Меркьюри, Кобейн и Цой: лучшие фильмы о любимых музыкантах

2020-й коронавирусный год заставил нас соскучиться по старому-доброму рок-н-роллу на большом экране.

Раз в год нет-нет да и выйдет минимум один фильм о популярном музыканте (или коллективе). Какие-то из них можно отнести к настоящим шедеврам авторского кинематографа, другие носят более развлекательный характер. Иногда выход байопиков сопровождается громким скандалом – вспомним обиду сэра Элтона Джона на российских прокатчиков за то, что те решили от греха подальше подсократить сцены «Рокетмена» с гомосексуальным подтекстом. И все же 2020-й коронавирусный год даже в этот порядок внес свои коррективы, заставив нас соскучиться по старому-доброму рок-н-роллу на большом экране. Именно по этому поводу – наша сегодняшняя подборка.

«Богемская рапсодия» (2018)

«Богемская рапсодия», реж. Брайан Сингер
Фото: Кадр из фильма

Автобиографическая лента о легендарных британцах Queen в основном сводится к любованию всего одним участником группы – Фредди Меркьюри. Тот без преувеличения был гением, однако, отчего режиссер Брайан Сингер так некрасиво поступил с Брайаном Мэем, Роджером Тейлором и Джоном Диконом – авторами неменьшего числа хитов – остается за кадром «Богемской рапсодии».

Яркий, развлекательный и даже чересчур легковесный фильм три года назад принес Queen очередную волну популярности, вернув их бессмертные хиты на первые строчки рейтингов различных музыкальных приложений. И пусть у «Рапсодии» довольно много сценарных проблем, да и исполнитель роли Меркьюри Рами Малек выбрал излишне жеманную манеру игры, однако с задачей представить зрителю емкую биографию группы картина справляется.

«Меня там нет» (2007)

«Меня там нет», реж. Тодд Хейнс
Фото: Кадр из фильма

Не в пример «Богемской рапсодии» – вдумчивое кино Тодда Хейнса о разных периодах жизни культового музыканта и поэта Боба Дилана. Причем самому прототипу свои экранные воплощения (а в «Меня там нет» их сразу несколько) по душе не пришлись. Дилан вообще ревностно относится к своему изображению в фильмах: на создателей картины «Я соблазнила Энди Уорхолла», где роль знаменитого музыканта исполнил Хайден Кристенсен, он и того хуже – подал иск за клевету.

И тем не менее именно Тодду Хейнсу удалось прочесть интереснейшую особенность личности и музыки Боба Дилана. На протяжении времени он будто заново меняет кожу, характер, мировоззрение и становится совершенно другим человеком. Так, из юного бунтаря-рок-н-рольщика Дилан превращается в пастора-мессию, из обожаемого всеми барда-битника переходит в состояние декадентствующего романтика, а на закате карьеры и вовсе растворяется в фолк-культуре, примеряя на себя образ добродушного ковбоя. Для каждой из ипостасей музыканта Хейнс находит свое экранное воплощение, своего героя-актера. На глазах зрителя в Дилана перевоплощаются Маркус Карл Франклин, Кейт Бланшетт, Хит Леджер, Бен Уишоу, Кристиан Бейл и Ричард Гир.

«Рокетмен» (2019)

«Рокетмен», реж. Декстер Флетчер
Фото: Кадр из фильма

Заводной, эффектный, эмоциональный и невероятно таланливый – таков Реджинальд Дуайт, более известный как Элтон Джон. Нашумевший фильм «Рокетмен» заявляет: так было далеко не всегда. Да, у будущей иконы поп-музыки исключительные способности к сочинительству обнаружились в крайне раннем возрасте, но сопровождались неуверенностью в себе, постоянным чувством одиночества, семейными и психическими проблемами. Становление Элтона Джона проходило тяжело и надрывно – ему предстояло принять свою гомосексуальность и побороть целый ворох зависимостей (от шоппинга до пристрастия к тяжелым наркотикам).

Премьера байопика состоялась на Каннском кинофестивале и триумфально прошествовала по разным смотрам и кинопремиям. Так, исполнитель главной роли Тэрон Эджертон собрал в коллекцию награды BAFTA, «Золотой глобус» и премию Гильдии киноактеров США за лучшую мужскую роль.

«Контроль» (2007)

«Контроль», реж. Антон Корбейн
Фото: Кадр из фильма

Знаменитый звездный фотограф Антон Корбейн в 2007 году решился снять собственный полнометражный художественный фильм о музыканте-лидере культовой постпанк-группы Joy division Иене Кертисе. Действие картины берет начало за несколько лет до самоубийства Кертиса и рассказывает о появлении самой группы и личных проблемах ее основателя – любовном треугольнике, который фигурально и буквально «порвет его на части» («Love will tear us apart» – одна из ключевых песен Joy division).

Для художественного отображения душевных терзаний 23-летнего музыканта Корбейн избирает минималистичную манеру черно-белого кадра. В фильме непривычно мало диалогов, а камера фиксирует малейшие изменения в настроении героев с почти документальной точностью. Карьера фотографа помогла Корбейну превратить каждый кадр этой тревожной картины в настоящее произведение искусства.

