Комику Билли Кристалу доверили вести церемонию награждения самой престижной кинопремией мира в восьмой раз. И конечно же шутить такому ведущему позволено практически на любую тему. Он и оправдал ожидания блистательного голливудского бомонда, собравшегося в кинотеатре «Кодак» в Лос-Анджелесе, обозвав заветную золотую статуэтку «типом, напичканным стероидами».
Над шуткой хохотали все, даже те из номинантов, у кого в преддверии присуждения премии сильно сдавали нервы. Так, например, Шон Пенн накануне 76-й церемонии высказывал в прессе сомнения, что появится там собственной персоной.
Объяснял, что глупо себя чувствует на красной ковровой дорожке, ведущей в зал, ссылался на занятость, на то, что лучше проведет лишний час дома с дочкой. Но... в конце концов все-таки появился на празднике и, получив статуэтку за лучшее исполнение мужской роли, трогательно благодарил жену — актрису Робин Райт — за то, что терпит его выходки, ведь актерская профессия, если отдаваться ей полностью, изрядно треплет нервы. «Оскар» покорился Пенну с четвертой попытки, в честь чего весь зал стоя ему аплодировал.
Благодарил жену Сьюзен Сэрэндон и другой актер — Тим Роббинс, удостоенный «Оскара» за роль второго плана. Обе звезды снялись у одного из самых уважаемых режиссеров Голливуда Клинта Иствуда в детективе «Таинственная река», за что и были награждены.
Актриса Шарлиз Терон, сыгравшая сложную трагическую роль в драме «Монстр», получая за нее «Оскар», со слезами на глазах благодарила маму, полностью посвятившую себя дочери, и бойфренда актера Стюарта Таунсенда, поддержавшего ее во время изматывающих съемок. Рене Зеллвегер наградили за роль второго плана в драме «Холодная гора», и она тоже зачитала целый список людей, которым считала нужным выразить признательность за свой успех.
Месяцем раньше все вышеназванные актеры получали премию «Золотой глобус» за те же самые достижения. Да и с присуждением главного «Оскара» за лучший фильм в этом году проблем не возникло.
Третья часть киноэпопеи «Властелин колец. Возвращение короля» выиграла все 11 статуэток, на которые была номинирована, повторив успех «Титаника» и исторического фильма «Бен Гур». Кстати, букмекерские конторы прекратили принимать ставки на победу «Властелина колец» на пять дней раньше срока, когда выплаты должны были составить один к двенадцати. Публика делала ставки только на эту картину и грозила разорить букмекеров.
По традиции оскаровская церемония — это не только волнующее ожидание имен новых лауреатов, но и парад Высокой моды. К дефиле по красному ковру звезды готовятся заранее под руководством стилиста праздника дизайнера Пэтти Фокс. Перед ней в преддверии заветной даты «прогибаются» самые именитые модельеры, ведь именно эта дама решает, платья каких модных домов наденут голливудские небожители. Самодеятельность самих звезд в этом важном вопросе полностью исключена.
Дай им волю, они, чего доброго, могут прийти только в черных или, не дай бог, в одинаковых туалетах и опозориться на весь мир, так как оскаровскую трансляцию смотрят более миллиарда телезрителей. В этом году на одной счастливице были надеты туфли с бриллиантами от Стюарта Вайцмана стоимостью в 2 миллиона долларов, а платье ведущей телетрансляцию было тоже расшито бриллиантами и оценивалось в 2,5 миллиона.
Завидное постоянство проявляет организатор церемонии — Американская киноакадемия — и при выборе шеф-повара, отвечающего за меню праздничного банкета в честь лауреатов. Вот уже десятый год подряд счастливых обладателей золотых статуэток и их гостей (а их набралось только в этом году 1650) кормит кудесник из Беверли Хиллз по имени Вольфганг Пак. Это он придумал на сей раз нарезать тончайшие ломтики лосося в виде «Оскара», а также повторить дорогую сердцу голливудских звезд символику на шоколадном торте, поданном на десерт.
Кроме того деятели кино насладились спаржей, завернутой в кусочки пармской ветчины, салатом из маринованных артишоков, перцами с анчоусом, традиционными омарами и многими другими деликатесами высокой кухни. Настроение после банкета исправилось у всех, даже тех, кто проиграл. Прием обошелся Академии в несколько миллионов. Его обслуживали 253 официанта и 50 барменов.
Кроме того, вручавшим и получавшим награды преподнесли подарочные наборы на сумму в 20 тысяч долларов каждый (один только входивший туда плазменный телевизор стоил 6 тысяч).
Сегодня ветераны кино с трудом припоминают, что в 1929 году, когда премия американской Киноакадемии появилась на свет, в первой церемонии участвовали всего 250 человек, а билеты на нее в голливудский отель «Рузвельт» продавались всем желающим всего по 10 долларов. Теперь на «Оскар» попадают только по специальным приглашениям. А кому их дать, решает правление Академии, посвящающее этому важнейшему моменту отдельное многочасовое заседание.
Голливудские небожители иногда делают вид, что «Оскар» для них ничего не значит. Гвинет Пэлтроу, к примеру, утверждает, что вид своей статуэтки настолько ее пугает, что она предпочитает хранить ее в чулане. Элизабет Тэйлор, Эмма Томпсон и Сьюзен Сэрэндон хвастаются тем, что их «золотые мужики» стоят в туалете, Джек Николсон использует одну из трех своих статуэток как вешалку для шляпы.
А Расселл Кроу вообще держит свой «Оскар» на ранчо в Австралии в курятнике: якобы в его присутствии куры несутся лучше. Но все это так, для вида. На самом же деле нет более заветного момента в жизни художника, чем тот, когда в зале звучит: «А «Оскар» уходит к ...»
Лос-Анджелес