Виктория Кучерук: «Когда мне нужно что-то написать, вселенная как будто дает подсказки»

Как пишутся сценарии: несколько шагов от идеи до реализации.
7days.ru
|
10 Декабря 2021
Виктория Кучерук

– Вы всегда мечтали писать сценарии?

– С детства представляла себе идеальную картинку, как сижу в своем доме и сочиняю истории. Сначала я думала, что буду писать сказки. Когда заканчивала школу, хотела пойти по маминым стопам (у меня мама – историк) и думала, что буду такой «Радзинский в юбке». Но я не поступила, не хватило пяти баллов. Мне принципиально было учиться на бюджете, и я выбрала психологический факультет. Там я быстро поняла, что писать книги по психологии – это не мое. И я вернулась к идее написания книг художественных. Потом пришло осознание, что литература не такую важную роль играет в жизни современной молодежи, как, например, кино. И поймала себя на мысли, что хочу попробовать себя в сценарном мастерстве.

– Где учат такой профессии?



– Я прошла курс переквалификации на сценариста при Институте телевидения и радиовещания «Останкино». Там отучилась год и получила первые навыки. С этого времени начался мой путь в сценарном мастерстве.

– Сложно было начинать? Куда вообще можно пойти с дипломом, но фактически без опыта?  

Виктория Кучерук

– Когда ты получаешь диплом о переквалификации от киношколы, то сталкиваешься с ужасной правдой жизни – ты никому не нужна. После окончания курсов я какое-то время пыталась устроиться хоть куда-нибудь, но никто не брал. Мой мастер Ксения Гамалея посоветовала участвовать в питчингах. И год я участвовала, писала сценарий своего первого полного метра – и он выстрелил. Я выиграла с ним пять питчингов, поступила в магистратуру ВГИКа. Сейчас я пишу магистерскую диссертацию. После первой победы меня пригласили в авторскую группу, которая сотрудничает с каналом «ТВ-3», мы писали проекты для дневного эфира. Это непередаваемое ощущение, когда ты видишь свою, пусть небольшую серию на 20 минут. После еще одной победы я попала в одну кинокомпанию, полгода работала там штатным автором. В настоящий момент я сотрудничаю с продюсером Василием Ровенским. Путь от поступления на курсы до сегодняшнего дня занял шесть лет.

– Так как же все-таки пишутся сценарии? С чего все начинается?

– Когда мне нужно что-то написать, вселенная как будто подсказывает. Например, идея моего сценария «Морок» появилась, когда я жила в Карелии. Мне в руки попала небольшая статуэтка языческого бога. Я помню момент, когда стояла на берегу Ладожского озера и подумала: а что бы делал языческий бог, будь он жив сейчас? Чем бы он занимался в современном мире. И я стала раскручивать эту мысль: кем бы он работал, какой бы у него был бэкграунд… И всё раскрутилось до того, что я подала эту историю в качестве заявки на питчинг. И там редакторы помогли мне довести мою заявку, достаточно сырую, до сценария полного метра.

«Я поняла, что в сценарном мастерстве гораздо больше математики, чем вдохновения»

– То есть все идет от вдохновения?

– Сейчас у меня изменилась система написания текстов. Раньше это был достаточно хаотичный процесс: появлялась идея, и я сразу садилась писать, делить на сцены и прочее. Спустя шесть лет я поняла, что в сценарном мастерстве гораздо больше математики, чем вдохновения. В первую очередь, я думаю о структуре. Есть пресловутые три акта, о которых часто говорят: начало, середина и конец. Внутри каждого акта имеются свои структурные элементы и поворотные пункты: чем больше в истории необычных ходов, тем зрителю интересней.

– На каком этапе появляется главный герой и остальные персонажи?

– Сначала появляется идея, затем я придумываю героя, который мог бы органично в этой идее сосуществовать. Дальше расписываю структуру: как герой входит в историю, каким будет первое поворотное событие, как начнется второй акт и т.д. Я работаю с поэпизодным планом, который помогает мне составить хотя бы примерный список сцен. И последний этап – написание диалогов. Для многих этот момент один из самых сложных. Тут действует такое правило: диалог должен начаться как можно позже, и закончиться как можно раньше. Важно войти в сцену так, чтобы зрителю сразу не стало скучно.  

– Что еще важно учитывать? А чего лучше избегать?

Виктория Кучерук

– Сценарист всегда должен быть чуть-чуть режиссером и сразу представлять, как это будет снято. Если автор пишет сцену, думая, что режиссер придумает, как это снять, а актер придумает, как сыграть, – то нет, не разберется и не придумает.

Также нужно стараться убирать из сценария быт: диалоги в кафе, на кухне, в машине. Мы всегда можем придумать что-то более интересное. Как, например, строит Тарантино свою «Омерзительную восьмерку»? Большинство сцен происходят в небольшой таверне, которую замело снегом. Но как только мы понимаем, что кто-то из присутствующих отравил тот злосчастный кофе, история рисуется совсем в других красках. Мы понимаем, что есть злодей, есть тот, кто погибнет из-за этого кофе, и есть тот, кто погибнет наверняка, потому что на него подумают, а он не виноват.

И еще важно, чтобы в каждой сцене был конфликт. Это не обязательно прямое столкновение. Может быть скрытый конфликт, например, если герои плохо друг к другу относятся и пытаются любезничать, или сымитированный конфликт для достижения своих целей, внутренний конфликт…

– Вы окончили курсы, учитесь во ВГИКе, работаете. И теперь можете по опыту сказать: что лучше помогает освоить профессию и достичь мастерства?

– Ни одна книжка, ни один преподаватель – никто не даст столько, сколько человек, который работает в профессии, снимает в кино и понимает, как это делается. Который знает о таких мелочах, на которые ты, как сценарист, никогда не обратишь внимание. Только в такой совместной работе в какие-то моменты, возможно, перешагивая через себя, сценарист растет. Все мы, когда входили в профессию, думали, что мы гениальны. А когда кинореальность бьет кулаком по голове, то понимаешь, что нет, гениальности тут нет. Есть упорство, трудолюбие и попытки вслушаться в слова, которые тебе говорят более опытные люди.

«Перед нами открыты колоссальные возможности»

Можете ли вы сказать, что индустрия кино в России в последние годы активно развивается?

Я убеждена, что мы, начинающие авторы, сейчас входим в золотой век российского кинематографа. Перед нами открыты колоссальные возможности. Мы можем выйти на западный рынок, чего в масштабе был лишен советский кинематограф. Получить финансирование, продвинуть свой сценарий через питчинги, получить работу, написать классную историю – мы сейчас можем все. Вопрос только в том, чтобы этим заниматься. Мы работаем в прекрасной, динамично развивающейся индустрии, которая получает все больше внимания. Любое кино, которое мы делаем, может стать хорошим. Нужно обязательно в это верить, тогда так оно и будет.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Главное на неделе: культурные события столицы, которые никого не оставят равнодушным
Идеальный выходной или приятный вечер буднего дня гарантирован, ведь мы подобрали для вас лучшие культурные события в городе! Комедия с мировыми хитами в пародийном ключе, мюзикл в уникальном формате «за столиками», завораживающее шоу под звездным небом и современная постановка по мотивам классического романа ждут вас! Подробнее в нашей подборке.