«Все прошло хорошо», реж. Франсуа Озон
«Все прошло хорошо», реж. Франсуа Озон
Фото: Кадр из фильма

«Все прошло хорошо»: новый фильм Франсуа Озона о жизни, смерти и любви

Рассказываем о картине известного французского провокатора, которую критики назвали одной из лучших в его фильмографии.
Анастасия Лабурец
|
17 Января 2022
2021
драма
Режиссер Франсуа Озон
Франция
10.0

Работу Эммануэль прерывает звонок сестры: их 85-летнего отца только что госпитализировали с инсультом. Пока героиня навещает ослабевшего и частично парализованного Андре, в ее голове прокручиваются воспоминания из детства. Вот он упрекает дочь в том, что она съела слишком много перед дорогой, поэтому ее и стошнило. А вот горько плачет из-за ухода жены, пока Эммануэль с пугающей безразличностью пережевывает свой кекс. Тогда она отца ненавидела. Сейчас Эммануэль понимает, насколько любит его, несмотря ни на что. И когда Андре именно ее просит помочь ему «со всем этим покончить», Эммануэль не знает, как поступить.

«Все прошло хорошо», реж. Франсуа Озон
«Все прошло хорошо», реж. Франсуа Озон
Фото: Кадр из фильма

 Мало кто из французских кинематографистов может похвастаться такой плодовитостью, как Франсуа Озон. В 2019 году он выпустил нашумевшую картину «По воле божьей», рассказывающий о сексуализированном насилии в церкви. В 2020, несмотря на пандемию, режиссер представил «Лето’ 85» — щемящую историю о первой любви, смерти и взрослении, созданную в летних пейзажах Нормандии. В 2022 мир ожидает премьеры «Петера фон Канта» — вольной озоновской интерпретации шедевра Райнера Вернера Фассбиндера «Горькие слезы Петры фон Кант». Ну а 2021 год ознаменовался выходом картины «Все прошло хорошо», которая поднимает злободневную на сегодняшний день не только во Франции, но и во всей Европе тему эвтаназии. 

«Все прошло хорошо», реж. Франсуа Озон
«Все прошло хорошо», реж. Франсуа Озон
Фото: Кадр из фильма

 Казалось, что из-за столь плодотворной деятельности Озон мог потерять в качестве, но режиссеру вновь удалось щелкнуть аудиторию по носу. Его новая лента, в первую очередь, поражает своей искренностью и простотой без какого-либо намека на провокацию, хотя о «взрослении» Озона начали говорить еще после выхода «Франца».

 «Все прошло хорошо» легко могла бы превратиться в сосуд по выжимке у зрителя слез, однако Озон столь бережно и деликатно обращается с историей, что произведение, посвященное смерти, превращается в акт жизни. В конце концов лейтмотивом всей биографии француза всегда была тема смерти и скорби ( «Под песком», «Время прощания», «Убежище», «Новая подружка», «Франц», «Лето’ 85»), но Озон всегда был с ней очень обходителен и никогда не пытался давить слезу напрасно.

«Все прошло хорошо», реж. Франсуа Озон
«Все прошло хорошо», реж. Франсуа Озон
Фото: Кадр из фильма

 Не последнюю роль в формировании настроения ленты сыграл и тот факт, что за основу сценария Озон взял автобиографический роман Эммануэль Бернейм, с которой режиссер вместе работал над картинами «Бассейн», «Под песком», «5x2» и «Рики». Рассказанную в нем историю француз бережно, со всем присущим роману трагизмом и юмором, переносит на экраны, отдавая тем самым дань уважения своей близкой коллеге, скончавшейся от рака в мае 2017.

 Лента обретает дыхание благодаря наполненности деталями. Недоеденный отцом бутерброд, который Эммануэль хранит в холодильнике, скульптуры, всегда выкрашенные матерью героинь в серый (ведь и у него много цветов), шарф любимого цвета Эммануэль — синего, бережно повязанный ею на шею Андре, — из таких, казалось бы, совершенно обыденных мелочей и складывается человеческая жизнь, которую Озон воспевает в ленте.

«Все прошло хорошо», реж. Франсуа Озон
«Все прошло хорошо», реж. Франсуа Озон
Фото: Кадр из фильма

 В этом ему помогает великолепный актерский состав. Шарлотта Рэмплинг, Джеральдин Пайя и, конечно, Софи Марсо, исполнившая, пожалуй, одну из лучших ролей в своей актерской карьере. Однако венцом картины стал любимец Алена Рене Андре Дюссолье, чей герой априори непривлекателен, но благодаря своему обаянию и едкому чувству юмора умудряется быть совершенно неотразимым. Именно он помогает ленте соблюдать столь необходимый баланс между трагическим и комическим, а заодно дает понять, что его герой желает умереть лишь потому, что слишком любит жить. Такая вот абсурдная, горькая и одновременно жизнелюбивая формула.

 Ведь фильм, в первую очередь, говорит о свободе. Праве жить и умирать так, как хотим этого мы. Озон не вступает в дискуссию, не пытается морализаторствовать и не дает повода для спора. Вместо этого он где-то там, за экраном, улыбается нам с хитрым прищуром и уверяет, что все пройдет хорошо.

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров