные планы и монотонный ритм погружают зрителя в состояние эмоционального истощения, которое переживают герои.
Критика и наследие
Фильм предсказуемо вызвал полярные оценки — от восторга до резкой критики. Однако именно эта работа принесла Муратовой международное признание, заработав «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале.
«Увлеченья», 1994
Сюжет
Картина представляет собой своеобразную антологию жизни провинциального прибрежного городка, где влачат праздное существование две девушки — блондинка Лилия (Рената Литвинова) и брюнетка Виолетта (Светлана Коленда). Жокей Олег Николаев обучает одну из девушек верховой езде, а другой жокей в борьбе за ту же девушку вызывает Олега на поединок.
Изобразительные приемы и стиль
Муратова использует многослойную структуру повествования, делая акцент на мелочах и бытовых деталях. Визуальный язык, абстрактный, но в тоже время сконцентрированный, подчеркивает гротескность ситуаций, в которых оказываются герои.
Основные темы
В фильме исследуются человеческие слабости, такие как жадность, зависть и пустота бытия. Муратова создает атмосферу, в которой повседневность становится фоном для философских размышлений о жизни.
Воздействие на зрителя
«Увлеченья» специально сняты так, что вызывают смешанные чувства. Меланхолия и черный юмор дополняют друг друга, и на абсурдность человеческих взаимоотношений оказывается возможным взглянуть под новым углом.
Критика и наследие
Фильм был хорошо принят критиками, которые отметили его нестандартную структуру и философскую глубину. «Увлеченья» закрепили статус Муратовой как одной из ведущих постановщиц постсоветского пространства.
«Три истории», 1997
Сюжет
Фильм состоит из трех отдельных криминальных новелл, каждая из которых рассказывает о странных и порой жутковатых эпизодах из жизни людей.
Изобразительные приемы и стиль
Продолжая экспериментировать с формой и жанром, Муратова щедро добавляет в картину элементы сюрреализма и черного юмора, создающие уже фирменную для постановщицы атмосферу тревоги и абсурда. Визуальный ряд при этом оказывается перенасыщен контрастами и резкими сменами настроения.
Основные темы
Темы насилия, бессмысленности жизни и внутренней пустоты пронизывают всю ленту. Муратова показывает, как обыденные ситуации могут превращаться в трагедии или фарсы.
Воздействие на зрителя
«Три истории» погружают зрителя в мир, где нет четких моральных ориентиров. Это тревожное и порой отталкивающее кино, которое заставляет задуматься о жестокости и равнодушии современного общества.
Критика и наследие
Фильм вызвал много споров среди зрителей и критиков. Некоторые восприняли его как слишком мрачный и пессимистичный, но другие отметили его глубокую философскую составляющую.
«Настройщик», 2004
Сюжет
История о настройщике роялей Андрюше (Георгий Делиев), который решает заняться мошенничеством и обманывает богатых женщин, играя на их доверии, чтобы завоевать сердце привыкшей к роскоши Лины (Рената Литвинова).
Изобразительные приемы и стиль
Муратова вновь обращается к жанру трагифарса, создавая непредсказуемые повороты сюжета и насыщая фильм черным юмором. Визуальный ряд отличается утонченностью, а внимание к деталям подчеркивает эстетическую сторону фильма.
Основные темы
«Настройщик» исследует темы морали, обмана и самоидентификации. Режиссер задается вечным вопросом о том, что же все-таки движет человеком — желание творить или стремление к личной выгоде? Оказавшийся мошенником пианист становится символом современного человека, который ищет выход из личных и социальных тупиков через хитрость и обман. Постепенно на первый план выходит уже другой, главный вопрос: что такое искусство? Подлинное выражение души или только способ манипуляции?
Воздействие на зрителя
Фильм построен на эклектичной смеси иронии и трагизма. Зрителю сложно однозначно оценить героя. С одной стороны, его действия аморальны, с другой — в его образе видится своеобразный протест против обыденности и шаблонов жизни.
Критика и наследие
«Настройщик» получил высокие оценки как в России, так и за рубежом. Критики отметили, что фильм стал новым шагом в творчестве Муратовой, продолжив ее поиски в жанре трагифарса и исследования природы человеческих взаимоотношений.