«Вызов» бесконечности или плевок в пустоту: нужно ли нам кино в космосе?

Кинокритик Иван Афанасьев минимизировал рассуждения о политике и подумал о доводах «за» и «против».
Иван Афанасьев
|
13 Октября 2021
Актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко снимают фильм на МКС, фото
Актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко снимают фильм на МКС
Фото: Роскосмос

5 октября 2021 года в 11:55 по московскому времени космический корабль «Союз МС-19» отправился на орбиту вместе с режиссером Климом Шипенко, актрисой Юлией Пересильд и космонавтом Антоном Шкаплеровым. Их цель – осуществить грандиозную задумку, снять первый в истории игровой фильм в космосе «Вызов». Если быть более точным, на борту ракеты планируется отснять 35 минут киноматериала, остальной хронометраж будет «наверстан», стоя на твердой Земле (буквально), а не левитируя в невесомости с камерой в руках.

Тренировка экипажа МКС-66, фото
Тренировка экипажа МКС-66
Фото: ЦПК/Роскосмос

Мы таким образом вроде как опередили Голливуд, решивший отправить в аналогичное кинопутешествие режиссера «Грани будущего» Дага Лаймана и нестареющего Тома Круза. Разумеется, в сторону такой одиозной идеи прозвучало немало вопросов и критики, например, про источники финансирования: явно немалые деньги частично выделены «Первым каналом», субсидируемым как раз за счет наших с вами налогов. Окупится такая внушительная затея или прогорит с треском? Во многом, конечно, вопросы небезосновательные, но попробуем посмотреть шире – нужен ли нам вообще фильм, снятый в космосе? Нам – не конкретно России, а человечеству в целом.

Актриса Юлия Пересильд в Центре подготовки космонавтов, фото
Актриса Юлия Пересильд в Центре подготовки космонавтов
Фото: ЦПК/Роскосмос

Есть мнение, что кино в космосе – не наше новшество. 24 июля 1969 года американский космический корабль «Аполлон-11» приземлился на Луну и была произведена съемка видеоматериала, который позже стал объектом т.н. «лунного заговора». Первенство американцев в освоении лунной поверхности было задокументировано, но вокруг этого события сложилась вереница теорий, подвергающих сомнению сам факт высадки. Сейчас, конечно, до сих пор есть сторонники идеи того, что знаменитые кадры были фальсифицированы (впрочем, никто и не отрицал, что часть из них действительно была снята в голливудских павильонах), но на эти аргументы уже давным-давно дали ответы десятки компетентных лиц, включая самих космонавтов – вот, например, аргументы академика РАН.

Пресс-конференция онлайн накануне старта «Союза МС-19», фото
Пресс-конференция онлайн накануне старта «Союза МС-19»
Фото: Роскосмос

Стоит расставить точки над i: первые видеокадры вне земли сняла кинокамера С-97, установленная на внешней поверхности корабля «Восход», на котором в космос отправился Алексей Леонов в марте 1965 года. Номинально это была чисто техническая съемка, производимая в автоматическом режиме – и тем не менее. Главное тут что: спорить об этом, в принципе, смысла особо нет – меряться тем, кто был первым, удел политиков и мачо в шляпах. Есть факт: игровые съемки в космосе действительно никто ранее не проводил. Можно месить воду в киселе, разбираясь, насколько подготовка к полету Шипенко и Пересильд была тщательной, считать, принесет ли это какую-то выгоду стране и российскому кинематографу в целом, и прочее.

Стыковка космического корабля «Союз МС-19» к МКС, фото
Стыковка космического корабля «Союз МС-19» к МКС
Фото: Роскосмос ТВ

Но если быть объективным, съемки кино в космосе – будущее, которое рано или поздно может наступить. С момента возникновения кинематограф развивался технически: на смену павильонным съемкам пришли натурные, «великий немой» уступил место звуку, черно-белая цветовая гамма стала просто выразительным средством, спецэффекты дали возможность создавать фантастические вселенные. Несмотря на то, что сейчас кино переживает не лучшие времена, оно продолжает развиваться – режиссеры и продюсеры экспериментируют с частотой кадров, съемками в труднодоступных местах, буквальным воскрешением уже давно мертвых людей на экране и даже формой кино, как пассивного развлечения, создавая интерактивные фильмы, взаимодействующие со зрителем напрямую. Поэтому съемки в космосе – лишь одно из средств, которое, в теории, однажды может стать дорогостоящей, но все-таки нормой.

