«Конец *****го мира», Netflix, кино
{{ label }}

Есть ли жизнь после «Конца *****го мира»

История взросления, где ничего не проходит бесследно, а романтика и любовь не побеждают обстоятельства.
Никита Лазаренко
|
25 Августа 2021

Сюжеты о молодых людях в поисках себя, своего места в мире и смысла жизни стали привычными. Об этом рассказывали роман «Над пропастью во ржи», классическая драма «400 ударов», фантастика «Инопланетянин», трагикомедия «Леди Бёрд», мультсериал «Дарья», ностальгический хоррор «Оно» и много чего еще не такого известного. В большинстве случаев все в какой-то мере заканчивалось оптимистично — какие бы безумные события и трагедии не ждали героев, впереди у них вся жизнь, которую они постепенно начинают познавать по-новому.

Сгущать краски осмеливаются немногие. Один из самых известных примеров — «Выпускник» Майка Николса. Он запоминается последним кадром, в котором главные герои, сбежав со свадьбы, едут в автобусе, а их взгляды тускнеют от осознания собственного безрассудства. Алиссе и Джеймсу из «Конца *****го мира» досталась еще более трагичная судьба, в которой не обошлось без крови и трупов.

«Конец *****го мира», Netflix, кино
«Конец *****го мира», Netflix
Фото: Кадр из сериала

Поначалу ирония сериала успокаивает — перед нами странные подростки, немного не такие как все, но ведь это не редкость. Настораживает только рассказ Джеймса о кошке, которую он в детстве зарезал из любопытства, уверенный в своих психопатических наклонностях. Но и это списываешь на недосказанность — потом наверняка объяснят, к чему это, а то и вовсе спишут на разыгравшееся воображение. План по убийству Алиссы тем более не кажется чем-то серьезным. Ну разве будет милый подросток с типажом неловкого задрота портить свою жизнь, даже несмотря на «эксперименты» с животными. 

Как водится, все быстро идет не так, отец Джеймса попадает под горячую руку, украденная машина разбивается во время побега из привычного окружения, деньги кончаются, а хозяином дома, в который герои врываются без приглашения, оказывается маньяк-извращенец. Со временем черный юмор сериала становится чем-то вроде пира во время чумы — вокруг Алиссы и Джеймса сжимаются тиски последствий, и остается все меньше шансов, что их приключения просто так сойдут им с рук. Вопрос, скорее, в том, насколько серьезным будет наказание. 

Доморощенные бунтари

«Конец *****го мира», Netflix, кино
«Конец *****го мира», Netflix
Фото: Кадр из сериала

Первый сезон «Конца *****го мира» более приземленный, чем его первоисточник — графический роман Чарльза Форсмана. Тут нет отрубленных пальцев, смертельного культа и надрывных признаний в любви на пороге смерти. Сценаристка и шоураннерка Чарли Ковелл прибрала нигилистские настроения романа в пользу достоверности — наверное, к лучшему, иначе в контексте игрового сериала некоторые сюжетные детали выглядели бы карикатурно. 

«Конец *****го мира», Netflix, кино
«Конец *****го мира», Netflix
Фото: Кадр из сериала

Алисса и Джеймс сильнее отличаются характерами друг от друга, больше похожи на людей и попадают в более правдоподобные передряги. Из-за этого, пожалуй, им в целом легче сопереживать, а потенциальная аудитория расширяется. Это не значит, что они перестали безрассудно пускаться в авантюры в поисках источника серотонина — их приключения не такие жестокие и преувеличенные, что могло бы сбросить напряжение, но в итоге подчеркивает серьезность их положения.

«Конец *****го мира», Netflix, кино
«Конец *****го мира», Netflix
Фото: Кадр из сериала

Да, оптимистичный взгляд на силы правопорядка может показаться слишком дружелюбным по отношению к системе. Однако, если подумать над его значением, то можно увидеть второе дно: какими бы хорошими ни были люди, система их пожирает и заставляет делать непоправимое, и для этого им не надо проводить темные ритуалы из комикса. 

