Произведения искусства по-разному действуют на человеческую психику. Некоторые зрители, вдохновившись, создают нечто прекрасное и удивительное. Для кино это особенно актуально, ведь сценаристы и режиссеры нередко ориентируются на работы коллег. Например, Квентин Тарантино открыто признает, что его фирменный творческий стиль сформировался под активным влиянием классических американских вестернов и Акиры Куросавы, а Мартин Скорсезе как-то заявил, что вообще не стал бы работать в кино, если бы не мастера итальянского неореализма Феллини, Антониони и Висконти.
Но бывает и так, что тот или иной фильм оказывает на зрителя вполне себе деструктивное влияние, сподвигая его на ужасные поступки. И в нашем сегодняшнем материале мы расскажем о нескольких таких случаях.
«Таксист», 1976
В 1976 году не вполне психически здоровый житель штата Колорадо по имени Джон Хинкли-младший, выходец из уважаемой и обеспеченной семьи, владеющей нефтяной компанией, посмотрел фильм «Таксист». В этой картине персонаж Роберта Де Ниро Тревис Бикл планирует убийство кандидата в президенты. Но отнюдь не Де Ниро с самого начала стал объектом одержимости молодого человека. Хинкли помешался на Джоди Фостер, сыгравшей в фильме девочку-проститутку. Сама Фостер тогда училась в университете, и Джон переехал в Коннектикут, чтобы преследовать ее. Он поступил на курс писательского мастерства Йелля, подсовывал под дверь Фостер записки со стихами, постоянно ей звонил.
Молодая актриса игнорировала навязчивого поклонника, и тогда тот в попытках впечатлить ее решился на отчаянный шаг. Подобно Тревису Биклу парень задумал убийство — но уже не кандидата, а непосредственно самого президента США. В марте 1981 года в вашингтонском отеле Хинкли шесть раз выстрелил из револьвера в Рональда Рейгана. Глава Белого дома получил ранение в легкое, также ранены были двое сотрудников президентской охраны и пресс-секретарь. Суд признал Хинкли невменяемым и отправил на принудительное лечение в психиатрическую клинику, из которой стрелок, пройдя многолетний курс лечения, был выпущен в сентябре 2016-го. Сейчас он занимается музыкой и в январе 2022-го даже объявил набор в собственную рок-группу. Возможно, все еще пытается впечатлить Джоди Фостер.
«Город воров», 2010
Этот фильм Бена Аффлека, отлично принятый как прессой, так и зрителями, рассказывает историю банды четверых друзей во главе с Дугом Макрэем (его сыграл сам Аффлек), ставших грозой Бостона. Надевая причудливые хэллоуинские маски, они грабят один банк за другим и виртуозно избегают облав. Настолько виртуозно, что некоторым зрителям очень сильно захотелось претворить магию кино в жизнь. И они это сделали.
В декабре 2010 года вооруженный мужчина в маске для Хэллоуина ограбил книжный магазин в одном из городов штата Массачусетс, а затем бесследно исчез. Обнаружена была лишь его сожженная машина. Но это было только начало. Через пару недель, в январе 2011-го, трое преступников во все тех же масках напали на отделение Bank of America во Флориде. Они вынесли 67 тысяч долларов, но скрыться не смогли. На допросе главарь банды прямо заявил, что идея ограбления пришла ему в голову после просмотра «Города воров».
Затем наступило небольшое затишье, которое было прервано в мае того же года, когда двое мужчин в монашеских рясах и резиновых масках ограбили отделение TCF Bank в штате Иллинойс. Сумма, которую удалось похитить ворам, официально не раскрывалась. Скрылись преступники на «Шевроле» с тонированными стеклами, наказание их так и не настигло. Создатели фильма на многочисленные вопросы журналистов лишь пожимали плечами, говоря, что не могут и не должны нести ответственность за действия подражателей. Ну а когда популярность «Города воров» стала постепенно сходить на нет, американские грабители тоже резко потеряли интерес к хэллоуинской атрибутике.
«Крик», 1996
После выхода на экраны в 1996 году слэшера Уэса Крейвена образ убийцы в черном балахоне и белой маске, отсылающей к знаменитой картине Эдварда Мунка, стал поистине легендарным. И, увы, совершенно не удивительно, что некоторым неуравновешенным зрителям захотелось примерить его на себя.
В январе 1998 года в городе Линвуд, штат Вашингтон, 16-летний Марио Падильо сильно разозлился на свою мать за то, что она заставила его вынести мусор. Падильо с приятелем намотали на головы футболки, подождали, пока женщина закончит домашние дела и сядет за компьютер, и нанесли несчастной 45 ударов ножом и отверткой, из-за чего та скончалась на месте. На суде подростки заявили, что всего лишь хотели повторить сцену из «Крика». Впрочем, от 25-летнего заключения их это оправдание не спасло.
Была и еще одна резонансная история. В 2001 году 24-летний водитель грузовика Тьерри Жераден пригласил в гости 15-летнюю соседку Эллисон Камбье. Парень начал приставать к девушке, но получил отказ. После этого он, ненадолго выйдя из комнаты, переоделся в костюм из «Крика», взял два кухонных ножа и набросился на Камбье, нанеся ей 30 ударов — столько же, сколько было в одной из сцен фильма. Тело убийца положил на кровать, вложил в руки мертвой девушке розу, а затем позвонил своему отцу и во всем признался. На суде Жераден заявил, что давно планировал повторить убийство из слэшера, а тут как раз подвернулся подходящий момент. Судья на это заметил, что «Крик» действительно служит неоправданно детальной методичкой по кровавым расправам.
«Детские игры», 1988
В 1996 году 28-летний Мартин Брайант навсегда вошел в историю Австралии, став самым массовым убийцей, какого когда-либо видела эта спокойная и вообще не привыкшая к столь шокирующим событиям страна. Еще в подростковом возрасте у Брайанта были диагностированы умственная отсталость и шизофрения. Окончив школу, он получал пособие по инвалидности, подрабатывал садовником. Врачи же констатировали, что на пороге третьего десятка лет по IQ Мартин остается на уровне 11-летнего ребенка. Усугублялась ситуация беспробудным пьянством. За несколько месяцев до трагедии он сказал соседу: «Я сделаю что-то такое, что заставит всех запомнить меня».
28 апреля 1996 года Брайант, ранее сумевший при всей строгости австралийских законов где-то разжиться самозарядной винтовкой, зашел в небольшое кафе в городке Порт-Артур на острове Тасмания и, плотно позавтракав, устроил в заведении настоящую бойню. На месте были убиты 35 человек, включая нескольких малолетних детей, 22 человека получили ранения разной степени тяжести.
Работавшему с ним в тюремной камере психиатру Брайант сообщил, что источником вдохновения для него стала увиденная в кино кукла Чаки, в которую по сюжету картины «Детские игры» вселился дух казненного маньяка. При обыске в доме убийцы нашли более 200 плюшевых медвежат и большую коллекцию фильмов, среди которых были не только хорроры и триллеры, но и множество мультфильмов студии Disney.
По итогам суда Брайант был приговорен к 35-ти пожизненным заключениям. После нескольких попыток суицида он содержится сегодня под особым контролем в камере с мягкими стенами.
«Бойцовский клуб», 1999
Криминальный триллер, снятый Дэвидом Финчером в 1999 году по роману Чака Паланика, стал знаковым для целого поколения. Впечатленные и вдохновленные картиной зрители говорили цитатами оттуда, а многие всерьез принимали на вооружение жесткую и циничную философию, исповедуемую персонажем Брэда Питта Тайлером Дерденом. Суть этой философии заключалась в намеренном отказе от потребительского безумия в пользу борьбы с системой на грани самопожертвования.
Олицетворением этой системы, с которой призывает бороться Дерден, в фильме Финчера стали стаканчики из Starbucks. По словам режиссера, присутствуют они практически в каждом кадре. Но там, где Финчер оставлял лишь намек, 17-летний фанат «Бойцовского клуба» по имени Кайл Шоу увидел прямой призыв к действию. Решив, что Starbucks — это цитадель капиталистического зла, Шоу начал действовать.
В 2009 году юноша смастерил самодельную бомбу, а затем отправился с ней на прогулку по Манхэттену, где довольно быстро набрел на тот самый Starbucks. Недолго думая, Шоу заложил бомбу у входа в кофейню и сбежал. По счастливому стечению обстоятельств никто в результате детонации не пострадал. Когда подростка арестовали и стали допрашивать, выяснилось, что чуть ранее он основал собственный подпольный бойцовский клуб, причем не где-нибудь, а в Центральном парке Нью-Йорка. Впрочем, когда дело Шоу получило огласку, клуб этот довольно быстро был разогнан и бесславно прекратил свое существование.
В суде Кайл признал вину и отправился в тюрьму на три года, выйдя на свободу в 2013-м. Больше в борьбу с системой он не вступал.