«Крестный отец» от А до Я: культовая картина Фрэнсиса Форда Копполы

В 2022 году, спустя 50 лет, фильм выглядит еще более свежо и актуально: поднимаемые в нем темы семьи, чести и консервативного уклада жизни в патриархальных сообществах теперь смотрятся совершенно по-новому.
Иван Афанасьев
|
28 Апреля 2022
«Крестный отец», реж. Фрэнсис Форд Коппола
Фото: кадр из фильма

28 апреля состоится премьера «Предложения», сериала об истории создания «Крестного отца» – легендарной картины Фрэнсиса Форда Копполы, навсегда ставшей классикой кино.

Иван Афанасьев составил алфавит «Крестного отца»: ключевые имена, понятия и темы, из которых состоит шедевр кинематографа и которые пригодятся вам при просмотре сериала.

Аль Пачино

«Крестный отец», реж. Фрэнсис Форд Коппола
Фото: кадр из фильма

Это сейчас мы знаем великого Аль (именно так – имя не склоняется) как одного из величайших артистов современности, пусть и слегка сбавившего темпы в последнее время. На момент съемок «Крестного отца» он был всего лишь начинающим лицедеем с тремя ролями в активе. Среди них, правда, уже была одна, как минимум, выдающаяся – в фильме «Паника в Нидл-парке» 30-летний актер сыграл наркодиллера Бобби, довольно громко заявив о себе в конкурсе Каннского кинофестиваля. Интересно, кстати, что изначально продюсеры фильма были категорически против участия Пачино, считая его совершенно бездарным. Как хорошо, что Коппола тогда защитил свой выбор!

Брандо, Марлон

«Крестный отец», реж. Фрэнсис Форд Коппола, фото
«Крестный отец», реж. Фрэнсис Форд Коппола
Фото: кадр из фильма

А вот по поводу второй (или, возможно, первой) звезды «Крестного отца» у продюсеров почти никаких сомнений не было – кроме тех, согласится ли вообще великий актер на эту роль. Ранее один из создателей фильма, Альберт Радди, уже работал с его отцом, Марлоном Брандо-старшим, главой кинокомпании Pennebaker Productions, которую создал Брандо-младший соответственно. О несносном характере голливудской звезды ходили легенды, и когда Коппола захотел предложить ему роль Вито Корлеоне, продюсеры покрутили пальцем у виска, но все же обратились к Марлону на невыгодных условиях (например, предложили минимальную зарплату), в надежде, что тот откажется. Как ни странно, он от этого предложения отказываться не стал – дальнейшее уже история.

Голливуд

«Крестный отец», реж. Фрэнсис Форд Коппола
Фото: кадр из фильма

К концу 1960-х американская машина по производству фильмов выдыхалась. В 1963 году с треском провалился пышный исторический блокбастер «Клеопатра», что, как считают некоторые критики, было первым звонком голливудского кризиса. Кинокомпания Paramount, стоявшая у истоков американского кино, также переживала не лучшие времена: престарелое руководство во главе с бессменным основателем Адольфом Цукором жило в прошлом и не понимало, как привлечь новую аудиторию. «Крестный отец» стал для компании спасательной соломинкой: новый глава Роберт Эванс, стоявший у руля студии до самой своей смерти в 2019 году, рискнул вложить деньги в проект, несмотря на все сомнения. И не прогадал.

Деньги

«Крестный отец», реж. Фрэнсис Форд Коппола
Фото: кадр из фильма

Иронично, что тема богатства в «Крестном отце», который позволил Paramount буквально выплыть из финансовой ямы, стала камнем преткновения – именно деньги становятся причиной, из-за которой развязывается центральный конфликт в фильме. Семьи Соллоццо и Татталья, решив влезть в наркобизнес, просят у дона Корлеоне солидную сумму для стартового капитала, обещая солидный процент с продаж. Мудрый Вито отказывается ради безопасности семьи, но подсылает к ним своего боевика Луку Брази, чтобы тот выяснил планы криминальных боссов, которого те вычисляют и убивают – с этого эпизода и начинается война семей. Помните – «Ничего личного, только бизнес».

Женщина

«Крестный отец», реж. Фрэнсис Форд Коппола, фото
«Крестный отец», реж. Фрэнсис Форд Коппола
Фото: кадр из фильма

На первый взгляд, по нынешним меркам «Крестный отец» – кино, как минимум, далекое от актуальной повестки, как максимум – откровенно сексистское. Жены гангстеров в фильме выполняют роль теней своих супругов. Их задача – заботиться о детях, хранить целостность домашнего очага и верность мужу, иногда оказываться в роли случайной жертвы в разборках и терпеть, терпеть, терпеть. Достаточно вспомнить финальную сцену, в которой Конни Корлеоне, сестра Майкла, понимает, что тот обманул ее, сказав, что не причастен к убийству ее жениха, Рицци – в «мужском бизнесе» действительно нет места сантиментам, а женщинам лишь остается всю жизнь провести за закрытыми дверями. Глупо, впрочем, призывать гангстеров соответствовать высоким моральным стандартам – так что нет, никакое это не сексистское кино. Наоборот – оно, в том числе, про сексизм в традиционалистских обществах.

Италия

«Крестный отец», реж. Фрэнсис Форд Коппола
Фото: кадр из фильма

«Крестный отец» также считается величайшим фильмом об Америке, ее жизни и реалиях общества, которое в ней живет. И тем интереснее, что теневые правители американской преступности – все до одного люди, приехавшие из других частей света. Например, из Италии: страны, которую по праву можно считать, наравне с Ирландией и Германией, одним из главных «поставщиков» приезжего населения США. Отличает италоамериканцев от все тех же ирландцев, например, то, что до середины XX века именно они испытывали наибольшие проблемы с ассимиляцией и ощущали на себе последствия институционального национализма, исходящего от коренных американцев. Словосочетание «итальяшки» (italian pricks) – тому подтверждение.

Коза Ностра

«Крестный отец», реж. Фрэнсис Форд Коппола
Фото: кадр из фильма

Парадоксально, но в «Крестном отце» ни разу не произносится ни название знаменитой преступной организации, ни слово «мафия» (проверьте, если не верите – сходите на фильм в кинотеатр!). Причина проста – реальная Коза Ностра, чья жизнь что в картине Копполы, что в романе Марио Пьюзо отражена весьма подробно, не хотела, чтобы гангстеры в фильме ассоциировались с ними, а потому запретили создателям использовать эти слова. Из-за этого даже произошло несколько забастовок, учрежденных активистами Итало-американской лиги гражданских прав – организации, созданной мафиози Джозефом Коломбо в 1970 году, в том числе, для борьбы со стереотипами об итало-американцах. Да-да, все верно – мафии тоже важен свой имидж.

Марио Пьюзо

«Крестный отец», реж. Фрэнсис Форд Коппола
Фото: кадр из фильма

Автор романа «Крестный отец», который вышел в продажу в 1969 году. На момент выхода существовали и другие книги о мафии, в основном по мотивам расследований, например, «Мафия вчера и сегодня» журналиста Микеле Панталеоне. Но именно произведение Пьюзо стало национальным, а позже и мировым бестселлером, как первое художественное произведение об американской Коза Ностре. Интересно, что сценарий к фильму Копполы написал сам писатель, продав его «Парамаунту» за смешные 10 тысяч долларов, потому что нуждался в деньгах для оплаты карточного долга. Режиссер, правда, подверг текст значительной переработке – но писателю все равно понравилось, что получилось в итоге.

Нино Рота

«Крестный отец», реж. Фрэнсис Форд Коппола
Фото: кадр из фильма

Когда мы вспоминаем «Крестного отца», первым делом у нас в голове играет знаменитая музыкальная тема Speak Softly Love, автором которой является один из величайших итальянских композиторов XX века Нино Рота. С ним сотрудничали Федерико Феллини, Лукино Висконти, Анри Верней и Франко Дзеффирелли. Но саундтрек к «Крестному отцу» – его визитная карточка, как музыка из «Профессионала» у Эннио Морриконе или заглавная тема «Звездных войн» у Джона Уильямса. Самое смешное, что за эту музыку Роту обвинили в плагиате у… самого себя! И не дали «Оскар» в первый раз, т.к. похожая музыкальная тема использовалась в фильме «Фортунелла» 1958 года. Зато дали за ту же самую музыку, когда номинировали за «Крестного отца 2» в 1974. Кто сказал «объективность»?

Предложение

«Крестный отец», реж. Фрэнсис Форд Коппола
Фото: кадр из фильма

Не все знают, что крылатое выражение «предложение, от которого невозможно отказаться» пришло именно из «Крестного отца»; если быть более точным, впервые она появилась в романе Марио Пьюзо. Но именно после фильма фразеологизм стал популярен. Недаром будущий сериал Декстера Флетчера о создании картины назван именно этим словом – когда Коппола предложил свое видение проекта, у продюсеров был выбор: согласиться и остаться в выигрыше, или отказаться – и пережить возможную смерть компании. Все как в кино!

Радди, Альберт

«Крестный отец», реж. Фрэнсис Форд Коппола
Фото: кадр из фильма

Имя, которое может показаться незнакомым – но, на самом деле, ключевое во всей истории создания «Крестного отца». Один из продюсеров фильма, известный своей аккуратностью в использовании бюджетов, он был приглашен, чтобы довести проект, поначалу казавшийся «маленькой драмой про гангстеров», до конца. В итоге он стал, можно сказать, крестным отцом для фильма: не только поверил Фрэнсису Форду Копполе, пытавшемуся уломать Paramount выделить ему баснословные для такого проекта (на тот момент) шесть миллионов долларов, но и улаживал конфликты вокруг фильма. А их было много – начиная с кастинга, который категорически не устраивал боссов студии, заканчивая угрозами от мафии всей съемочной группе (машину Радди однажды даже обстреляли). В итоге всего-то четвертый проект в карьере молодого продюсера принес ему «Оскар» – первый из двух в карьере.

Семья

«Крестный отец», реж. Фрэнсис Форд Коппола
Фото: кадр из фильма

Одна из ключевых тем фильма – сплоченность членов мафии перед угрозой им и их родным. Сила Вито Корлеоне была как раз в том, что он, не желая ставить семью под удар, отказался от продолжения войны – понимая, что в этой схватке могут пострадать самые близкие люди, как Аполлония, жена Майкла, погибшая от взрыва машины. Слабость Майкла – в том, что он, переняв бразды власти от скончавшегося дона, ставит семью под удар, возобновляя войну с другими группировками, что в итоге и приведет его к краху.

Традиции

«Крестный отец», реж. Фрэнсис Форд Коппола
Фото: кадр из фильма

В то же время, Майкл действует по законам мафии: вендетта тем, кто опозорил и обескровил род, – одна из традиций любого преступного сообщества. Это один из ключевых конфликтов фильма: необходимость выбирать между католическим всепрощением, смиряясь со своей участью, либо действовать по правилам, которые навязываются выстраиваемой десятилетиями, а то и веками, иерархической системой. По факту, в конечном счете все приходит к закономерному падению всего и вся: гидра преступности, откусывая собственные головы во имя мести, однажды уничтожает саму себя.

Фрэнсис Форд Коппола

«Крестный отец», реж. Фрэнсис Форд Коппола
Фото: кадр из фильма

Сейчас это кажется совершенно невозможным, но в самом начале производства, в 1967 году, молодой режиссер (на тот момент Копполе было чуть больше тридцати лет) даже не рассматривался как основной претендент на должность постановщика «Крестного отца». Продюсеры хотели видеть в этом качестве самых разных людей – от режиссера хита 1960-х «Бонни и Клайд» Артура Пенна до автора политических триллеров Коста-Гавраса. Но провал предыдущего «гангстерского» проекта Paramount, вышедшей в 1968 году драмы об итальянской мафии «Братство» с коренными американцами Мартином Риттом и Кирком Дугласом на постах режиссера и главной звезды, заставил их пересмотреть свои взгляды. Новый глава компании Роберт Эванс хотел сделать фильм «италоамериканским до мозга костей» и выбрал Копполу, у которого в активе уже был «Оскар» за лучший сценарий к фильму «Паттон». Как и все в истории с «Крестным отцом», этот выбор стал судьбоносным.

Честь

«Крестный отец», реж. Фрэнсис Форд Коппола
Фото: кадр из фильма

В конечном счете, «Крестный отец» – кино об уважении: к близким, к иному мнению, к чужой личной жизни, к жизни вообще. Проще говоря, о чести как о мериле жизни в иерархических структурах: когда ты глава могущественной (мафиозной) семьи, у тебя не может быть своей собственной судьбы – ты должен всегда помнить, что за тобой стоит не одно поколение предшественников, и быть готовым идти на жертвы. Много чести фильм принес и своим создателям – но об этом мы с вами и так знаем лучше всех.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Грустная судьба звезды 90-х Тима Карри, сыгравшего Пеннивайза в сериале «Оно»
Тимоти Джеймс Карри родился в британском городе Уоррингтон. Он рос ребенком вполне обычным и ничем не выделяющимся на фоне сверстников. Перемены произошли в старших классах — Тим всерьез увлекся Шекспиром. Произведения английского классика ошеломили подростка. Прежде он слабо представлял, чем хочет заниматься в будущем. Теперь же решение пришло само собой: Карри отправился изучать драматическое искусство и английский язык сначала в Кембриджском, а затем в Бирмингемском университетах. Последний окончил с отличием.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог