«G. I. Joe. Бросок кобры: Снейк Айз», реж. Роберт Швентке, кино
{{ label }}

«G. I. Joe. Бросок кобры: Снейк Айз»: все очень плохо

В поисках киносерии, которая смогла бы приносить стабильный доход, компания Paramount достала из подвала «Бросок кобры» (или G.I. Joe), стряхнула с него пыль и попыталась начать с начала.
Никита Лазаренко
|
27 Июля 2021
2021
фэнтези, фантастика, приключения, триллер
Режиссер Роберт Швентке
Канада, США

В 2009 году, когда на экраны вышел первый «Бросок кобры», чуда не случилось. Мультяшный, нарочито дурацкий и изрядно устаревший боевик не вписался в тренд «мрачного и реалистичного» кино тех лет. Он щеголял опереточными злодеями, хохмящими качками, стройными дамами в обтягивающих костюмах и сценами, в которых куски морского льда могли пойти ко дну, игнорируя законы физики. 

Фильм появился не просто так. Его основой стала серия игрушек G.I. Joe компании Hasbro, выпускавшей также и знаменитых роботов-трансформеров, которых для большого экрана также адаптировала Paramount. И если с Трансформерами все вышло на тот момент удачно, то с «Броском кобры» не срослось. Фильм режиссера Стивена Соммерса не привлек много зрителей, собрал кучу номинаций на «Золотую малину», породил незапоминающийся сиквел, после чего вся серия ушла в небытие. 

«G. I. Joe. Бросок кобры: Снейк Айз», реж. Роберт Швентке, кино
«G. I. Joe. Бросок кобры: Снейк Айз», реж. Роберт Швентке
Фото: Кадр из фильма

Если те фильмы за что-то и хвалили, так это за линию двух ниндзя, Снейк Айза и Стормшэдоу, чей конфликт начался задолго до событий «Броска кобры». В их истории было ровно столько театральности и пафоса, чтобы личное противостояние белого война зла и черного война добра выглядело убедительным. Крутые экранные схватки тоже не повредили. 

Поэтому решение Paramount можно понять — если и пытаться заново запустить франшизу, логично напирать на ее сильные стороны. Так появился «Снейк Айз» — история о начале вражды тех самых суровых ниндзя.

Проигрышная комбинация 

«G. I. Joe. Бросок кобры: Снейк Айз», реж. Роберт Швентке, кино
«G. I. Joe. Бросок кобры: Снейк Айз», реж. Роберт Швентке
Фото: Кадр из фильма

Очевидно, почему сейчас, когда так популярны кинокомиксы, G.I Joe кажется потенциально успешной серией. В отряде суперсолдат несложно увидеть своеобразный аналог Мстителей, а в террористах организации «Кобра» — вариацию «Гидры» из Marvel. И даже с сопутствующими товарами морочиться не нужно, ведь игрушки уже есть, а фильм получается их дорогим и длинным рекламным роликом. 

Понятно и желание режиссера Роберта Швентке выделиться на фоне прямого конкурента. Marvel Studios успела выработать и поставить на конвейер «фирменный» тон своих фильмов, так что потенциальный зритель точно знает, чего ожидать: даже когда на экране разворачиваются события вселенского масштаба, авторы не преминут сбросить напряжение, заставив героев пошутить или вступить в саркастическую перепалку. Швентке не стал повторять успешную формулу, выбрав свой подход.

«Снейк Айз» с ходу удивляет жестким началом. Отца будущего черного ниндзя казнят неизвестные люди, которых тот явно ожидал и был готов к своей участи. Оставив за скобками оригинальность сюжетного хода с погибшим родителем главного героя и условности, вроде удивительно узкого поля зрения плохих парней, стоит отметить стремление съемочной команды подойти к происходящему как можно серьезнее и даже с выдумкой. Тут и аккуратно выставленное освещение, делающее лесной домик пугающим, и эффектная постобработка, хорошо передающая заплывший гневом взгляд травмированного мальчика. Есть даже весьма артистичный кадр, в котором мальчик раздваивается благодаря своему отражению в зеркале, предвосхищая слом личности, деление жизни на до и после. К сожалению, чем дольше идет фильм, тем больше стиль постановки идет вразрез с содержанием.

«G. I. Joe. Бросок кобры: Снейк Айз», реж. Роберт Швентке, кино
«G. I. Joe. Бросок кобры: Снейк Айз», реж. Роберт Швентке
Фото: Кадр из фильма

После прелюдии мы переносимся в наши дни, где видим набивший оскомину прием, который уже который год помогает кинематографистам показывать, насколько главный герой ожесточился — подпольный бой, в котором Снейк Айз успешно побеждает противника. После к нему привычно подходит загадочный мужчина, который обещает помочь найти убийцу отца при условии, что Снейк Айз будет работать на него. Загадочный мужчина оказывается главой якудза.

Дальше сюжет тяжело обсуждать без спойлеров, хотя многое из того, что происходит, важно, чтобы понять, насколько неудачно абсолютное большинство художественных решений картины. Поэтому обрисую главный конфликт. Снейк Айз оказывается в центре противостояния якудза и клана ниндзя, защищающего мощный артефакт — камень, который может вызывать спонтанное возгорание всего и вся, а также создавать защитный барьер вокруг владельца. Глава якудза при содействии террористов из «Кобры» хочет получить этот камень, чтобы поквитаться с кланом, а клан, в свою очередь, делает все, чтобы магический макгаффин остался у них.

«G. I. Joe. Бросок кобры: Снейк Айз», реж. Роберт Швентке, кино
«G. I. Joe. Бросок кобры: Снейк Айз», реж. Роберт Швентке
Фото: Кадр из фильма

Совсем недавно я жаловался на легкомысленность «Черной вдовы» и говорил, что ей пошел бы более мрачный подход к постановке. В то же время «Снейк Айза» обвиняю в чрезмерной серьезности. В этом можно увидеть непоследовательность. И все же одно дело — история о волшебном камне, в которой есть суровые ниндзя в суперкостюмах, змеи-гиганты, чувствующие чистоту помыслов людей, карикатурная террористка с прозвищем Баронесса и технология (или магия, фильм не уточняет), вызывающая в памяти видения из прошлого; и совсем другое — рассказ о борьбе героини, ставшей жертвой противозаконной вербовки и рабства, с людьми, уничтожившими ее жизнь. Кажется, общий тон и настроение этих фильмов перепутаны местами.

Круговорот мечей 

«G. I. Joe. Бросок кобры: Снейк Айз», реж. Роберт Швентке, кино
«G. I. Joe. Бросок кобры: Снейк Айз», реж. Роберт Швентке
Фото: Кадр из фильма

Наверняка многие подумают, что все это придирки, ведь на подобные фильмы идут не за сюжетом. Там, где появляются натренированные ниндзя и якудза, быстрые мотоциклы, много мечей, да еще и щепотка магии (и не забывайте про гигантских анаконд!), наверняка есть, на что посмотреть.

Теоретически это верно. Не раз и не два «Снейк Айз» натравливает на главных героев силы, в разы превышающие их по численности. Бравые протагонисты несутся в бой, вырезая противников не моргнув глазом. Во время автомобильных погонь персонажи совершают умопомрачительные кульбиты, запрыгивая с мотоцикла на крышу грузовика. Для любителей чего-то более личного приготовлена парочка поединков один на один. 

Только есть нюанс — понять, что происходит на экране в такие моменты, почти невозможно.

«G. I. Joe. Бросок кобры: Снейк Айз», реж. Роберт Швентке, кино
«G. I. Joe. Бросок кобры: Снейк Айз», реж. Роберт Швентке
Фото: Кадр из фильма

Все экшн-сцены сняты «ручной» камерой, которая должна передавать динамику и энергичность сражений, но в итоге только мешает оценить их хореографию. Которая, возможно, была интересной. Кажется.

Будто бы и не прошло почти 20 лет с выхода «Превосходства Борна», популяризировавшего ручную камеру в массовом экшн-кино, но еще не овладевшего этим приемом в совершенстве. Будто не было третьей «Заложницы», показавшей, как не надо снимать и монтировать экшн. 

«Снейк Айз» показывает драки, в которых не разглядеть, кто, кого и куда ударил. Герои вдвоем перебили целую толпу врагов? Кажется, они мастерски уворачивались от атак и раскидывали противников. Но монтаж настолько быстр, а камера так активно трясется, что сказать наверняка нельзя. Битва на мечах? Хаос лезвий, звуки сталкивающегося железа и мельтешение человеческих силуэтов. Внезапно возникающий кадр в слоу-мо на пару секунд позволяет глазам отдохнуть, чтобы потом снова перейти к мельтешению. В итоге просто ждешь, когда экшн закончится и будет ясно, кто победил и с какими результатами, а сами сцены хочется промотать, вот только фильм пока идет только в кинотеатрах.

«G. I. Joe. Бросок кобры: Снейк Айз», реж. Роберт Швентке, кино
«G. I. Joe. Бросок кобры: Снейк Айз», реж. Роберт Швентке
Фото: Кадр из фильма

Оператор Боян Баццели в этом вряд ли виноват. Он не раз показывал себя хорошим профессионалом и не понаслышке знаком с крупными блокбастерами. Не все фильмы, в создании которых он участвовал, были успешными, но ни один не страдал плохим визуалом. «Лекарство от здоровья» Гора Вербински так вообще если и могло чем-то зацепить, так это красиво выстроенными и грамотно освещенными кадрами. Баццели знает свое ремесло, и в неудачном визуальном решении, видимо, снова замешано режиссерское видение.

Кино, как следствие, вышло мертворожденным. Натужная и скучная история соседствует с невнятным экшном, который каким-то чудом сумели красиво нарезать для трейлеров, в которых, кстати, мелькала даже местная сцена после титров. Смотреть тут не на что — лучше включить самый первый «Бросок кобры». Его мультяшное безумие хотя бы может развлечь.

{{ label }}

Новости партнеров

Комментарии
Сохранить
0 / 1500
#
Люди приятные.
> Осьминожка-8708
#
Осьминожка-8708, очень!
#
Отправить комментарий
#
#comment#
0 / 1500
Сохранить
0 / 1500