90 лет со дня рождения Киры Муратовой: лучшие фильмы великой постановщицы

Шесть картин, исследующих противоречивую сущность человека.
«Кто тебя победил? Никто» фото
«Кто тебя победил? Никто»
Фото: кадр из фильма

5 ноября исполняется 90 лет со дня рождения режиссера Киры Муратовой — создателя неоднозначных, авангардных картин, о посылах и смыслах которых спорят до сих пор. Всего постановщица сняла 20 фильмов. О шести самых значимых рассказываем в нашей подборке.

«Короткие встречи», 1967

«Короткие встречи» фото
«Короткие встречи»
Фото: кадр из фильма

Сюжет

В центре фильма — история взаимоотношений двух женщин и одного мужчины. Чиновница Валентина Ивановна (ее сыграла сама Муратова) пытается найти баланс между карьерой и личной жизнью, в то время как сыгранный Владимиром Высоцким ее муж геолог Максим — свободолюбивый человек, который не может смириться с условностями брака. Также в любовный треугольник вовлечена простая деревенская девушка Надя (Нина Русланова).

Изобразительные приемы и стиль

Муратова в «Коротких встречах» использует документальный подход к съемкам, подчеркивая натуралистичность происходящего. Интимным и личным ленту делает внимание режиссера к деталям, как бы мимолетная наблюдательность за повседневной жизнью. Муратова активно использует технику внутреннего монолога, предоставляя возможность зрителю глубже погружаться в переживания героев.

Основные темы

Фильм поднимает вопросы одиночества, невозможности личного счастья и поисков смысла в серых буднях. Валентина и Надя представляют собой противоположные миры: одна живет в городе и тяготится карьерой, другая — наивная провинциалка, мечтающая о любви.

Воздействие на зрителя

Зритель погружается в реальность героев через чередование монотонных будней и вспышек эмоций. В основе картины — меланхолия, порождающая образ неизбежной неудовлетворенности и невозможности достичь гармонии.

Критика и наследие

Вышедший в сложный для советского кинематографа период фильм не был сразу оценен по достоинству. Однако в последующие десятилетия «Короткие встречи» стали культовой картиной, олицетворяющей зарождение уникального авторского стиля Киры Муратовой.

«Долгие проводы», 1971

«Долгие проводы» фото
«Долгие проводы»
Фото: кадр из фильма

Сюжет

Фильм рассказывает о сложных взаимоотношениях между матерью Евгенией Васильевной (Зинаида Шарко) и ее сыном Сашей (Олег Владимирский). Мать, пытаясь удержать взрослого сына рядом с собой, постепенно теряет связь с реальностью, а молодой человек стремится к независимости и свободе.

Изобразительные приемы и стиль

Постановщица создает ощущение замкнутого пространства и эмоциональной напряженности, попеременно играя медленным ритмом повествования и крупными планами, доводя каждую эмоцию героев до выразительного предела. Кроме того, в картине много и полностью немых сцен, где действия звучат громче, чем слова.

Основные темы

Одна из главных тем — конфликт поколений. Муратова детально показывает внутреннюю драму матери, которая не может принять взросление сына и его желание отделиться. Поднимается и вопрос разрыва между традициями и новыми ценностями молодого поколения.

Воздействие на зрителя

«Долгие проводы» вызывают чувство отчаяния и тревоги. Мать кажется почти одержимой своей привязанностью к сыну, что заставляет задуматься о базовой природе любви и созависимости.

Критика и наследие

Фильм подвергся цензуре и был запрещен к показу до середины 1980-х. Лишь спустя годы его признали одним из лучших примеров глубокого психологического кино.

«Астенический синдром», 1989

«Астенический синдром» фото
«Астенический синдром»
Фото: кадр из фильма

Сюжет

Лента состоит из двух смысловых частей. Первая — история потерявшей мужа женщины (Ольга Антонова), которая не может справиться с горем. Вторая — рассказ о мужчине-учителе (Сергей Попов), страдающем от астенического синдрома, то есть состояния хронической усталости и депрессии.

Изобразительные приемы и стиль

«Астенический синдром» — одна из самых экспериментальных работ Муратовой. Фильм наполнен элементами абсурда, иногда происходящее на экране граничит с сюрреализмом. Режиссер намеренно смешивает документальные и игровые элементы, нарушает традиционные сюжетные структуры, создавая чувство хаоса и бессмысленности происходящего.

Основные темы

Картина разрабатывает темы эмоционального выгорания и социального отчуждения. Через образы героев Муратова говорит о кризисе личности в эпоху общественных перемен.

Воздействие на зрителя

«Астенический синдром» шокирует и тревожит. Неприятные сцены, длинные планы и монотонный ритм погружают зрителя в состояние эмоционального истощения, которое переживают герои.

