Меркьюри, Кобейн и Цой: лучшие фильмы о любимых музыкантах

2020-й коронавирусный год заставил нас соскучиться по старому-доброму рок-н-роллу на большом экране.

Раз в год нет-нет да и выйдет минимум один фильм о популярном музыканте (или коллективе). Какие-то из них можно отнести к настоящим шедеврам авторского кинематографа, другие носят более развлекательный характер. Иногда выход байопиков сопровождается громким скандалом – вспомним обиду сэра Элтона Джона на российских прокатчиков за то, что те решили от греха подальше подсократить сцены «Рокетмена» с гомосексуальным подтекстом. И все же 2020-й коронавирусный год даже в этот порядок внес свои коррективы, заставив нас соскучиться по старому-доброму рок-н-роллу на большом экране. Именно по этому поводу – наша сегодняшняя подборка.

«Богемская рапсодия» (2018)

«Богемская рапсодия», реж. Брайан Сингер, фото
«Богемская рапсодия», реж. Брайан Сингер
Фото: Кадр из фильма

Автобиографическая лента о легендарных британцах Queen в основном сводится к любованию всего одним участником группы – Фредди Меркьюри. Тот без преувеличения был гением, однако, отчего режиссер Брайан Сингер так некрасиво поступил с Брайаном Мэем, Роджером Тейлором и Джоном Диконом – авторами неменьшего числа хитов – остается за кадром «Богемской рапсодии».

Яркий, развлекательный и даже чересчур легковесный фильм три года назад принес Queen очередную волну популярности, вернув их бессмертные хиты на первые строчки рейтингов различных музыкальных приложений. И пусть у «Рапсодии» довольно много сценарных проблем, да и исполнитель роли Меркьюри Рами Малек выбрал излишне жеманную манеру игры, однако с задачей представить зрителю емкую биографию группы картина справляется.

«Меня там нет» (2007)

«Меня там нет», реж. Тодд Хейнс, фото
«Меня там нет», реж. Тодд Хейнс
Фото: Кадр из фильма

Не в пример «Богемской рапсодии» – вдумчивое кино Тодда Хейнса о разных периодах жизни культового музыканта и поэта Боба Дилана. Причем самому прототипу свои экранные воплощения (а в «Меня там нет» их сразу несколько) по душе не пришлись. Дилан вообще ревностно относится к своему изображению в фильмах: на создателей картины «Я соблазнила Энди Уорхолла», где роль знаменитого музыканта исполнил Хайден Кристенсен, он и того хуже – подал иск за клевету.

И тем не менее именно Тодду Хейнсу удалось прочесть интереснейшую особенность личности и музыки Боба Дилана. На протяжении времени он будто заново меняет кожу, характер, мировоззрение и становится совершенно другим человеком. Так, из юного бунтаря-рок-н-рольщика Дилан превращается в пастора-мессию, из обожаемого всеми барда-битника переходит в состояние декадентствующего романтика, а на закате карьеры и вовсе растворяется в фолк-культуре, примеряя на себя образ добродушного ковбоя. Для каждой из ипостасей музыканта Хейнс находит свое экранное воплощение, своего героя-актера. На глазах зрителя в Дилана перевоплощаются Маркус Карл Франклин, Кейт Бланшетт, Хит Леджер, Бен Уишоу, Кристиан Бейл и Ричард Гир.

«Рокетмен» (2019)

«Рокетмен», реж. Декстер Флетчер, фото
«Рокетмен», реж. Декстер Флетчер
Фото: Кадр из фильма

Заводной, эффектный, эмоциональный и невероятно таланливый – таков Реджинальд Дуайт, более известный как Элтон Джон. Нашумевший фильм «Рокетмен» заявляет: так было далеко не всегда. Да, у будущей иконы поп-музыки исключительные способности к сочинительству обнаружились в крайне раннем возрасте, но сопровождались неуверенностью в себе, постоянным чувством одиночества, семейными и психическими проблемами. Становление Элтона Джона проходило тяжело и надрывно – ему предстояло принять свою гомосексуальность и побороть целый ворох зависимостей (от шоппинга до пристрастия к тяжелым наркотикам).

Премьера байопика состоялась на Каннском кинофестивале и триумфально прошествовала по разным смотрам и кинопремиям. Так, исполнитель главной роли Тэрон Эджертон собрал в коллекцию награды BAFTA, «Золотой глобус» и премию Гильдии киноактеров США за лучшую мужскую роль.

«Контроль» (2007)

«Контроль», реж. Антон Корбейн, фото
«Контроль», реж. Антон Корбейн
Фото: Кадр из фильма

Знаменитый звездный фотограф Антон Корбейн в 2007 году решился снять собственный полнометражный художественный фильм о музыканте-лидере культовой постпанк-группы Joy division Иене Кертисе. Действие картины берет начало за несколько лет до самоубийства Кертиса и рассказывает о появлении самой группы и личных проблемах ее основателя – любовном треугольнике, который фигурально и буквально «порвет его на части» («Love will tear us apart» – одна из ключевых песен Joy division).

Для художественного отображения душевных терзаний 23-летнего музыканта Корбейн избирает минималистичную манеру черно-белого кадра. В фильме непривычно мало диалогов, а камера фиксирует малейшие изменения в настроении героев с почти документальной точностью. Карьера фотографа помогла Корбейну превратить каждый кадр этой тревожной картины в настоящее произведение искусства.

«Ранэвэйс» (2010)

«Ранэвэйс», реж. Флория Сигизмонди, фото
«Ранэвэйс», реж. Флория Сигизмонди
Фото: Кадр из фильма

В 1970-е – годы расцвета рок-музыки, поначалу считавшейся прерогативой мужчин, – продюсеры задумали создать насквозь девчачий рок-проект The Runaways. И ставка была сделана абсолютно верно: хит демонически энергичных девушек, играющих тяжелую музыку, Cherry bomb стал настоящим гимном юных бунтарок по всему миру. Мужскую же аудиторию на концерты The Runaways привлекал игривый образ 15-летней вокалистки Кэрри Шери, выступавшей в нижнем белье. О том, что все это время оставалось за кадром, как раз и рассказывает фильм «Ранэвэйс». А там – все по классике: секс и наркотики, ссоры и неприязнь внутри группы, проблемы с родителями. Лента, впервые показанная на фестивале Санденс в 2010 году, не претендует на полную достоверность, но довольно удачно передает настроения обратной стороны успеха. Маленький плюс для тех, кто захочет посмотреть «Ранэвэйс» – роли вокалистки Кэрри Шери и гитаристки Джоан Джетт исполняют Дакота Фэннинг и Кристен Стюарт.

«Лето» (2018)

«Лето», реж. Кирилл Серебренников, фото
«Лето», реж. Кирилл Серебренников
Фото: Кадр из фильма

Еще одна черно-белая лента в нашем списке, но в отличие от «Контроля» Антона Корбейна в «Лете» эта эстетика не депрессивная, а поэтическая. Режиссер Кирилл Серебренников здесь создает условный песенный мир, вновь, как и Корбейн, рассказывая о любовной драме на фоне музыки. Запутанные взаимоотношения между товарищем Цоя Майком Науменко, его женой Натальей и самим лидером группы «Кино» заставляют не ждать трагической развязки, а предаваться мечтаниям и ностальгии по лучшему периоду в истории советской рок-музыки. Необычные художественные решения, добавление зарубежных хитов (вроде «Psycho killer» Talking Heads) и знакомые лица Ромы Зверя, Ирины Старшенбаум, Александра Горчилина и Никиты Ефремова делают «Лето» действительно «летним» и легким фильмом.

«Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире» (2011)

«Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире», реж. Мартин Скорсезе, фото
«Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире», реж. Мартин Скорсезе
Фото: Кадр из фильма

Еще об одном знаменитом любовном треугольнике музыкального мира решил высказаться уже маэстро Мартин Скорсезе. Хотя, если быть честным, история о разбитом сердце «битла» Джорджа Харрисона, чья беспечная супруга Патти Бойд ушла от него к лучшему другу Эрику Клэптону, занимает лишь одну пятую от всего хронометража кинополотна о жизни участника «ливерпульской четверки».

В отличие от остальных картин в нашем списке «Жизнь в материальном мире» – не просто байопик, а полностью документальное кино, сотканное из небольших кусочков повседневной хроники, записей с выступлений The Beatles и отрывков интервью с участниками группы и их родными. Скорсезе удалось представить свой собственный взгляд на Харрисона — вечно скитающегося, бесконечно самоотверженного, уставшего в конце концов от славы и пытающегося смириться с приближением смерти. Минимум музыки, максимум человека — наверное, такую формулу взял за основу режиссер, создав по-настоящему экзистенциальное кино о, пожалуй, самом недооцененном из «битлов».

«Последние дни» (2005)

«Последние дни», реж.  Ван Сент, фото
«Последние дни», реж. Ван Сент
Фото: Кадр из фильма

Некий музыкант по имени Блэйк, подозрительно похожий на лидера Nirvana Курта Кобейна, в течение нескольких дней скитается по загородному дому, совершая странные сюрреалистические поступки (переодевается в женское платье, к примеру). Все, включая название, подводит зрителя к мысли – этот человек решился уйти из жизни и теперь пребывает в чем-то вроде предсмертной агонии. Фильм Гаса Ван Сента «Последние дни» сложно назвать биографическим по одной простой причине – в нем вообще нет никакой конкретики. Разумеется, многое в картине говорит о том, что реальным прототипом Блэйка стал именно Кобейн – по крайней мере именно его режиссер представлял, создавая образ музыканта-самоубийцы. Однако о том, что последние дни настоящей иконы гранжа выглядели именно так, мы можем лишь догадываться.

Хмурая, тускло-зеленая цветовая гамма вкупе со статичной камерой создают эстетику отрешенности и опустошенности. «Последние дни» являются заключительной частью «трилогии смерти» Ван Сента и несомненной ее вершиной.

«Преступить черту» (2005)

«Преступить черту», реж. Джеймс Мэнголд , фото
«Преступить черту», реж. Джеймс Мэнголд
Фото: Кадр из фильма

А вот режиссер Джеймс Мэнголд создал куда более классическую биографическую драму. Ее герой Джонни Кэш – сложная и противоречивая натура и без художественных изысков. «Человек в черном» («Man In Black» – одна из самых знаменитых песен Джонни Кэша) страдает от наркотической зависимости и от невозможности быть с любимой женщиной. Он буквально одержим своей старшей коллегой по сцене Джун Картер. Надрыв ленте обеспечивает чуткая камера, снимающая неуютные крупные планы, а также замечательный актерский дуэт Хоакина Феникса в образе Кэша и Риз Уизерспун в роли Джун. Особый колорит фильму придает еще и атмосфера рок-н-рольной тусовки того времени, с не слишком похожими на прототипы экранными Джерри Ли Льюисом и Элвисом Пресли.

Новости партнеров