Ей восторгался Федерико Феллини, сравнивая с Италией, полной страсти и величия. Ей пел дифирамбы Витторио Де Сика, называя «второй Мадонной» и «душой итальянского кино». А выдающийся модельер Джорджио Армани окрестил ее «олицетворением стиля и элегантности». Софи Лорен — настоящий культурный феномен послевоенной Европы. Женственная, страстная, задвигающая мужчин на второй план. Она была ярким представителем своей эпохи, когда итальянский кинематограф наконец сбросил оковы фашизма, а знаменитая студия «Чинечитта» обрела славу «Голливуда на Тибре», избавившись от дурного прошлого. Именно на ту пору небывалого ренессанса в национальной индустрии кино и пришелся взлет Софи Лорен.
София Констанца Виллани Шиколоне появилась на свет 20 сентября 1934 года в небольшом рыбацком городке Поццуоли, что лежит к западу от Неаполя. Ее мать была учительницей музыки, а отец — работником железной дороги. Правда, с последним она толком не зналась и в жизни пересекалась лишь три раза. Однако она была уверена, что происходит из знатного рода, а потому любила к своему имени добавлять различные титулы: к примеру, виконтесса Пиццоли или леди Казерта (провинция также близ Неаполя). Для остальных же она была «зубочисткой». Такое прозвище она получила из-за высокого роста и худощавого телосложения.
Финансовое положение семьи было тяжелым и в относительно спокойные времена, а в годы Второй Мировой так и вовсе стало критически сложным. Тогда ее родной город был стратегически важным портом для снабжения стран Оси, в частности нацистской Германии, а потому он регулярно подвергался бомбардировкам союзников по антигитлеровской коалиции. Во время одного из таких налетов будущая актриса получила осколочное ранение в подбородок и нижнюю часть челюсти. После этого семья Шиколоне была вынуждена перебраться в Неаполь. В сентябре 1943 году в городе вспыхнуло легендарное восстание, по итогам которого итальянское движение Сопротивления нанесло сокрушительное поражение немецким оккупантам и армии Муссолини в регионе, и жизнь семейства с того времени начала налаживаться.
После войны Шиколоне перебрались обратно в родной Поццуоли, где бабушка по материной линии Луиза открыла в гостиной их дома паб, который пользовался популярностью у базировавшихся неподалеку американских военных. В 1950 году Софи заняла второе место на конкурсе красоты «Мисс Италия», получив титул «Мисс Элегантность», который на долгие годы привяжется к ней. Тогда же она познакомилась со своим будущим мужем — продюсером Карло Понти. Он был старше ее на 22 года и де-юре находился в брачных отношениях со своей первой женой Джулианной, от которой в дальнейшем долгие годы никак не мог добиться развода. Именно Карло надоумил Софи взять тот самый благозвучный псевдоним Лорен.
Спустя год в возрасте 16 лет она поступила на актерское мастерство в Национальную киношколу Италии, после чего начался стремительный подъем ее карьеры. Уже в 1953 году Софи Лорен исполнила главные роли в оперном мюзикле «Аида» Клементе Фракасси и комедийном пеплуме «Две ночи с Клеопатрой» Марио Маттоли. В последнем она воплотила на экране амплуа коварной обольстительницы, чьи фавориты на следующее утро оказываются мертвыми.
Затем молодой актрисе посчастливилось сыграть в фильме купающегося в лучах славы Витторио Де Сика, чьи картины «Шуша» и «Похитители велосипедов» обрели широкую известность не только в Италии, но и за ее пределами. В альманахе «Золото Неаполя» Лорен досталась главная роль во второй новелле. В 1955 году ее экранным партнером по фильму «Прекрасная мельничиха» стал тогда еще не слишком известный Марчелло Мастроянни, а в 1957 году в картине «Гордость и страсть» — уже сам Фрэнк Синатра. Во многом именно благодаря этим ролям она смогла пробиться в мировой кинематограф.
В том же году пара Карло Понти и Софи Лорен официально расписалась. Правда, сделали они это в Мексике, дабы избежать бюрократических дрязг в Италии. Только уже в 1962 году его пришлось расторгнуть из-за обвинений в двоеженстве и юридических тонкостей, не позволяющих считать союз в полной мере действительным. Пара продолжала жить вместе. Тогда же актрису и настигло мировое признание. Хороший друг семьи — упомянутый ранее режиссер-неореалист Витторио Де Сика — позвал актрису в свой новый фильм под названием «Чочара», за который впоследствии актриса была удостоена множества наград, в том числе премии «Оскар» за лучшую женскую роль. Правда, на вручение она так и не явилась, сославшись на то, что боится потерять сознание во время церемонии. Она стала первой актрисой не из Америки, получившей такую награду.
В 1967 году Карло, наконец добившись от бывшей жены развода, вновь обручился с Софи, но будучи уже подданными Франции. Совместная жизнь с Понти была омрачена проблемами актрисы по женской линии. Она долго не могла забеременеть, затем перенесла два выкидыша, из-за чего ее психологическое здоровье было подорвано. В течение десяти лет актриса боролась с бесплодием. Забеременев с третьей попытки, она решила провести девять месяцев, не выходя из дома, опасаясь за малыша. Ради ребенка она даже была готова отказаться от карьеры. В 1968 году на свет появился Карло Понти-младший, а через четыре года она родила второго — Эдоардо. Не доверяя воспитание своих детей няням, она стала очень редко появляться в кино. В автобиографии Софи признавалась, что в тот момент была готова раз и навсегда завязать с актерством, поскольку оно отвлекало ее от материнских обязанностей.
После переезда во Францию с супругом Софи влипла в историю, которому сама считает «затянувшимся абсурдом». Ее судебные тяжбы, связанные с обвинением в неуплате налогов и предоставлением недостоверной декларации доходов, длились почти сорок лет. Они были вызваны ошибкой бухгалтерии. В 1982 году ее арестовали на тридцать суток. Правда, отсидела Лорен из них лишь восемнадцать, после чего вышла за примерное поведение и на долгое время покинула Италию. Обвинения с актрисы были сняты лишь в 2013 году.
Карло Понти, подаривший актрисе билет в мир большого кино и бывший для нее настоящей опорой в трудные годы, скончался в 2007 году от болезни легких. В последующие тринадцать лет Софи Лорен снялась в пяти проектах, самым известным из которых был мюзикл Роба Маршалла «Девять». Но в 2020 году она вновь триумфально вернулась на экраны с фильмом «Вся жизнь впереди», который срежиссировал ее сын Эдоардо. Картина стала хитом стриминг-сервиса Netflix, была удостоена множества наград и тепло встречена критиками.