«Ранэвэйс» (2010)

«Ранэвэйс», реж. Флория Сигизмонди
Фото: Кадр из фильма

В 1970-е – годы расцвета рок-музыки, поначалу считавшейся прерогативой мужчин, – продюсеры задумали создать насквозь девчачий рок-проект The Runaways. И ставка была сделана абсолютно верно: хит демонически энергичных девушек, играющих тяжелую музыку, Cherry bomb стал настоящим гимном юных бунтарок по всему миру. Мужскую же аудиторию на концерты The Runaways привлекал игривый образ 15-летней вокалистки Кэрри Шери, выступавшей в нижнем белье. О том, что все это время оставалось за кадром, как раз и рассказывает фильм «Ранэвэйс». А там – все по классике: секс и наркотики, ссоры и неприязнь внутри группы, проблемы с родителями. Лента, впервые показанная на фестивале Санденс в 2010 году, не претендует на полную достоверность, но довольно удачно передает настроения обратной стороны успеха. Маленький плюс для тех, кто захочет посмотреть «Ранэвэйс» – роли вокалистки Кэрри Шери и гитаристки Джоан Джетт исполняют Дакота Фэннинг и Кристен Стюарт.

«Лето» (2018)

«Лето», реж. Кирилл Серебренников
Фото: Кадр из фильма

Еще одна черно-белая лента в нашем списке, но в отличие от «Контроля» Антона Корбейна в «Лете» эта эстетика не депрессивная, а поэтическая. Режиссер Кирилл Серебренников здесь создает условный песенный мир, вновь, как и Корбейн, рассказывая о любовной драме на фоне музыки. Запутанные взаимоотношения между товарищем Цоя Майком Науменко, его женой Натальей и самим лидером группы «Кино» заставляют не ждать трагической развязки, а предаваться мечтаниям и ностальгии по лучшему периоду в истории советской рок-музыки. Необычные художественные решения, добавление зарубежных хитов (вроде «Psycho killer» Talking Heads) и знакомые лица Ромы Зверя, Ирины Старшенбаум, Александра Горчилина и Никиты Ефремова делают «Лето» действительно «летним» и легким фильмом.

«Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире» (2011)

«Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире», реж. Мартин Скорсезе
Фото: Кадр из фильма

Еще об одном знаменитом любовном треугольнике музыкального мира решил высказаться уже маэстро Мартин Скорсезе. Хотя, если быть честным, история о разбитом сердце «битла» Джорджа Харрисона, чья беспечная супруга Патти Бойд ушла от него к лучшему другу Эрику Клэптону, занимает лишь одну пятую от всего хронометража кинополотна о жизни участника «ливерпульской четверки».

В отличие от остальных картин в нашем списке «Жизнь в материальном мире» – не просто байопик, а полностью документальное кино, сотканное из небольших кусочков повседневной хроники, записей с выступлений The Beatles и отрывков интервью с участниками группы и их родными. Скорсезе удалось представить свой собственный взгляд на Харрисона — вечно скитающегося, бесконечно самоотверженного, уставшего в конце концов от славы и пытающегося смириться с приближением смерти. Минимум музыки, максимум человека — наверное, такую формулу взял за основу режиссер, создав по-настоящему экзистенциальное кино о, пожалуй, самом недооцененном из «битлов».

«Последние дни» (2005)

«Последние дни», реж. Ван Сент
Фото: Кадр из фильма

Некий музыкант по имени Блэйк, подозрительно похожий на лидера Nirvana Курта Кобейна, в течение нескольких дней скитается по загородному дому, совершая странные сюрреалистические поступки (переодевается в женское платье, к примеру). Все, включая название, подводит зрителя к мысли – этот человек решился уйти из жизни и теперь пребывает в чем-то вроде предсмертной агонии. Фильм Гаса Ван Сента «Последние дни» сложно назвать биографическим по одной простой причине – в нем вообще нет никакой конкретики. Разумеется, многое в картине говорит о том, что реальным прототипом Блэйка стал именно Кобейн – по крайней мере именно его режиссер представлял, создавая образ музыканта-самоубийцы. Однако о том, что последние дни настоящей иконы гранжа выглядели именно так, мы можем лишь догадываться.

Хмурая, тускло-зеленая цветовая гамма вкупе со статичной камерой создают эстетику отрешенности и опустошенности. «Последние дни» являются заключительной частью «трилогии смерти» Ван Сента и несомненной ее вершиной.

«Преступить черту» (2005)

«Преступить черту», реж. Джеймс Мэнголд
Фото: Кадр из фильма

А вот режиссер Джеймс Мэнголд создал куда более классическую биографическую драму. Ее герой Джонни Кэш – сложная и противоречивая натура и без художественных изысков. «Человек в черном» («Man In Black» – одна из самых знаменитых песен Джонни Кэша) страдает от наркотической зависимости и от невозможности быть с любимой женщиной. Он буквально одержим своей старшей коллегой по сцене Джун Картер. Надрыв ленте обеспечивает чуткая камера, снимающая неуютные крупные планы, а также замечательный актерский дуэт Хоакина Феникса в образе Кэша и Риз Уизерспун в роли Джун. Особый колорит фильму придает еще и атмосфера рок-н-рольной тусовки того времени, с не слишком похожими на прототипы экранными Джерри Ли Льюисом и Элвисом Пресли.

Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров

популярные комментарии
Начни обсуждение! Оставь первый комментарий к этому материалу.



Звезды в тренде

Алена Григ
астролог
Принц Джордж (Prince George)
член королевской семьи Великобритании
Кейт Миддлтон (Kate Middleton)
член королевской семьи Великобритании
Принц Уильям (Prince William)
монарх, член королевской семьи Великобритании
Принцесса Шарлотта (Princess Charlotte)
дочь принца Уильяма и Кейт Мидллтон, член королевской семьи Великобритании