Севастьян Смышников: «Главное, чтобы в будущем спецэффекты шли в помощь актеру, а не подменяли его»

Актер порассуждал, каким театр будет через 10 лет.
7days.ru
|
13 Декабря 2021
Севастьян Смышников

Севастьян, ваш отец, Юрий Смышников, 25 лет работает в Воронежском академическом театре драмы имени А. Кольцова. Он ведущий актер труппы – в его репертуаре Тартюф, Зилов в «Утиной охоте», Клавдий в «Гамлете», Лопахин в «Вишневом саде». Обычно дети театральных актеров растут в гримерках и за кулисами…

И я тоже так рос. Самые яркие воспоминания детства водевиль Соллогуба «Беда от нежного сердца», где играл папа. Таким смешным я его никогда до того момента не видел. Это вообще был спектакль-праздник, спектакль-фейерверк, очень яркий! Все это меня поразило.

– Сами ребенком на сцену выходили?

Да, в постановке «Как это все далеко любовь, весна и юность», причем вместе с папой. У меня была роль мальчика, который играл на гармошке. Спектакль о войне и роль у меня была вполне серьезная.

– А вы тогда понимали, что отец у вас необычный, что профессия у него не такая, как у всех?

Никогда! Потому что папа у меня очень земной человек, с чувством юмора, он не относится к своему ремеслу с пафосом. Да, он служит в театре, но не рассуждает об этом. Папа просто делает любимое дело и получает удовольствие. И меня так воспитывал.

«Главное в театре – живой артист. Ради него зрители приходят смотреть спектакли»

– И вы захотели стать артистом?

 Нет! Я думал о медицине. Потому что мама у меня врач-гинеколог, и с биологией в школе у меня было неплохо. Но к девятому классу я понял, что медицина – это не мое. И решил попробовать поступить в Школу Табакова.

– Вы хорошо знаете провинциальный театр. Скажите, он сильно отличается от столичного?

Почему-то принято считать, что провинция это что-то второстепенное, отличающееся от Москвы в худшую сторону. А это далеко не так! Я смотрел много спектаклей не в Москве (у меня родственники в разных городах). И многие спектакли там очень хорошие. Мой родной Воронеж это большой город с прекрасным театром и спектаклями, до уровня которых еще расти некоторым столичным труппам. Мне кажется, в Москве очень много эпатажа всех видов. Но, наверное, так и должно быть в мегаполисе. На столичных сценах порой видишь абсолютно ненужные «эффекты», внешний «блеск», но совсем нет главного, ради чего вообще создан театр. Кстати, в других видах искусства, в той же музыке, сейчас та же ситуация – очень многое делается ради эпатажа…

А для чего, по-вашему, создан театр?

Главное в театре – живой артист. Ради него зрители приходят смотреть спектакли. А иногда о людях в зале здесь, в Москве, забывают. Например, зачем-то показывают голых людей. Просто чтобы показать голых людей и чтобы об этом все говорили. Если бы я понимал, к чему их показывают, то, может быть, хотя бы ужаснулся. Но я не понимаю, у меня нет ответа на этот вопрос, и поэтому я просто краснею.

«Прежде всего, важно, чтобы актер был профессионалом»

– А каким вам представляется театр через 10-20-30 лет? Со светодиодными экранами, голограммами вместо артистов?

Я задумывался о том, о чем вы говорите… Для меня театр это и красивое здание, и вечерние платья, в которых приходят барышни под руку с кавалерами, и сами спектакли, которые никогда не повторяются, хотя текст остается тем же. Ведь завтра та же история звучит уже по-другому…

Да, супердекорации, суперзвук, экраны, голограммы это прекрасно. Но, по-моему, прежде всего, важно, чтобы актер был профессионалом. Чтобы он мог захватить внимание зрителя и без вышеперечисленного. Чтобы эффекты шли ему в помощь, а не подменяли артиста. Все технические «навороты» — это лишь рамка, которая обрамляет картину то главное, что происходит между актерами, историей, которую они рассказывают, и публикой.

– Севастьян, в Театре Табакова вы заняты уже в нескольких спектаклях. Сыграли роль Бумбараша в знаковом спектакле Владимира Машкова «Страсти по Бумбарашу». А есть ли в вашей жизни съемки в кино?

