Дневники фестиваля дебютного кино в Новой Голландии: «Улболсын» – казахская трагикомедия в духе Коэнов

Фильм, который, скорее всего, заставит вас хохотать и ужасаться одновременно.
Иван Афанасьев
|
11 Октября 2021
«Улболсын», реж. Адильхан Ержанов, фото
«Улболсын», реж. Адильхан Ержанов
Фото: Кадр из фильма

Улболсын, молодая девушка с характером тверже наковальни, приезжает в родной аул Каратас с целью забрать из школы документы своей 16-летней сестренки Ажар и устроить ее в престижный вуз за рубежом. Но стоит ей отвернуться, как родственницу похищают, чтобы сосватать за местного врача. Тот пользуется железным авторитетом среди жителей поселка и забрать у него будущую невесту – задача не из легких. Тогда Улболсын обращается к мужчине, с которым ее связывали романтические отношения в прошлом – тот присылает в аул отряд спецназа с целью забрать Ажар и посадить доктора-насильника. Начинается такой театр идиотизма, что сразу становится ясно – в этой схватке кто-то обязательно не досчитается жизни.

Новая картина Адильхана Ержанова, одного из лидеров современного казахского кинематографа, ранее также демонстрировалась на престижном таллинском смотре «Темные ночи», где фильмы из СНГ очень любят и жалуют. Удивительно, но параллельно с этим «Улболсын» можно было посмотреть онлайн на «КиноПоиск HD»; несмотря на преимущества белого полотна в кинозале, эта история мало что теряет на экране обычного ноутбука или Smart TV. Главное у нее не отнять – это одновременно страшно смешная и страшная до смеха история в духе братьев Коэн о традиционалистском маразме и патриархате головного мозга.

«Улболсын», реж. Адильхан Ержанов, фото
«Улболсын», реж. Адильхан Ержанов
Фото: Кадр из фильма

Первое, что бросается в глаза – намеренно утрированная, крайне нереалистичная игра актеров: столичный журналист смеется как Альф в ламповом сериале 1980-х, отряд спецназа ведет себя, как команда КВН студенческой лиги, многочисленные жены любвеобильного врача с улыбкой на глазах вещают про обряд «изгнания духов» перед свадьбой. Все это подчеркивает искусственность, нереальность происходящего, превращает почти анекдотичный сюжет в метафору. Таким образом вынуждая сосредоточиться на главном – конфликте между женщиной нового мирового стандарта, мыслящей категориями свободы, и первобытными, мизогинными до абсурда мужчинами, что говорят, мол «у женщин волос много, а ума нет».

«Улболсын», реж. Адильхан Ержанов, фото
«Улболсын», реж. Адильхан Ержанов
Фото: Кадр из фильма

Причем поначалу кажется, что сама Улболсын, в честь которой назван фильм (в самом имени которой, кстати, скрыт шовинизм – «пусть будет сын»), эдакая классическая «женщина в беде», неспособная постоять за себя и способная лишь укрываться за плечами многочисленных бывших любовников. Но все не так просто – у ехидного Ержанова, здорово умеющего дурить доверчивого зрителя, скрыта пара Джокеров с безумной улыбкой в рукаве. В любом случае, это одно из лучших профеминистических высказываний в современном кино – вдвойне дивное, учитывая то, что пришло из одной из самых патриархальных стран на территории бывшего СССР. Женщинам – убедиться в правоте своих поступков (или наоборот), мужчинам – посмотреть на себя со стороны в утрированном, но очень показательном виде. Всем – нервно посмеяться и подумать над ролью свободы выбора в жизни любого живого существа.


Новости партнеров

Комментарии
Сохранить
0 / 1500
#
#comment#
0 / 1500