«Еще по одной с Шейном Макгоуэном»: яростный портрет ирландского музыканта

Настоящий подарок не только фанатам панк-рока, но и фанатам хорошего документального кино.
Иван Афанасьев
|
16 Июня 2021
«Еще по одной с Шейном Макгоуэном», реж. Джульен Темпл
Фото: Кадр из фильма

Шейн МакГоуэн – основатель, пожалуй, самой известной ирландской панк-группы в истории и определенно самый известный ирландский музыкант в мире. Его легендарные песни, которые он исполнял в неизменно пьяном виде на сцене, стали национальным достоянием – на концерте в честь 60-летия музыканта награду ему вручал сам президент. Но наполненные одновременно болью и весельем песни МакГоэуна не появились на ровном месте – в его жизни было всякое: голодное детство, переезд в Лондон, нападки со стороны англичан во времена войны Великобритании с ИРА, наркотики, алкоголь и стены психбольницы. Все это он воплотил в своей развязной, не знающей границ музыке.

«Если ваши песни в пабах поют стоя, вы стали частью культуры» – эта фраза лучше всего характеризует феномен фигуры Шейна МакГоуэна. Для людей, не знакомых с творчеством The Pogues (а также The Popes, проекта, собранного музыкантом после ухода из первого коллектива), образ ирландского панка может показаться не просто отталкивающим, но на первый взгляд попросту аморальным. Не просыхающий музыкант-дебошир, с гнилыми зубами во рту (интересно, что к 60 годам он все-таки вставил новые), со специфическим мямлящим голосом, который в моменты музыкальной экспрессии раскалялся до заводского ора – на неподготовленного зрителя это производит весьма своеобразное впечатление.

Но чем дальше, тем сильнее заражаешься уникальной харизмой нигилиста МакГоуэна, аналоги которой не так-то просто подобрать – можно вспомнить разве что американца Чарльза Буковски, еще одного панка, только от литературы, или нашего Славу КПСС, который довольно быстро скурвился до пародии на самого себя. Не таков ирландский король рок-н-ролла: можно сказать огромное спасибо Джульену Темплу, английскому режиссеру, съевшему маленький собачий приют на фильмах о музыкантах, в частности легендарных Sex Pistols, которые появляются и в «Еще по одной». Спасибо за то, что не стал скрашивать, сглаживать фигуру музыканта, представив его таким, какой был и есть: грубым, неотесанным «падди» из ирландской провинции, с вечно дымящейся сигаретой и бокалом в руке (а лучше – бутылкой).

Но помимо воссоздания портрета МакГоуэна, Темпл, а заодно и продюсер фильма Джонни Депп (который даже слегка побренчит на гитаре в кадре) сделали одну весьма интересную штуку. Они показали непосредственную связь между образом Шейна и местом, где он вырос, кипящей от страстей и энергии Ирландией, яростным патриотом которой он является. Его беспокойная, пьяная, полная противоречий жизнь – следствие неукротимого характера своей собственной родины. «Еще по одной» демонстрирует, что любой бунт – это, в первую очередь, бунт вовнутрь самого себя, борьба с собственным несовершенством, по касательной задевающая окружающих. И кто-то ради этого строит баррикады, кто-то делает бомбы, а кто-то – пишет музыку, что будут любить и ненавидеть.

Новости партнеров