Плотник Осипов из Ульяновска (Николай Уманов) сам построил свою жизнь, причем во всех смыслах этого слова. Его крепко сколоченный, основательный дом теряется на фоне мини-особняка богатого соседа – зато в этом доме есть все, что нужно. У десятилетнего сына – своя игровая площадка на крыше, у жены – кухня с посудомоечной машиной. Сама жена Осипова, красавица Маша (Анна Рыцарева), вышла замуж, очевидно, по любви и также очевидно – без родительского благословения. Ее мама, номенклатурный работник, смотрит на работягу-зятя свысока, а уж маму Осипова, простую русскую бабу, что ест жареную картошку прямо со сковородки, на дух не переносит.
Впрочем, Осипов разрешает в семье любую конфликтную ситуацию. Он привык находить решение – потому что уверен в том, что делает все «правильно». Но жизнь преподносит ему трагический сюрприз – единственный сын вдруг заболевает неизвестной и, кажется, неизлечимой болезнью. Осипов впервые в своей жизни понимает, что ничего не может с этим сделать.
Авдотья Смирнова («Кококо», «Два дня») сделала себе имя как «женский» сценарист и режиссер: ее авторская оптика обычно направлена на героиню. «Плотник» (2022) – драма совсем иного рода: тут главный – мужчина. Что, в общем, нетипично вдвойне: слыша историю о больном ребенке, мы сначала сочувствуем матери, а потом уже отцу.
Но ее Осипов – классический библейский праведник. Жизнь подкидывает ему одно испытание за другим, отнимая поочередно дом, близких людей, веру. Он должен выдержать – не ради сына (судьба мальчика уже, в общем, решена), а ради тех, кому он еще может помочь. И смотреть на то, как он пытается устоять, иногда больно, а иногда и вовсе мучительно. Каждая следующая сцена – как отдельная глава Жития: Осипов в больнице, Осипов с матерью, Осипов с женой. В экстремальной ситуации близкие (и не очень близкие) ему люди проявляют себя по-разному: чаще – не с самой приятной стороны. Они защищают себя, отводя чужую беду подальше.
Но тема слишком сложная, чтобы отвлекаться: поэтому так диссонирует поездка Осиповых в Москву и поедание хипстерской китайской лапши со сценами в родном Ульяновске, где потерявшие средства к существованию родители маются по чужим углам и ночуют в еще не проданных риэлторами квартирах. Болезнь мальчика – еще одна сюжетная линия, которая идет как бы параллельно с историей Осипова, никак с ней не пересекаясь. Больной малыш почти никак не проявляет себя – не плачет от боли, не бунтует, узнав про самое страшное, только спит, отвернувшись к стенке, или утыкается в планшет. Это, конечно, создает определенный когнитивный диссонанс, но автору важнее в этой истории не сам ребенок (он, скорее, символ), а его родитель – его чувства, его слезы, его внутренняя боль.
Но все становится на свои места где-то в середине фильма. Именно тогда становится ясно – Авдотья Смирнова сняла кино ни много ни мало об отце Иисуса, плотнике Иосифе (читай, Осипове), о его страданиях после смерти сына, про которые нет ни слова. Ни в одном Евангелии.