Пока к кинематографу я как актер не имею отношения – не снимался. А как зритель могу сказать, чтомне очень нравятся некоторые российские фильмы. Например, совершенно потрясли «Родные» с Сергеем Буруновым и Ириной Пеговой. Опять-таки, в этой картине совсем нет спецэффектов, компьютерной графики. Люди просто едут в машине весь фильм и разговаривают. Но я их люблю, потому что они очень обаятельные, смешные, порой злые, трогательные. Вот такие истории, такие роли меня интересуют и как зрителя, и как артиста. Конечно, я обожаю и могу пересматривать нашу классику: «Любовь и голуби», «Плохой и хороший человек», «Нежданный гость» с Олегом Павловичем Табаковым и Олегом Далем, «Отпуск в сентябре» один из моих любимых. Но и сейчас снимается хорошее кино, которое смотрю с удовольствием. Есть люди, которые снимают, которые умеют это делать! По понятным причинам мы в чем-то отстаем от Голливуда – мы просто намного позже начали заниматься этой индустрией так, как занимались на Западе. Но зато у нас есть свой козырь – у нас артисты лучше.

– Почему?

Талантливые люди есть везде. Но в России еще и выстроена школа подготовки артистов. У нас есть система обучения, причем потрясающая, уникальная система, налажен процесс воспитания актера. Вот это и дает свои плоды!

— Что изменилось в последние годы в индустрии кино и театра?

— Про индустрию кино не могу ничего сказать, так как пока не имею отношения к этому. Про театр мысли свои скажу. В первую очередь это, конечно, так называемые гранты, которые выдаются раз в год (не знаю точно, с какой периодичностью) на большие, глобальные, постановки и в провинциальных театрах, что самое главное, и в столичных. Потому что в провинциальных театрах, конечно, бюджет чуть меньше, чем в Москве. И гранты — это огромная помощь для реализации какой-то большой идеи. Следующий момент – это премии: награды за роли второго плана, за женскую роль, за мужскую роль, за режиссерскую работу, за постановочную работу. Эти так называемые соревнования подогревают интерес и зрителей, и артиста к проектам.

— Можете ли вы сказать, что индустрия кино и театра в России в последние годы активно развивается?

— Конечно, я думаю, что развивается – и чем дальше, тем больше. Множество площадок для перфомансов различных появляется, выпускается много очень талантливых режиссеров и кино, и театра.

— Какие сейчас есть возможности у молодых актеров, которых не было у предыдущих поколений?

Севастьян Смышников

— Сейчас, не побоюсь это сказать, время молодых. Как бы такая смена поколений потихоньку начинается. Раньше молодым артистам было труднее получить работу в театрах. Сегодня тебе могут доверить и обрушить на твои плечи очень большой груз, который ты обязан нести. А иногда, например, не хватает опыта, чтобы сыграть какую-то роль… Ты только что закончил вуз, а тебе могут дать задание кому-то преподавать. Правильно или неправильно, не знаю, но это так. Этого не было у предыдущих поколений. Мой отец — артист воронежского театра Кольцова, он очень долго ходил в массовке и предлагать большие роли ему начали далеко не сразу. А сейчас эта грань стирается. Начинают доверять много почти с самого начала.

— Какие тренды в развитии индустрии кино и театра можете выделить?

— Во-первых, это многосторонность, многогранность развития самой индустрии. Если посмотреть на афиши разных театров в Москве, Санкт-Петербурге, других городах, то видно, что очень много разнообразия. Важно, что зритель может сам выбрать и куда он хочет, и что ему посмотреть. Все театры и кинотеатры работают для людей, для зрителя, поэтому отталкиваться нужно от него. Главный тренд — это сам зритель. Как узнать успех того или иного проекта? Просто к тебе или ходят, или к тебе не ходят — вот и все. Это единственный способ узнать, насколько ты успешен.

«Гранты — это огромная помощь для реализации какой-то большой идеи»

— Каким вы видите будущее театра в России?  

— Я вижу его очень разным. Потому что черную полосу, когда все на сцене раздевались и ругались матом, мы, по-моему, уже преодолели. Есть надежда, что театр будет удивлять людей не только этим. Шутка, конечно, но в каждой шутке есть доля правды, поэтому надеюсь, что появится еще больше молодых режиссеров, которые будут ценить сцену. Не употреблять ее, как им хочется, не идти напролом, а учитывать историю театра, уважать автора, уважать артистов, тогда сохранится самое главное – святость места, куда каждый вечер выходят актеры играть для людей. Самый главный смысл останется, тогда это будет успех и, как завещал Константин Сергеевич Станиславский, будет весело и задорно. 

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Хочу похудеть, но заедаю стресс
Как справиться с лишним весом, когда все идет наперекосяк