Брижит Бардо — 90: лучшие роли чарующей блондинки, ставшей секс-символом Франции

Подборка фильмов с участием великой актрисы.
Никита Маргаев
|
28 Сентября 2024
"Шалако" фото
"Шалако"
Фото: кадр из фильма

Сегодня 90 лет исполняется Брижит Бардо — той, кого философ Жан-Поль Сартр величал иконой борьбы за раскрепощение женщин и главным символом эпохи наряду с Че Геварой. Ей восторгались Федерико Феллини, Франсуа Трюффо и Жан-Люк Годар — виднейшие режиссеры своего времени. Она была неотъемлемым элементом буйных 60-х наравне с движением хиппи, сексуальной революцией, студенческими протестами, музыкой The Beatles, брюкам клеш и сапогами гоу-гоу. Что говорить, если название одной из самых распространенных женских причесок того времени отсылало к имени персонажа, сыгранного Бардо.

Брижит ушла из профессии в 1973 году, после чего посвятила свою жизнь защите прав животных. За свою двадцатилетнюю карьеру у нее набралось немало культовых ролей. По случаю юбилея вспоминаем самые яркие появления на экране харизматичной блондинки. 

«И Бог создал женщину» (1956)

«И Бог создал женщину» фото
«И Бог создал женщину»
Фото: кадр из фильма

Этот фильм стал знаковым не только для Брижит Бардо, но и для ее первого супруга — режиссера Роже Вадима. Именно в этой картине впервые так громко с больших экранов зазвучала тема женской эмансипации. Свободолюбивая и раскрепощенная Жюльет в исполнении Бардо стала такой же культурной иконой для девушек, коей для парней был Джеймс Дин в «Бунтаре без причин». И если в Европе «И Бог создал женщину» приняли в основном положительно, то ситуация с прокатом в куда более консервативных Соединенных Штатах была сложнее: фильм Роже Вадима регулярно подвергался нападкам со стороны правых активистов и религиозных организаций. К тому же, французская новинка создавала конкуренцию пуританскому кино, одобренному в соответствии с Кодексом Хейса. 

По мнению многих современных исследователей, лента своим выходом предвосхитила сексуальную революцию и вторую волну феминизма. 

«Бабетта идет на войну» (1959)

«Баббетта идет на войну» фото
«Баббетта идет на войну»
Фото: кадр из фильма

Спустя три года после роли, принесшей скандальную известность Бардо, она вновь снимается в фильме, что идет вразрез с общественными нормами и постулатами. На сей раз это комедийный фарс в антураже Второй Мировой. Тогда шли серьезные дискуссии, насколько уместно в контексте пережитой трагедии совмещать подобную тематику с развлекательным жанром. Одни апеллировали к тому, что в военные годы хватало карикатурных произведений, высмеивающих врага, другие — к тому, что сюжет уж слишком комичный для выбранного исторического периода. В центре внимания Бабетта — легкомысленная, глуповатая, но крайне соблазнительная француженка, которую вербует английская разведка для миссий в немецком тылу ввиду того обстоятельства, что та похожа на любовницу высокопоставленно нациста фон Аренберга. 

Фильм стал классикой жанра и разошелся на цитаты, а прическа героини Бардо стала сверхпопулярной у молодежи, причем, как ни странно, особенно в Советском Союзе. 

«Истина» (1960) 

«Истина» фото
«Истина»
Фото: кадр из фильма

Режиссера Анри-Жоржа Клузо называли «французским Хичкоком» за то, как он мастерски выстраивал саспенс на экране и экспериментировал с формами повествования. Картина «Истина» остается самой удачной в фильмографии позднего периода его творчества. Многоуровневая черно-белая судебная драма, основанная на реальных событиях (резонансное дело Полин Дюбюисон), стала вершинной творчества и для Брижит Бардо. Ей удалось превосходно передать внутренний конфликт героини, которую сторона обвинения называла распутной девицей, а сторона защиты — невинной жертвой обстоятельств. Особенно выдающейся в контексте ее игры является сцена перепалки с сестрой в зале суда, когда Доменик в исполнении Бардо натурально выходит из себя, пытаясь доказать, что настоящая любовь с Жильбером была только у нее. 

«Истина» в 1961 году победила на «Золотом глобусе» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», а также была отмечена номинациями на «Оскаре» и нескольких европейских премиях. Сама же Брижит удостоилась от итальянской киноакадемии награды как лучшая зарубежная актриса. 

«Презрение» (1963)

«Презрение» фото
«Презрение»
Фото: кадр из фильма

Жан-Люк Годар — ключевая фигура французской новой волны, настоящий бунтарь и творец-контркультурщик. Учитывая социалистические взгляды, он проповедовал отказ от принципов, на которых строится коммерческое кино. Картина «Презрение» с Брижит Бардо в роли обворожительной Камиллы — это своего рода манифест его понимания искусства. Это философская притча о выборе между авторским и студийным подходами к кинопроизводству и к искусству в целом. Главный герой (Мишель Пикколи) не только поступается своими принципами, но и, преследуя цель расположить к себе американского продюсера, никак не препятствует тому, что бизнесмен положил глаз на его жену. В конечном счете это приводит к трагедии. 

Неудивительно, что Годар выбрал на роль Камиллы именно Брижит Бардо. Во-первых, по той причине, что она в выше упомянутом «И Бог создал женщину» уже играла героиню, ищущую эмансипацию. Во-вторых, актриса не стеснялись провокационных по меркам того времени обнаженных сцен.

«Вива, Мария» (1965) 

«Вива, Мария» фото
«Вива, Мария»
Фото: кадр из фильма

Еще одна крайне провокационная роль Брижит Бардо. До картин комик-группы «Монти-Пайтон» подобные политические сатиры выходили нечасто. По сюжету Мария, дочь ирландского революционера-анархиста, прибивается к бродячему цирку в латиноамериканской стране, где знакомится со своей тезкой (Жанна Моро). Во время исполнения одного из номеров дамочки случайно изобретают стриптиз, что и становится гвоздем программы в цирке. Спустя какое-то время они знакомятся с Флоресом, предводителем восстания против местного диктатора. После его смерти они возглавляют революцию и создают свое социалистическое государство. Местные приставляют их к лику святых, что очень не нравится церкви. 

Абсурдистская комедия еще одного яркого представителя «французской новой волны» Луи Маля не осталась без фестивальных наград и премий. В частности Брижит Бардо за роль в этом фильме получила «Хрустальную звезду».

«Медведь и кукла» (1970)

«Медведь и кукла» фото
«Медведь и кукла»
Фото: кадр из фильма

Брижит Бардо неспроста считается последней кинодивой именно Золотого века Голливуда. Закономерно, что вместе с этим периодом в истории кинематографа на нет сошла и актерская карьера Бардо. Все ленты, вышедшие после 1967 года, не получали теплого приема как от критиков, так от зрителей. К примеру, старомодный вестерн «Шалако» с ней и Шоном Коннери оглушительно провалился в прокате.

Правда, была одна романтическая комедия, которая все же стала со временем культовой. И это «Медведь и кукла». В этой картине Брижит исполнила роль эгоцентричной Фелиции. Героиня, привыкшая к вниманию противоположного пола и восторженным взглядам, наконец встречает мужчину, которому она безразлична. Фелиция, не готовая мириться с таким раскладом дел, всеми силами пытается влюбить в себя бедного виолончелиста.

Есть злая ирония в том, что последний действительно удачный фильм Брижит Бардо — это своего рода деконструкция ее образа роковой и всеми желанной красотки. В 1970 году пуританские времена закончились даже в Америке: пресловутый кодекс Хейса канул в лету вместе со всеми его ограничениями. То, что раньше казалось эпатажным и даже возмутительным, чего не гнушалась Бардо, постепенно становилось обыденностью. Темы секса и эмансипации перестали быть табуированными в обществе. Даже откровенно эротический и феминистский «Если бы Дон Жуан был женщиной» (последняя работа в кино) не смог произвести революцию, сравнимую с той, которую начал «И Бог создал женщину».

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Ирина Орлова
астролог