Ольга Аликберова: «Нельзя предвзято относиться к фильму из-за пола, возраста и вероисповедания режиссера»

Женщина в режиссерском кресле: влияет ли пол на процесс кинопроизводства.
7days.ru
|
10 Декабря 2021
Фото: Екатерина Урютова

Расскажите, как вы стали режиссером…

– Я не оканчивала никакой профильный вуз в юности. Но всегда знала, что буду работать в кино. Лет с 10-11 меня очень захватили фильмы и сериалы, которые на тот момент показывали по телевизору. Я понимала, что мне очень хочется узнать, как это происходит, как это работает. Мне хотелось делать что-то подобное, проживать такие же маленькие жизни, какие проживают герои. И я решила для себя, что буду работать в кино.

Сначала я вообще не знала, как это все работает. Видела картинку и думала: а почему бы мне не стать актрисой? И с 15 лет начала заниматься на курсах с преподавателями. Каждый год с этого возраста в течение пяти лет я пыталась поступать в театральный, но безуспешно.



Параллельно после окончания школы я поступила в институт, не связанный с кино, на факультет управления, чтобы получить фундаментальное гуманитарно-экономическое образование. И когда доучилась до третьего курса, поняла, что мне очень нравится управление. И я решила, что оставлю желание стать актрисой и продолжу доучиваться в своем институте.

Фото: Екатерина Урютова

Но желание работать в кино так и не ушло. Поэтому после окончания вуза я стала исполнительным продюсером в киностудии. За три года, что я там проработала, мы сняли несколько фильмов. Это было место, где меня всему научили, мне дали возможность погрузиться в профессию продюсера. И там я поняла, что мне очень нравится быть продюсером: нравится управлять, контролировать, направлять. И очень долго мне было очень комфортно в роли продюсера. Но где-то года 3-4 назад я поняла, что у меня откуда-то изнутри прорывается желание самой говорить со зрителем, и не в роли продюсера, а в роли режиссера. Я хотела сказать и сделать что-то свое, искреннее и проверить, на что я способна.

«Мне хотелось обратить внимание людей на то, что нельзя всех судить по себе и по своему мироощущению»

Я начала наблюдать и размышлять, о чем бы хотела рассказать зрителю. И в какой-то момент осознала, что мы все воспринимаем реальность совершенно по-разному. Один и тот же вечер для двоих, троих, компании людей пройдет совершенно по-разному. Мне хотелось обратить внимание людей на то, что другой человек может воспринимать нечто совершенно иначе и что нельзя всех судить по себе и по своему мироощущению. Так я определилась с проблематикой моего будущего фильма. Я наложила эту ситуацию на взаимоотношения мужчины и женщины. Сама накопила денег на фильм, сама его сняла, в паре со сценаристом написав сценарий. И, если не углубляться подробно в этот опыт, считаю, что именно таким образом я пришла в профессию.

А как сейчас к вам приходят идеи новых фильмов? Вы находите где-то готовый сценарий или же просите написать его по каким-то своим задумкам?

– Если говорить о работе с киностудиями, то обычно у них уже есть какая-то наработанная база будущих проектов, есть пул своих сценаристов, какая-то сценарная комната, где разрабатываются идеи для сериалов и полного метра.

Фото: Екатерина Урютова

Далее к разработке этих проектов присоединяются режиссер и остальные члены команды. Конечно, у всех по-разному, но чаще всего так это выглядит.

«Для режиссера важно отстаивать свою позицию, и при этом уметь прислушиваться к мнению своих коллег-товарищей»

А как вы выбираете актера на роль? Сразу представляете себе образ героя и видите, кто его должен сыграть? Или все-таки предпочитаете проводить кастинги?

– Как режиссер, я чувствую и вижу органику и уверена в своих силах при выборе актеров. Я понимаю, что из конкретного человека могу вытащить конкретного персонажа, даже если изначально он кажется неподходящим на эту роль. В то время как, наоборот, люди, которые являются референсами, иногда могут не попасть в роль,  несмотря на то, что внешне и органически вроде бы вписываются в конкретного персонажа. Мне кажется, здесь важны опыт, профессионализм режиссера, умение отстоять конкретного артиста. Когда ты снимаешь для канала, для платформы, у тебя есть продюсер, продюсер канала и еще очень много людей, участвующих в принятии решения – и очень важно уметь отстаивать свою позицию. Хотя, конечно, иногда стоит не упираться рогом и прислушаться к мнению своих коллег-товарищей.

А вообще я считаю, что не бывает плохих артистов – бывает плохой кастинг. То есть когда берут артиста на роль, которая ему не подходит, потому что он популярный.

– Вы когда-нибудь сталкивались с сексизмом на работе?

Фото: Екатерина Урютова

– В роли режиссера я ни разу не встречала предвзятого отношения к себе, сексизма. У меня на съемках царит очень правильная рабочая атмосфера. Но, наверное, это вопрос взаимоотношений в группе.

– Как думаете, правильно ли, говоря о фильме, акцентировать внимание на том, кто его снял – женщина или мужчина?

– Вообще фильм никак не соотносится с полом, возрастом, вероисповеданием того или иного режиссера. Более того, я считаю, что произведение живет вне автора. И какой бы он ни был, он может делать разнообразные вещи. Наши ожидания его не волнуют. Здесь не должно быть какого-то предвзятого отношения в принципе.

«Очень важно поддерживать российское кино- и сериальное производство»

– Каким вы видите российский кинематограф в ближайшем будущем? И какие тенденции вы сейчас замечаете в нашем кинопроизводстве?

– Первое, на что обращаешь внимание - это на множество видов обучения, которые появились сегодня в этой сфере. К тому же, образование стало доступно. И я надеюсь, это приведет к тому, что у нас будет все больше профессионалов в индустрии, и качественной продукции станет в разы больше.

И я думаю, что нам не нужно в этом плане ориентироваться на тот же Запад. У нас свой путь, мы совершенно другие люди, у нас другой менталитет. Мы можем создавать свое уникальное кино. Я считаю, что очень важно поддерживать российское кино- и сериальное производство, я очень за него болею и верю, что через 5-10 лет мы действительно перестанем себя сравнивать с кем-либо и будем просто снимать классные, интересные, успешные и глубокие проекты.

Я в это верю и к этому стремлюсь. И мои коллеги и друзья из индустрии хотят того же самого.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Гороскоп на неделю 29 апреля — 5 мая для всех знаков зодиака
Уже вечером во вторник в ваш знак входит его — и ваш — повелитель Марс. Мало того, он еще и формирует секстиль к Плутону, наделяя вас неистощимой взрывной энергией. В этом есть как плюсы, так и минусы. Конфликты сейчас могут быть чрезвычайно бурными и разрушительными. Но если вы сумеете управлять этой энергией, то сможете почти буквально и горы свернуть на пути к своим целям.

Гороскоп на неделю Телец