Ольга Аликберова: «Нельзя предвзято относиться к фильму из-за пола, возраста и вероисповедания режиссера»

Женщина в режиссерском кресле: влияет ли пол на процесс кинопроизводства.
7days.ru
|
10 Декабря 2021
Фото: Екатерина Урютова

Расскажите, как вы стали режиссером…

– Я не оканчивала никакой профильный вуз в юности. Но всегда знала, что буду работать в кино. Лет с 10-11 меня очень захватили фильмы и сериалы, которые на тот момент показывали по телевизору. Я понимала, что мне очень хочется узнать, как это происходит, как это работает. Мне хотелось делать что-то подобное, проживать такие же маленькие жизни, какие проживают герои. И я решила для себя, что буду работать в кино.

Сначала я вообще не знала, как это все работает. Видела картинку и думала: а почему бы мне не стать актрисой? И с 15 лет начала заниматься на курсах с преподавателями. Каждый год с этого возраста в течение пяти лет я пыталась поступать в театральный, но безуспешно.



Параллельно после окончания школы я поступила в институт, не связанный с кино, на факультет управления, чтобы получить фундаментальное гуманитарно-экономическое образование. И когда доучилась до третьего курса, поняла, что мне очень нравится управление. И я решила, что оставлю желание стать актрисой и продолжу доучиваться в своем институте.

Фото: Екатерина Урютова

Но желание работать в кино так и не ушло. Поэтому после окончания вуза я стала исполнительным продюсером в киностудии. За три года, что я там проработала, мы сняли несколько фильмов. Это было место, где меня всему научили, мне дали возможность погрузиться в профессию продюсера. И там я поняла, что мне очень нравится быть продюсером: нравится управлять, контролировать, направлять. И очень долго мне было очень комфортно в роли продюсера. Но где-то года 3-4 назад я поняла, что у меня откуда-то изнутри прорывается желание самой говорить со зрителем, и не в роли продюсера, а в роли режиссера. Я хотела сказать и сделать что-то свое, искреннее и проверить, на что я способна.

«Мне хотелось обратить внимание людей на то, что нельзя всех судить по себе и по своему мироощущению»

Я начала наблюдать и размышлять, о чем бы хотела рассказать зрителю. И в какой-то момент осознала, что мы все воспринимаем реальность совершенно по-разному. Один и тот же вечер для двоих, троих, компании людей пройдет совершенно по-разному. Мне хотелось обратить внимание людей на то, что другой человек может воспринимать нечто совершенно иначе и что нельзя всех судить по себе и по своему мироощущению. Так я определилась с проблематикой моего будущего фильма. Я наложила эту ситуацию на взаимоотношения мужчины и женщины. Сама накопила денег на фильм, сама его сняла, в паре со сценаристом написав сценарий. И, если не углубляться подробно в этот опыт, считаю, что именно таким образом я пришла в профессию.

А как сейчас к вам приходят идеи новых фильмов? Вы находите где-то готовый сценарий или же просите написать его по каким-то своим задумкам?

– Если говорить о работе с киностудиями, то обычно у них уже есть какая-то наработанная база будущих проектов, есть пул своих сценаристов, какая-то сценарная комната, где разрабатываются идеи для сериалов и полного метра.

Фото: Екатерина Урютова

Далее к разработке этих проектов присоединяются режиссер и остальные члены команды. Конечно, у всех по-разному, но чаще всего так это выглядит.

«Для режиссера важно отстаивать свою позицию, и при этом уметь прислушиваться к мнению своих коллег-товарищей»

А как вы выбираете актера на роль? Сразу представляете себе образ героя и видите, кто его должен сыграть? Или все-таки предпочитаете проводить кастинги?

– Как режиссер, я чувствую и вижу органику и уверена в своих силах при выборе актеров. Я понимаю, что из конкретного человека могу вытащить конкретного персонажа, даже если изначально он кажется неподходящим на эту роль. В то время как, наоборот, люди, которые являются референсами, иногда могут не попасть в роль,  несмотря на то, что внешне и органически вроде бы вписываются в конкретного персонажа. Мне кажется, здесь важны опыт, профессионализм режиссера, умение отстоять конкретного артиста. Когда ты снимаешь для канала, для платформы, у тебя есть продюсер, продюсер канала и еще очень много людей, участвующих в принятии решения – и очень важно уметь отстаивать свою позицию. Хотя, конечно, иногда стоит не упираться рогом и прислушаться к мнению своих коллег-товарищей.

А вообще я считаю, что не бывает плохих артистов – бывает плохой кастинг. То есть когда берут артиста на роль, которая ему не подходит, потому что он популярный.

– Вы когда-нибудь сталкивались с сексизмом на работе?

Фото: Екатерина Урютова

– В роли режиссера я ни разу не встречала предвзятого отношения к себе, сексизма. У меня на съемках царит очень правильная рабочая атмосфера. Но, наверное, это вопрос взаимоотношений в группе.

– Как думаете, правильно ли, говоря о фильме, акцентировать внимание на том, кто его снял – женщина или мужчина?

– Вообще фильм никак не соотносится с полом, возрастом, вероисповеданием того или иного режиссера. Более того, я считаю, что произведение живет вне автора. И какой бы он ни был, он может делать разнообразные вещи. Наши ожидания его не волнуют. Здесь не должно быть какого-то предвзятого отношения в принципе.

«Очень важно поддерживать российское кино- и сериальное производство»

– Каким вы видите российский кинематограф в ближайшем будущем? И какие тенденции вы сейчас замечаете в нашем кинопроизводстве?

– Первое, на что обращаешь внимание - это на множество видов обучения, которые появились сегодня в этой сфере. К тому же, образование стало доступно. И я надеюсь, это приведет к тому, что у нас будет все больше профессионалов в индустрии, и качественной продукции станет в разы больше.

И я думаю, что нам не нужно в этом плане ориентироваться на тот же Запад. У нас свой путь, мы совершенно другие люди, у нас другой менталитет. Мы можем создавать свое уникальное кино. Я считаю, что очень важно поддерживать российское кино- и сериальное производство, я очень за него болею и верю, что через 5-10 лет мы действительно перестанем себя сравнивать с кем-либо и будем просто снимать классные, интересные, успешные и глубокие проекты.

Я в это верю и к этому стремлюсь. И мои коллеги и друзья из индустрии хотят того же самого.

События на видео
Секрет уборки, который избавит от пыли на целый месяц — это средство есть у всех
Устали от бесконечной войны с пылью? Кажется, что она появляется буквально из ниоткуда, покрывая все поверхности уже через несколько часов после уборки. Но эта битва проиграна только до тех пор, пока вы не знаете главный секрет долговечной чистоты. Его раскрыл канал INMYROOM.