«На гребне волны» – 30 лет: как снимали легендарный фильм о серфингистах-грабителях

Изначально роль Джонни Юты должен был исполнять Мэттью Бродерик, а Боди – Чарли Шин. Режиссировать картину еще в 1986 году взялся Риддли Скотт, и если бы все получилось, это было бы совсем другое кино.
Марина Яковлева
|
16 Июля 2021
«На гребне волны», 1991
Фото: Кадр из фильма

Режиссировать перспективную картину спустя пять лет решилась Кэтрин Бигелоу, которая на тот момент уже прославилась своими экшн-картинами «Почти стемнело» (1986) и «Голубая сталь» (1990). На главные роли были утверждены Киану Ривз и Патрик Суэйзи.

Съемки фильма длились 77 дней. Сцены серфинга снимали на пляжах южной Калифорнии, ключевые же эпизоды были сняты на Гавайях. Для съемки скайдайвинга были арендованы авиабазы в Калифорнии и на живописном озере Пауэлл в Аризоне.

«На гребне волны», 1991
Фото: Кадр из фильма

По сюжету фильма загадочная банда серфингистов среди белого дня совершает дерзкие ограбления банков, скрываясь за масками бывших президентов США.

Амбициозный агент ФБР Джонни Юта (Киану Ривз), рискуя жизнью, внедряется в банду и раскрывает это дело. Но понимает, что прикипел к образу жизни преступников-авантюристов во главе со свободолюбивым Боди (Патрик Суэйзи), готовым поставить на кон все ради одной идеальной волны.

«На гребне волны», 1991
Фото: Кадр из фильма

Патрик Суэйзи, прочитав сценарий, сразу же захотел исполнить роль Боди, поскольку мировоззрение героя отражало его собственное. На тот момент актер уже успел сняться в «Грязных танцах» и «Привидении», так что его карьера была на пике славы.

Киану Ривз же еще не был звездой: именно эта картина и принесла ему мировую славу. Как отмечал его коллега по цеху Гэри Бьюзи, исполнивший в ленте роль напарника Джонни Анджело Паппаса, Ривз был создан для этой роли, потому что в жизни он точно такой же, как его герой: ему приятнее разговаривать с людьми, чем размахивать кулаками.

Физически съемки в фильме дались Киану сложно. Сперва для постижения азов профессии его прикрепили к настоящему агенту ФБР. Затем ему пришлось обучаться серфингу, скайдайвингу и стрельбе. В интервью он рассказывал: «Впервые войдя в воду, я получил доской по голове. Но, в конце концов, научился стоять на доске, по крайней мере, когда волны были не очень сильные. В некоторых кадрах на доске действительно я, а не дублер. И всегда, когда Джонни падает с доски в воду, вы видите меня. Все падения я без труда выполнял самостоятельно».

«На гребне волны», 1991
Фото: Кадр из фильма

Несмотря на все трудности, эту роль Ривз обожал. В одном из интервью он признался, что ему было приятно играть героя, испытывающего непреодолимую тягу к адреналину и острым ощущениям.

Патрик Суэйзи говорил, что с Ривзом работается великолепно: «Он отличный товарищ, который понимает тебя с полуслова. Киану готов до ночи трудиться над ролью, а потом – бабах! – и получается то, что надо. Он имеет сильную страсть к своей работе, его заботят малейшие нюансы. Недостаток терпимости ко всему, что не является безупречным, сделает его однажды одним из лучших актеров мира». Как мы знаем, Патрик был абсолютно прав.

Киану не остался в долгу, ему было также очень приятно работать в команде со Суэйзи. Актер так высказывался о своем коллеге: «Я встретился с ним в первый съемочный день. Он вышел на площадку, улыбнулся и протянул мне руку со словами: «Рад познакомиться. У этого фильма огромный потенциал. Давай поможем его реализовать». Патрик был душой любого проекта, заряжал энергией абсолютно всех. Он подходил к своей роли с невероятной страстью. Для подготовки к образу Боди он много прыгал с парашютом, участвовал в воздушных съемках наравне с профессиональными каскадерами и заразил этим хобби большинство парней из съемочной команды. Патрик был волшебным источником света, к которому тянулись все окружающие».

Отдаваясь роли на все сто, Суэйзи даже получил две травмы: сначала сломал несколько ребер, когда учился серфингу, а затем повредил колено – оно так разбухло, что каждый вечер врач откачивал из него жидкость.

«На гребне волны», 1991
Фото: Кадр из фильма

Прыжки с парашютом снимали на специальной платформе, которая держала актеров в воздухе в трех метрах от земли. Операторы также находились на этой платформе. Для имитации ветра под актерами размещали очень мощные вентиляторы.

Одной из самых эпичных погонь в истории кинематографа стала долгая сцена, в которой Джонни гонится за грабителем в маске по домам и улочкам Лос-Анджелеса.

Оператор Джеймс Муро бежал позади актеров и перед ними, с максимальной точностью направляя на них камеру, закрепленную на трости. Кэтрин Бигелоу в интервью делилась своим восхищением тем, какими живыми он сделал эти кадры.

Интересно, что во время погони Боди все время был в маске не только потому, что это важная часть сюжета, а из необходимости – Патрик Суэйзи не снимался в этой сцене, потому что находился в тот момент в Европе, презентуя премьеру «Привидения». Патрик увидел сцену лишь после окончания съемок картины и был рад, что ему не пришлось так много и интенсивно бегать.

«На гребне волны», 1991
Фото: Кадр из фильма

Финальную сцену «На гребне волны» создавали спустя полгода после окончания съемок – вот почему у персонажей уже совсем другая длина волос: Ривз отрастил их, готовясь к «Новым приключениям Билла и Теда», а Суэйзи подстригся для «Города удовольствий». Прическа Киану была даже на руку создателям фильма: она символизировала уход его героя из ФБР.

Новости партнеров