Дневники фестиваля дебютного кино в Новой Голландии: «Обходные пути» – драма про быт наркокурьеров

О том, как в России жить плохо, когда не знаешь, ради чего это делать.
Иван Афанасьев
|
13 октября 2021
«Обходные пути», реж. Екатерина Селенкина, фото
«Обходные пути», реж. Екатерина Селенкина
Фото: Кадр из фильма

Денис работает закладчиком. Для тех, кто не в теме – так называют молодых, как правило, людей, которые разносят по нычкам «клады», т.е. наркоту, которую потом находят покупатели в даркнете. Его «служба» не особо трудна, но опасна: полицейские на вокзалах смотрят волком и при каждом удобном случае готовы отправить парня с растатуированным телом на досмотр, а случайный прохожий запросто может, все поняв, попытаться ограбить «курьера». Денис (которого играет актер по имени Денис Силенкин) занимается этим скорее на автомате: ездит из Коврова в Москву на электричках, по вечерам планирует очередные места для «закладок», единственная радость – встречи с любимой девушкой. Само собой, он хочет с этим завязать, но выйти из наркобизнеса всегда сложнее, чем кажется – а порой и вовсе невозможно, кроме как вперед ногами.

«Обходные пути», реж. Екатерина Селенкина, фото
«Обходные пути», реж. Екатерина Селенкина
Фото: Кадр из фильма

«Обходные пути» Кати Селенкиной, впервые показанный российскому зрителю на фестивале дебютного кино в Новой Голландии во внеконкурсной программе, удостоился приза за лучший дебют молодому режиссеру в сентябре в Венеции. При беглом взгляде может показаться, что награда досталась «за чернуху», которую, якобы, только и любят на зарубежных фестивалях (поверьте, мрачных знамений хватает там из всех стран, включая Швейцарию с ее крайне низким уровнем преступности). Действительно, оптимизмом фильм явно не накормит: квазидокументальная стилистика фильма Селенкиной подчеркивается съемкой на пленку; «зернистость» придает мрачной картинке спальных районов России дополнительную зловещесть.

«Обходные пути», реж. Екатерина Селенкина, фото
«Обходные пути», реж. Екатерина Селенкина
Фото: Кадр из фильма

А отсутствие динамики оттеняет отсутствие какой-либо жизни, как таковой: временами будто вымершая, замершая в объективе Москва (весь фильм снят чередой статичных планов) иногда оживляется будто случайно забредшими детишками на крышах гаражей, женщиной, вышедшей во двор забрать котика, смешным полицейским с шаурмой, грустной женщиной в одиночном пикете с плакатом «Нет войне!». Ну вот такая Россия глазами бесцельно существующего мелкого наркокурьера, который то ли не успел начать вовремя жить, то ли просто не смог, и запоздало пытается снова. У фильма в принципе нет сюжета, как такового, как его нет и у главного героя (а он сам вообще существует или тоже лишь часть смурного пейзажа?). Это череда зарисовок, в которой болотистый быт лениво чередуется редкими событиями из заголовков газет а-ля «ОМОН совершил рейд на вечеринку наркоманов».

«Обходные пути», реж. Екатерина Селенкина, фото
«Обходные пути», реж. Екатерина Селенкина
Фото: Кадр из фильма

Тем удивительнее, как в этот почти репортажный, затхлый формат прорывается виртуальная реальность будущего: герой «путешествует» по России при помощи гугл-карт, диалоги фактически заменены переписками в мессенджерах, имитирующими интерфейс Telegram, а все тот же рейд силовиков запечатлен в вертикальном изображении, снятом на камеру рандомного айфона. Будто жизнь ужимается до дисплея телефона или компьютера, когда ты проживаешь ее без вывода и рефлексии, низводится до уровня едва слышных реплик случайных людей, разреженных в расфокусе камеры. Существуют ли «Обходные пути», которые ведут к лучшей доле? Фильм точно вам не ответит – попробуйте сами.

События на видео



Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая