«Гипнотик» фото
«Гипнотик»
Фото: Кадр из фильма

«Гипнотик»: параноидально-фантастический боевик Роберта Родригеса с Беном Аффлеком в главной роли

Бен Аффлек пытается найти пропавшую дочь, используя гипноз, самогипноз и психа Роршаха из «Хранителей».
Ольга Маршева
|
06 Июля 2023

Детектив Рурк приходит в себя на кушетке психоаналитика: несколько лет назад у него из-под носа похитили дочь, и теперь он обязан посещать мозгоправа регулярно. Психоаналитик ставит штамп: «к службе пригоден», и Рурк принимается за очередное расследование (предварительно раздавив таракана на асфальте). Таракан здесь совсем не мелочь, а метафора того, что происходит в голове детектива: бедное насекомое, как и все остальные герои картины, – совсем не то, чем кажется.

«Гипнотик» фото
«Гипнотик»
Фото: Кадр из фильма

«Что еще за «гипнотик» такой, гипнотизер, что ли?» – интересуется детектив Рурк у симпатичной гадалки на картах Таро (Элис Брага). Нет, терпеливо отвечает гадалка – гипнотик намного сложнее и круче. Фильм Роберта Родригеса («Город грехов», «От заката до рассвета») тоже хочет казаться намного сложнее и круче, чем является на самом деле – недаром его первый показ состоялся на фестивале в Каннах. Но интеллектуальным (или тем более авторским) это кино ну никак не назовешь: в первой половине «Гипнотик» – это вполне себе крепкий криминальный триллер (и было бы лучше, если бы он таким оставался), во второй – какой-то залихватский параноидально-фантастический трэш про мировой заговор миньонов в пиджаках, мечтающих поработить мир силой мысли. Бен Аффлек в роли детектива Рурка явно косплеит своего лучшего друга Мэтта Дэймона, когда тот снимался в пенталогии о Джейсоне Борне: у героя Аффлека тут тоже начисто отшибает память, а потом оказывается, что врагов надо искать среди ближайших друзей и коллег. Не то чтобы для зрителя это было полной неожиданностью: подозрения в том, что с детективом Рурком что-то не так, появляются почти сразу же – и дочь на него совсем не похожа, и жена где-то только в воспоминаниях, и сам он в минуту опасности багровеет лицом и становится похож на Кашпировского во время встречи со зрителями в телецентре «Останкино» в 1989 году.

«Гипнотик» фото
«Гипнотик»
Фото: Кадр из фильма

Вторая половина «Гипнотика» (это не совсем спойлер, можно читать дальше) отбрасывает весь натужный реализм к чертовой матери. Все происходящее с Рурком и его семьей (если у него вообще есть семья) теперь показано как весьма условная и недорогая декорация. Тут бы фантазии Родригеса развернуться, тем более что бюджет позволял – но его хватило, увы, только на шаблонный образ стерильной лаборатории, где проводятся эксперименты над людьми, и сотрудников в немодных малиновых пиджаках, которые ездят по территории на гольфкарах и изображают статистов по требованию. Джеки Эрл Хейли появляется в маленьком, но явно неслучайном камео (в «Хранителях», напомним, он играл печального психопата с пятном Роршаха вместо лица), но его почти сразу заменяют другим актером. Зато финал не оставляет сомнений в том, что Бену Аффлеку всегда нравились исключительно брюнетки латиноамериканского происхождения – даже странно, что Родригес не позвал на главную женскую роль Дженнифер Лопес или хотя бы свою старую знакомую Салму Хайек.

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров