Очень семейные дела: в чем секрет успеха «Крестного отца»?

Спустя почти пятьдесят лет фильм по-прежнему смотрят и любят. Почему?
Иван Афанасьев
|
05 Августа 2021
«Крестный отец», реж. Фрэнсис Форд Коппола, фото
«Крестный отец», реж. Фрэнсис Форд Коппола
Фото: Кадр из фильма

Есть такое интересное поверье, что вы не услышите от американца «Я не смотрел «Крестного отца». Потому что, даже если правда не смотрел, стыдно признаться. Это косвенно подчеркивает другое, чуть более спорное, но интересное мнение, что фильм Копполы – лучшее, что выходило за всю историю американского кино. Можно отчасти и согласиться, хотя возникнет логичный вопрос, чем, скажем, хуже такая классика, как «Бонни и Клайд», или «Криминальное чтиво», или «Список Шиндлера» – список можно продолжать. Впрочем, в высказывании выше есть своя житейская логика – попробуем разобраться, о чем это.

«Крестный отец», реж. Фрэнсис Форд Коппола, фото
«Крестный отец», реж. Фрэнсис Форд Коппола
Фото: Кадр из фильма

Первоначально в успех «Крестного отца» вообще никто не верил – даже молодой (всего 27 лет!) Фрэнсис Форд Коппола, на тот момент уже успевший прославиться, как один из самых талантливых выпускников продюсера Роджера Кормана, с номинациями на «Золотой глобус» и главную награду Каннского кинофестиваля, а также «Оскаром» за сценарий к фильму «Паттон». Фильмы про мафию считались дешевым и постыдным guilty pleasure для самых непритязательных зрителей. Да и производство фильма шло с треском – долго не могли разобраться с кастом, потом ссорились с продюсерами из-за разногласий по части цветовой гаммы, бюджет был превышен. Когда же фильм вышел, народ буквально попер в кино, как сумасшедший – даже не глядя на малоизвестных на тот момент актеров (хотя сейчас кажется – ничего себе малоизвестные!). Или, точнее, наоборот: глядя во все глаза.

«Крестный отец», реж. Фрэнсис Форд Коппола, фото
«Крестный отец», реж. Фрэнсис Форд Коппола
Фото: Кадр из фильма

Причина успеха «Крестного отца», на самом деле, проста, как два цента за кружку кофе: это кино про семью, в буквальном смысле этого слова. Потрепанные сексуальной революцией США будто заново переосмысливали ценности традиционного родового уклада – и кому об этом положено знать лучше, чем представителям «козы ностры» в Америке, для которых родственные узы есть ключевая вещь, связывающая их с родиной – Италией? В гангстерах и бандитах Коппола, сам представитель большого ветвящегося древа с сицилийскими корнями, увидел не только криминальных элементов, но и людей с кодексом чести, для которых на первом месте должна быть именно что семья, как общественный институт, некий надежный тыл для бизнеса – и которые теряют ее в гонке за власть и влияние, в итоге теряя и самих себя. Кстати, вы знали, что имя матери Копполы – Италия (Italia)?

«Крестный отец», реж. Фрэнсис Форд Коппола, фото
«Крестный отец», реж. Фрэнсис Форд Коппола
Фото: Кадр из фильма

Разумеется, без гениальных актерских работ не случилось бы ничего, как и без великой музыки Нино Роты, великолепной режиссуры и прочего. Но «семейный» аспект, фокусировка режиссера на традиционных ценностях, успевших слегка пошатнуться после любвеобильных 1960-х, создало фильму мощный фундамент для подсознания, на который опирался зритель во время просмотра. В персонажах узнавались родные, знакомые люди, хоть и, в этой вселенной, находящиеся по другую сторону закона. И именно в контрасте двух общепринятых американских «скреп» (семейные ценности & главенство закона) и находился механизм встраивания сюжета в систему координат среднестатистического жителя США. Поэтому и ходит легенда про американца, не смотревшего «Крестного отца» – как про пастора, не читавшего Библию, или сапожника без сапог.

Новости партнеров

Комментарии
Сохранить
0 / 1500
#
#comment#
0 / 1500