Полина Шибаева: «Художник по гриму работает над созданием образов вместе с режиссером»

Грим — это важное средство перевоплощения актера в кино.
7days.ru
|
10 Декабря 2021
Полина Шибаева

– Расскажите, как вы попали в кино? Каким был ваш первый опыт работы гримером на съемочной площадке?

– Многих приводят в кино друзья, знакомые, но не в моем случае. Я попала в кино совершенно случайно. Я искала разные варианты работы по визажу, наткнулась на объявление в социальной сети и подумала, почему бы не попробовать.

И сразу оказалась на площадке, где были жуткие переработки. К тому же съемки проходили все лето в действующей больнице. Причем температура в здании была сильно ниже температуры на улице. Но было очень интересно, меня затянуло. Когда вы попадаете в кино на площадку, достаточно быстро начинаете понимать, останетесь вы или нет. Кому-то заходит кино, кому-то нет, и это происходит почти сразу.




Мы закончили проект, и я начала готовиться к театральному сезону, потому что на тот момент служила в театре гримером, но не была в восторге от этой работы. И когда мне через две недели после окончания проекта предложили пойти художником на пленку в экспедицию с детьми и собаками, я согласилась. И это при том, что я жутко боюсь собак.

– На какой стадии художник по гриму присоединяется к съемочной группе? Уже на съемочной площадке или гораздо раньше?

– Намного раньше. Художник по гриму готовится к съемкам еще до начала съемок. Причем он работает в тандеме с режиссером: придумывает образы, делает пробы, обсуждает внешний вид персонажей. Часто художников прикрепляют еще задолго до того, как выбрали всех актеров. Я, как правило, прихожу, когда есть сценарий, режиссер и какое-то количество актеров. Я сначала разрабатываю образы, а потом мы их пробуем на актерах – иногда на разных, иногда на тех, кто уже утвержден для роли. Это такой творческий процесс.

Полина Шибаева

Как правило, я уже знаю, что мы будем делать сегодня, но всегда существуют какие-то изменения. Например, в нынешнем проекте, в котором я задействована, первый съемочный день начался очень сложно. Нам пришлось делать грим актеру около шести часов в шесть рук. Дело в том, что режиссер до этого так и не утвердил ни один из образов, он не знал, чего хотел. И в итоге нам пришлось придумывать грим на ходу в первый съемочный день. Последующие разы мы гримировали этого актера два-два с половиной часа. Это все равно приличное количество времени. Потому что мы наращивали волосы на всю голову – прядь за прядью. Нам пришлось отказаться от парика, так как это выглядело неестественно. Плюс еще и всё лицо у него было в ручной пластике.

– А как режиссер объясняет вам, как должен выглядеть его персонаж?

– Режиссер не всегда знает, как должен выглядеть герой. Чаще всего он описывает характер персонажа. И еще на этапе обсуждения сценария я спрашиваю, каков этот герой в глазах режиссера. Ведь по сценарию персонаж может быть ужасным человеком, а режиссер в нем видит какое-то двойное дно.

– А можно ли при помощи макияжа показать какие-то черты характера персонажа?

– Безусловно. Чаще всего героев выбирают подходящими на роль. Но не всегда. Иногда режиссер видит в роли только конкретного актера, но тот внешне не соответствует образу. Тогда в ход идет макияж: угловатые брови, тонкие стрелки, может быть, поярче помаду, активнее коррекцию. Макияжем действительно можно показать какие-то черты характера.

Полина Шибаева

– Сейчас мы наблюдаем тренд на естественность – в кино, в моде. Наверняка и на вашей работе это как-то отразилось?

– Да, конечно. Сейчас естественный макияж требуется очень часто. Тем более я, например, не люблю накрашенных героев, которые легли спать или только проснулись. Да, все мы понимаем, что это кино, но мы же не ложимся спать в жизни с тушью на ресницах. Для подобных съемок есть свои хитрости: например, я крашу актеров коричневой тушью, либо не крашу кончики ресниц, делаю только подресничную прорисовку. Конечно, без корректирующих средств не обойтись, также можно использовать тонкий тональный крем, чтобы выровнять кожу. А если у актера идеальная кожа, я только подправляю нюансы и стараюсь всегда смотреть в монитор во время съемок и прошу светиков (осветителей. – Прим. ред.) подсветить лица так, чтобы они в кадре смотрелись хорошо.

«Актеры, которые со мной работают, знают, что я всегда стою у монитора и слежу за съемочным процессом»

То есть вы участвуете в съемочном процессе наравне с другими членами команды?

– Обязательно. Актеры, которые со мной работают, знают, что я всегда стою у монитора и слежу за съемочным процессом. Ведь светом можно уничтожить любой, даже самый классный грим. Есть моменты, где нужно чуть-чуть по-другому поставить камеру, изменить угол – и станет намного красивее. Потому что тот же оператор смотрит на композицию, на то, как свет падает на все, а не только на лицо актера. И если не пытаться давить на оператора, то все будет отлично.

Мы работаем в команде, мы друг другу помогаем. К тому же мы трудимся ради одной цели – чтобы фильм получился хорошим.

«Художник по гриму работает в тандеме с режиссером: придумывает образы, делает пробы, обсуждает внешний вид персонажей»

– А с кем еще вы работаете в плотной связке во время съемок?

Полина Шибаева

– Художник по гриму работает не только с режиссером, оператором и светиками, но и с художником по костюмам. Это самый плотный тандем. Потому что мы создаем образ вместе. Нам нужно понимать, что это все должно работать вместе. А так как это разные цеха, мы всегда должны быть на связи друг с другом.

– Какие изменения вы заметили в кино в последние несколько лет? На что обратили внимание?

– Стало намного больше фильмов, где мы видим живых героев с живыми эмоциями и с живой кожей.  Мне нравится, что сейчас живые лица можно увидеть намного чаще, чем эти инстаграмные макияжи, которые одно время заполонили наш телевизор.

– Каким вы видите будущее российского кинематографа?

– Думаю, что будущее у нашего кино все-таки светлое. Все больше появляется классных фильмов и сериалов. Я стараюсь смотреть многие проекты, которые снимали мои коллеги, даже если я там не работала или это жанр, который мне не близок. И мне приятно наблюдать за тем, как российские режиссеры покоряют международные фестивали. Это здорово!

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Главное на неделе: культурные события столицы, которые никого не оставят равнодушным
Идеальный выходной или приятный вечер буднего дня гарантирован, ведь мы подобрали для вас лучшие культурные события в городе! Комедия с мировыми хитами в пародийном ключе, мюзикл в уникальном формате «за столиками», завораживающее шоу под звездным небом и современная постановка по мотивам классического романа ждут вас! Подробнее в нашей подборке.