Менее выраженная романтизация криминальных наклонностей главных героев не облегчает им жизнь. Так что у адаптации выходит снизить накал карикатурности, не потеряв, а даже, возможно, и выиграв в эффектности.

«Конец *****го мира», Netflix, кино
«Конец *****го мира», Netflix
Фото: Кадр из сериала

К минимализму стремится и визуальное решение. Здесь нет нарочито выстроенных кадров и сложных трюков с движением камеры — все выглядит красиво ровно настолько, чтобы не заслонять собой то, что на самом деле интересно. Тем глубже впечатывается в память финальный выстрел, знаменующий собой конец *****го мира, вынесенный в название. Но такой финал был бы слишком романтичен.

Постапокалипсис 

«Конец *****го мира», Netflix, кино
«Конец *****го мира», Netflix
Фото: Кадр из сериала

Первый сезон пересказывает графический роман полностью, так что второму приходится существовать самостоятельно, а значит — придумывать мир героев после того самого конца. Сериал не упускает возможности этим воспользоваться, не только смещая акцент с Джеймса на Алиссу, но и усиливая тематическое наполнение, в очередной раз лишая героев хэппи-энда. 

Продолжение получилось одновременно и более жанровым, и более неспешным, что хорошо смотрится в контексте. Второй сезон «Конца *****го мира» из захватывающего роуд-муви превращается в медленную, порой даже изнуряющую неопределенностью драму, герои которой уже не могут беззаботно сбежать из надоевшей рутины. Теперь они старше, у них есть обязанности и какая-никакая эмоциональная зрелость.

«Конец *****го мира», Netflix, кино
«Конец *****го мира», Netflix
Фото: Кадр из сериала

Можно сказать, что второй сезон напрямую перекликается с «Выпускником» — Алисса готовится выйти замуж, но тут в ее жизни снова появляется Джеймс, внося раздор в быт, который уже готов устояться. Но это не единственное последствие подростковых приключений, которое никак не желает оставаться в прошлом. У убитого Джеймсом писателя-извращенца появляется преданная поклонница Бонни, готовая пойти на все, чтобы отомстить за своего кумира.

«Конец *****го мира», Netflix, кино
«Конец *****го мира», Netflix
Фото: Кадр из сериала

Она становится антагонистом сериала, бомбой замедленного действия, которая всегда рядом. Здесь Чарли Ковелл идет на риск, фактически делая ее стержнем истории. У Джеймса и Алиссы нет четкого направления, кроме как наладить отношения и понять, стоит ли им оставаться вместе или окончательно разойтись, не цепляясь за прошлое. Бонни же по всем сценарным правилам преодолевает препятствия на пути к своей цели, меняется по ходу истории и становится центром мощной развязки. Неслучайно с ней мы знакомимся сразу же в начале первой серии.

«Конец *****го мира», Netflix, кино
«Конец *****го мира», Netflix
Фото: Кадр из сериала

Но Бонни не только источник хичкоковского саспенса — она носитель главной темы. Получив шанс рассказать о постапокалипсисе Джеймса и Алиссы, авторы запретили им начать новую жизнь — им еще долго придется разгребать последствия. Ближе к концу Алисса признается: она не сможет просто сделать вид, что ничего из произошедшего не повлияло на ее психику — и ей надо с этим разобраться. 

«Конец *****го мира» жесток к своим героям. В какой-то степени жесток он и к зрителям. Привычная романтика историй взросления здесь исчезает, а сериал призывает подходить к проблемам осознанно, потому что ничего не проходит бесследно. Это ни в коем случае не плохо — наоборот, это и делает сериал важным. «Конец *****го мира» — настоящее подростковое кино современности.

{{ label }}

Новости партнеров

Комментарии
Сохранить
0 / 1500
#
#comment#
0 / 1500