Момент перехода киноэкипажа с корабля на МКС, фото
Момент перехода киноэкипажа с корабля на МКС
Фото: Роскосмос ТВ

Другое дело, что менталитет российского зрителя устроен таким образом, что все технологические попытки прорваться через устоявшиеся рамки, совершаемые конкретно российскими кинематографистами, у нас воспринимаются, как попытка «ответа Чемберлену» или просто прихоть с оттопыренным к небу мизинцем. Инновационный во всех смыслах фильм «Легенда о Коловрате», почти полностью снятый на хромакее, у нас раскритиковали на чем свет стоит за «неисторичность» (фильм, между тем, относится к жанру фэнтези). Новаторские по части использования компьютерной графики в нашей индустрии «Спутник» и «Кому» ругали за «низкое качество» (я бы поспорил, но печальный факт). Даже придуманный нашим человеком в Голливуде Тимуром Бекмамбетовым формат скринлайф-фильмов – и те заклеймили, что «это не кино» несмотря на признание на Западе и зарубежных кинофестивалях (где, как известно, «только чернуху показывают»).

Российский экипаж, в том числе актриса и режиссер, на МКС, фото
Российский экипаж, в том числе актриса и режиссер, на МКС
Фото: Роскосмос

В итоге любой технологический прорыв (а «Вызов» – вполне красноречивое название для фильма Шипенко) воспринимается, как некая данность: окей, летите в космос, жду отчета за денежки, взятые из моего кармана. Но искусство кино, которое в России является самым массовым развлечением после, разве что, футбола и прочих спортивных игр, немыслимо без существенных вливаний финансов. Можно долго спорить о целесообразности съемок кино в невесомости и говорить, что «сняли бы на Земле – получилось бы не хуже»; но пока мы не видели готовый результат, судить не о чем. Зато возможно сказать, что могут дать подобные эксперименты зрителю, не считающему каждую копейку в госфинансировании, а просто пришедшему в кинотеатр посмотреть зрелищное кино.

Российский экипаж, в том числе актриса и режиссер, на МКС, фото
Российский экипаж, в том числе актриса и режиссер, на МКС
Фото: Роскосмос

Во-первых, конечно же, сам факт того, что увиденное тобой на экране действительно снято в космосе. Обилие CGI в кино научило нас тому, что любой трюк можно сымитировать, и мы привыкли ко всякого рода зрелищности: просто представьте себе, что зритель прошлого попал из кинотеатра условных 1960-х, где еще даже «Челюстей» с механической акулой не было, в современный мультиплекс, и посмотрел «Мстителей». Боюсь, не досчитается челюсти. Сейчас же мы идем в кинотеатр на «экшон», просто чтобы «посидеть и потупить» в спецэффекты, особо не напрягаясь. Осознание того, что фильм снят в самом настоящем космосе, а парящие в воздухе волосы Пересильд – не компьютерная графика, может перевернуть представление о просмотре кино.

Российский экипаж, в том числе актриса и режиссер, на МКС, фото
Российский экипаж, в том числе актриса и режиссер, на МКС
Фото: Роскосмос

Во-вторых, это дает возможность для грандиозного скачка кинематографических «вооружений»: стоит быть готовым, что первый блин будет комом, но другие страны, глядя на достижения российских кинематографистов, захотят выведать секреты съемок в космосе и появится запрос на новые технологии, источником которых будет именно Россия. Вы же понимаете, что в космосе нельзя просто так взять и расставить пару световых приборов, водрузить камеру на штатив и просто снять классное кино? Это действительно большая работа, которая может стать мировым достоянием. Есть, правда, нюансы, связанные с тем, что у США, планирующих второй скачок в космос на «Оскар», имеется Илон Маск и единственная в мире частная космическая компания. Но и они могут, в теории, чему-то научиться у русских.

Юлия Пересильд, Клим Шипенко и Антон Шкаплеров На МКС, фото
Юлия Пересильд, Клим Шипенко и Антон Шкаплеров на МКС
Фото: Роскосмос

Ну и в-третьих, сам факт того, что мы – первые, кто будет играть по сценарию в условиях первой космической. Это большое достижение, о котором обязательно будут писать в учебниках: Россия – единственная (пока) страна в истории, снимающая игровой фильм в космосе. Это может подстегнуть развитие и интерес к индустрии кинематографической, которая у нас, пока, все еще находится в состоянии если не зародыша, то талантливого ребенка, живущего в тесной коммуналке. В конце концов, за подобное кино будут биться зарубежные инвесторы – и это будет та самая популяризация российского кино, которой так не хватает критикам, плачущимся о том, что «на экране мы выглядим страной дикарей в зарослях клюквы для всего мира». Вот вам достижение, играющее на образ России в глазах мира – и совершенно нешуточное. А на конечный результат будем смотреть уже в кинотеатрах. Тогда и поймем, российское кино – космос, или лягушатник, в котором бултыхаются чьи-то налоги.


Новости партнеров

Комментарии
Сохранить
0 / 1500
#
#comment#
0 / 1500