Критика и наследие

Фильм предсказуемо вызвал полярные оценки — от восторга до резкой критики. Однако именно эта работа принесла Муратовой международное признание, заработав «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале.

«Увлеченья», 1994

«Увлеченья» фото
«Увлеченья»
Фото: кадр из фильма

Сюжет

Картина представляет собой своеобразную антологию жизни провинциального прибрежного городка, где влачат праздное существование две девушки — блондинка Лилия (Рената Литвинова) и брюнетка Виолетта (Светлана Коленда). Жокей Олег Николаев обучает одну из девушек верховой езде, а другой жокей в борьбе за ту же девушку вызывает Олега на поединок.

Изобразительные приемы и стиль

Муратова использует многослойную структуру повествования, делая акцент на мелочах и бытовых деталях. Визуальный язык, абстрактный, но в тоже время сконцентрированный, подчеркивает гротескность ситуаций, в которых оказываются герои.

Основные темы

В фильме исследуются человеческие слабости, такие как жадность, зависть и пустота бытия. Муратова создает атмосферу, в которой повседневность становится фоном для философских размышлений о жизни.

Воздействие на зрителя

«Увлеченья» специально сняты так, что вызывают смешанные чувства. Меланхолия и черный юмор дополняют друг друга, и на абсурдность человеческих взаимоотношений оказывается возможным взглянуть под новым углом.

Критика и наследие

Фильм был хорошо принят критиками, которые отметили его нестандартную структуру и философскую глубину. «Увлеченья» закрепили статус Муратовой как одной из ведущих постановщиц постсоветского пространства.

«Три истории», 1997

«Три истории» фото
«Три истории»
Фото: кадр из фильма

Сюжет

Фильм состоит из трех отдельных криминальных новелл, каждая из которых рассказывает о странных и порой жутковатых эпизодах из жизни людей. 

Изобразительные приемы и стиль

Продолжая экспериментировать с формой и жанром, Муратова щедро добавляет в картину элементы сюрреализма и черного юмора, создающие уже фирменную для постановщицы атмосферу тревоги и абсурда. Визуальный ряд при этом оказывается перенасыщен контрастами и резкими сменами настроения.

Основные темы

Темы насилия, бессмысленности жизни и внутренней пустоты пронизывают всю ленту. Муратова показывает, как обыденные ситуации могут превращаться в трагедии или фарсы.

Воздействие на зрителя

«Три истории» погружают зрителя в мир, где нет четких моральных ориентиров. Это тревожное и порой отталкивающее кино, которое заставляет задуматься о жестокости и равнодушии современного общества.

Критика и наследие

Фильм вызвал много споров среди зрителей и критиков. Некоторые восприняли его как слишком мрачный и пессимистичный, но другие отметили его глубокую философскую составляющую.

«Настройщик», 2004

«Настройщик» фото
«Настройщик»
Фото: кадр из фильма

Сюжет

История о настройщике роялей Андрюше (Георгий Делиев), который решает заняться мошенничеством и обманывает богатых женщин, играя на их доверии, чтобы завоевать сердце привыкшей к роскоши Лины (Рената Литвинова).

Изобразительные приемы и стиль

Муратова вновь обращается к жанру трагифарса, создавая непредсказуемые повороты сюжета и насыщая фильм черным юмором. Визуальный ряд отличается утонченностью, а внимание к деталям подчеркивает эстетическую сторону фильма.

Основные темы

«Настройщик» исследует темы морали, обмана и самоидентификации. Режиссер задается вечным вопросом о том, что же все-таки движет человеком — желание творить или стремление к личной выгоде? Оказавшийся мошенником пианист становится символом современного человека, который ищет выход из личных и социальных тупиков через хитрость и обман. Постепенно на первый план выходит уже другой, главный вопрос: что такое искусство? Подлинное выражение души или только способ манипуляции?

Воздействие на зрителя

Фильм построен на эклектичной смеси иронии и трагизма. Зрителю сложно однозначно оценить героя. С одной стороны, его действия аморальны, с другой — в его образе видится своеобразный протест против обыденности и шаблонов жизни. 

Критика и наследие

«Настройщик» получил высокие оценки как в России, так и за рубежом. Критики отметили, что фильм стал новым шагом в творчестве Муратовой, продолжив ее поиски в жанре трагифарса и исследования природы человеческих взаимоотношений.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Гороскоп на выходные 7 и 8 декабря для всех знаков зодиака
«Может захотеться чего-то нового — и звезды рекомендуют изменить привычный маршрут. Посетите места, где вы раньше не были, попробуйте то, благодаря чему вы сможете выйти за рамки привычного — яркие ощущения разбудят ваши таланты и поднимут настроение», — говорит астролог Руслана Краснова.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Дмитрий Нагиев
актер, телеведущий, шоумен
Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Ирина Орлова
астролог