«Освобождение»: красивая, но стерильная драма про рабство с Уиллом Смитом
Фото: Кадр из фильма

«Освобождение»: красивая, но стерильная драма про рабство с Уиллом Смитом

Уилл Смит вновь пытается наиграть на «Оскар», а режиссер Антуан Фукуа делает своего «Выжившего».
Иван Афанасьев
|
13 Декабря 2022
2022
боевик, триллер
Режиссер Антуан Фукуа
США
7.0

США времен Гражданской войны 1861 — 1865-х годов. Питер — богобоязненный темнокожий раб, живущий и работающий со своей семьей на хлопковой плантации. Однажды его забирают и увозят на строительство железной дороги, где условия еще более адские, а надсмотрщики порой без зазрения совести убивают афроамериканцев, будто расходный материал. Питер узнает, что в городке Батон-Руж обосновалась армия Авраама Линкольна, в которую принимают и темнокожих солдат. Понимая, что это единственный для него шанс выбраться из рабства и увидеться с семьей, он бежит по болотам Луизианы, преследуемый жестоким охотником за рабами Джимом Фасселом, его людьми и специально обученными собаками.

«Освобождение» (2022) фото
«Освобождение» (2022)
Фото: Кадр из фильма

«Освобождение» должен был выйти еще весной, но после скандала на «Оскаре», когда Уилл Смит проявил характер, в прямом эфире ударив по лицу Криса Рока за неуместную шутку о его жене, AppleTV+ решили благоразумно отложить релиз, пока шумиха вокруг инцидента не уляжется. Что ж, вышло довольно уместно: о выходке Смита, кажется, успели слегка позабыть, а его новый фильм вполне мог бы претендовать на ключевые награды, включая актерские номинации. Впрочем, совершенно точно ему не позволят участвовать по второму кругу — в прошлом он-таки получил первый «Оскар» в карьере за роль в «Короле Ричарде», в этот раз не удостоится даже номинации. Ну и ничего, зато долг перед собратьями выполнен — роль одна из самых сильных в его карьере. Чего не скажешь о фильме в целом.

«Освобождение» (2022) фото
«Освобождение» (2022)
Фото: Кадр из фильма

С одной стороны, он действенными и эффективными методами добивается своего — рассказывает о том, какая ужасная штука рабство, как нельзя об этом забывать и сколько пришлось пережить темнокожему населению (и до сих пор порой приходится переживать). В этом смысле «Освобождение» — очень декламационное кино: тут даже белая девочка, увидев беглого раба, кричит «Ловите н*ггера!» и чуть ли не натравливает собак. И именно из-за своей нарочитости ему не удается выйти за пределы мачистских фильмов других фильмов Антуана Фукуа, который после многочисленных боевиков решил-таки разок запрыгнуть в оскаровский хайптрейн. Тут нет психологизма и тонкости характеров — все даже не черно-белое, а просто серое, хотя и дико выразительное; плюс, временами цветокоррекция позволяет добавить немного цвета, чтобы, допустим, сделать выразительнее кровь, растекающуюся по воде. Визуально фильм чертовски хорош.

«Освобождение» (2022) фото
«Освобождение» (2022)
Фото: Кадр из фильма

Да и в целом к постановке вроде бы не прикопаешься: трижды оскароносный оператор Роберт Ричардсон свое дело знает, а финальная батальная сцена как будто отсылает к «Рождению нации» Дэвида Уорка Гриффита, либо оппонирует этому легендарному (и крайне расистскому) кинодокументу. Но… в фильме просто не за что зацепиться. Например, «сарвайвал» в середине фильма пестрит глупостями: Питер-терминатор с непонятно откуда взявшимися повадками Рэмбо защищается от аллигаторов при помощи палки, протыкает их тоненьким ножиком и спокойно сидит в болоте с открытыми ранами безо всяких последствий для здоровья. То есть, это вроде бы исторический фильм про раба, спина которого исполосована шрамами от кнута, но еще немного — и он начнет стрелять лазерами из глаз. Что ж, иногда можно и немного приврать, чтобы подоходчивее объяснить, что рабство — это плохо, дети.

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров