«Парк развлечений», реж. Джордж Ромеро, кино
«Парк развлечений», реж. Джордж Ромеро
Фото: Кадр из фильма

В поисках утраченной пленки: потерянные фильмы, которые удалось найти

Этим летом выходит считавшийся потерянным «Парк развлечений» маэстро зомби-хоррора Джорджа Ромеро. Но это не единственный фильм, который удалось спасти от забвения.

До того, как появились интернет и цифровые технологии, вопрос сохранения произведений искусства стоял особенно остро. Это касалось и фильмов — копии картин, хранившиеся на пленке, могли потерять из-за халатности студий и частных владельцев, они сгорали в пожарах или же просто приходили в негодность от времени. 

В результате почти половина цветных картин и большая часть немого кино, снятых до 1950 года, скорее всего, безвозвратно утеряна. Но синефилы постоянно ищут старые ленты в надежде спасти как можно больше кинофильмов. 

В нашей подборке — истории картин, которые все же удалось найти. 

«Парк развлечений» (1973), реж. Джордж Ромеро 

«Парк развлечений», реж. Джордж Ромеро, кино
«Парк развлечений», реж. Джордж Ромеро
Фото: Кадр из фильма

В 1973 году автор «Ночи…», «Рассвета…» и «Дня живых мертвецов» снял свой единственный фильм, сделанный по заказу. Лютеранское общество хотело получить ленту об отношении современного общества к пожилым людям, и Джордж Ромеро взял эту задачу на себя.

Однако появившийся в результате «Парк развлечений» так и не вышел на экраны — Лютеранское общество посчитало фильм слишком жестоким и положило его на полку. С тех пор он считался потерянным. 

В 2018 году картину обнаружил писатель Дэниел Краус, друг и соавтор Гильермо дель Торо. Он заявил, что это самый страшный фильм Ромеро после «Ночи живых мертвецов». Лента рассказывает о пожилом мужчине, потерявшемся в парке развлечений и попавшем в сюрреалистичный кошмар. 

К счастью, фильм отреставрировали в высоком разрешении и уже этим летом он будет доступен на стриминговых платформах. Трейлер «Парка развлечений» уже можно посмотреть.

«Вне закона» (1920), реж. Тод Браунинг

«Вне закона», реж. Тод Браунинг, кино
«Вне закона», реж. Тод Браунинг
Фото: Кадр из фильма

Тод Браунинг, автор классического «Дракулы» и печально известных «Уродцев», в 1930 году снял для студии Universal картину «Вне закона». Картина была звуковым ремейком одноименного немого фильма самого Браунинга. 

Именно оригинал 1920 года долгое время считался утраченным. В нем снялся Лон Чейни, знаменитый «человек с тысячью лиц», способный преображаться в совершенно разных персонажей при помощи техник, известных только ему. 

«Вне закона» 1920 года ждала незавидная судьба. Человек, чья задача состояла в том, чтобы доставлять фильмы в кинотеатры, оставил несколько копий на хранение у своих друзей. За пленками он так и не вернулся, а семья, у которой они оказались, забыла о них. Так бобины и пролежали бы в амбаре, если бы владелица дома не услышала радиопередачу, в которой историк кино Боб ДеФлорес рассказывал о потерянных картинах. Среди забытых пленок и обнаружился тот самый «Вне закона».

«Старый страшный дом» (1932), реж. Джеймс Уэйл

«Старый страшный дом», реж. Джеймс Уэйл, кино
«Старый страшный дом», реж. Джеймс Уэйл
Фото: Кадр из фильма

Даже если вам не знакомо имя Джеймса Уэйла, вы наверняка знаете фильмы режиссера. Именно он снял культовые картины о монстрах, ставшие классикой студии Universal: «Франкенштейн», «Невеста Франкенштейна», «Человек- невидимка».

Одним из фильмов, снятым в самый разгар его кинокарьеры, был «Старый страшный дом», готический хоррор с Борисом Карлоффом. К сожалению, фильм ждали прохладные рецензии критиков и слабые сборы, а в 1957 году, когда Universal потеряла права на оригинальный роман Джона Бойтона Пристли, студия полностью прекратила показы «Старого страшного дома».

Со временем фильм стали вспоминать как один из недооцененных шедевров готического кинематографа, но его никто не мог увидеть: все копии считались потерянными. Только в 1968 году режиссер Кёртис Харрингтон обнаружил пленку в архивах Universal — «Старый страшный дом» был восстановлен и снова стал доступен широкому зрителю. 

Сейчас он высоко ценится как критиками, так и простыми киноманами. 

«Опасное пробуждение» (1970), реж. Тед Котчефф

«Опасное пробуждение», реж. Тед Котчефф, кино
«Опасное пробуждение», реж. Тед Котчефф
Фото: Кадр из фильма

Режиссер «Рэмбо: Первая кровь» и «Уик-энда у Берни» Тед Котчефф прославился своей разноплановостью. Его фильмография охватывает множество жанров, от боевиков и триллеров до комедий. В 1971 году вышла его драма «Опасное пробуждение». Напряженная история об учителе, отправившемся в Австралию на отдых и неожиданно оказавшемся в водовороте жутких событий вдали от больших городов, впечатлила критиков и фестивальную аудиторию — фильм номинировался на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля — но не смогла добиться успеха в прокате.

Кто-то обвиняет в этом неудачную рекламную кампанию, кто-то — бескомпромиссную жестокость, но совершенно точно можно говорить лишь о последствиях финансовой неудачи: мастер-копия фильма потерялась, а для телевизионных трансляций и выпуска на VHS-кассетах использовались скверного качества версии, порезанные цензурой.

«Опасное пробуждение» заработало репутацию «великого утерянного австралийского фильма», а в 1994 монтажер картины Энтони Бакли приступил к поискам полной версии в хорошем качестве. Спустя почти 10 лет пленка чудесным образом нашлась в Питтсбурге, в грузовом контейнере с надписью «Для уничтожения». 

После цифровой реставрации в 2009 году «Опасное пробуждение» вышло на DVD и Blu-Ray как «классическое австралийское кино, получившее культовый статус».

«Страсти Жанны д’Арк» (1928), реж. Карл Теодор Дрейер

«Страсти Жанны д"Арк», реж. Карл Теодор Дрейер, кино
«Страсти Жанны д"Арк», реж. Карл Теодор Дрейер
Фото: Кадр из фильма

Немая картина «Страсти Жанны д’Арк» Карла Теодора Дрейера, одного из самых знаменитых и важных режиссеров европейского кинематографа, вошла во многие списки лучших фильмов всех времен. 

Дрейер больше года изучал как историю самой Жанны Д’арк, так и подлинные транскрипты судебного разбирательства над ней. Сами съемки проходили в специально выстроенных и невероятно дорогих по тем временам декорациях, которые следовали всем правилам средневековой архитектуры. Дрейер запретил актерам использовать макияж, а освещение на съемочной площадке было выстроено так, чтобы персонажи выглядели неприглядно. Фильм также известен множеством крупных планов — необычным решением для картины 20-х годов 

Финальную версию картины значительно сократили — на этом настаивали архиепископ Парижа и французское правительство. Сам Дрейер был в ярости, поскольку он не мог повлиять на эти правки. 

В декабре 1927 года на студии в Берлине случился пожар, в котором сгорел негатив оригинальной версии, смонтированной Дрейером. Режиссер сумел примерно восстановить свое видение при помощи дублей, не вошедших в изначальный фильм. Но и эта версия вскоре исчезла — в лаборатории, где она хранилась, также разгорелся пожар. 

Впоследствии выходило множество версий «Страстей Жанны д’Арк», но все они сильно отличались от режиссерского монтажа. Оригинальная версия все же нашлась в 1981 году самым причудливым образом — в психиатрическом госпитале в Осло, где она хранилась в кладовке уборщика. Попав в Норвежский киноинститут, копия пролежала там три года, и только после этого ее решили изучить. Оказалось, что это та самая режиссерская версия, нетронутая церковной и правительственной цензурой.

«Другая сторона ветра» (1976), реж. Орсон Уэллс

«Обратная сторона ветра», реж. Орсон Уэллс, кино
«Обратная сторона ветра», реж. Орсон Уэллс
Фото: Кадр из фильма

Орсон Уэллс, легендарный автор «Гражданина Кейна», лучшего фильма всех времен и народов по мнению многих критиков, с 1970 по 1976 год снимал картину «По ту сторону ветра»? необычную сатиру в стиле мокьюментари, которая должна была помочь ему вернуться в голливудское кино. 

Это была экспериментальная лента, смонтированная из материалов с разных камер, отличающихся форматом, цветом и динамикой съемки. Уэллс во многом полагался на актерские импровизации — исполнители ролей следовали сценарию лишь в общих чертах. В историю также был включен фильм-в-фильме, нарочито медленная и сюрреалистичная картина, вероятно пародирующая фильмографию Микеланджело Антониони.

Несмотря на долгие съемки (за шесть лет Уэллс снял примерно 96 часов материала), «Обратная сторона ветра» до недавнего времени так и оставалась незаконченной. Многие аудиодорожки пропали, больше половины материала оставалось несмонтированным, фильму не хватало саундтрека и нескольких важных кадров. 

Из-за финансовых и юридических проблем Уэллс не смог завершить картину до своей смерти, а оригинальные негативы были заперты в Парижском хранилище. Многие допускали, что широкому зрителю увидеть фильм так и не удастся.

Все же, после долгих судов и множества заключенных контрактов, друзья и родственники Уэллса получили право завершить картину. В 2018 году «По ту сторону ветра» показали на Каннском фестивале, а позже он вышел на Netflix. Фильм, успевший приобрести мифический статус, зрители оценили высоко — ожидание того стоило.

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров