Павел Кандыбей: «Художник по визуальным эффектам должен разбираться в искусстве, архитектуре и владеть массой компьютерных программ»

Как профессия художника по визуальным эффектам сочетает в себе творчество, точные знания и насмотренность.
7days.ru
|
10 Декабря 2021

Расскажите немного о себе: какое у вас образование и как вы стали заниматься VFX (компьютерной графикой)?

– Я по образованию художник-педагог и дизайнер средового пространства, окончил Московский городской педагогический университет. После университета долгое время работал по специальности в детской школе искусств, преподавал детишкам рисунок, живопись и композицию.  

Компьютерной графикой увлекся на первом курсе. В тот момент два моих однокурсника изучали моделлинг в 3ds max. (программа для компьютерного моделирования. – Прим. ред.). Эта программа привлекла меня, так как казалась чем-то совершенно новым на фоне традиционного академического образования. Я видел, как ребята-однокурсники создают суперреалистичные интерьеры, экстерьеры. Мне жутко хотелось уметь также.



В интернете тогда уроков по 3ds max не существовало. Найти в продаже учебники в бумажном виде по этой тематике также было практически невозможно. Зато были курсы в Московском архитектурном институте (МАРХИ) и МГТУ им. Баумана. Курсы в Бауманке я позволить себе не мог, они стоили значительно дороже, чем в МАРХИ, и рассчитаны были на один год или два, сейчас уже точно не помню. В Архитектурном была ускоренная программа курса по созданию интерьера с нуля за три месяца. Это меня устраивало. Мне кажется, именно с этого момента и началось мое путешествие в мир компьютерной графики и визуальных эффектов.

– А можете вкратце объяснить людям, которые не совсем разбираются в тонкостях создания кино, что такое визуальные эффекты? Их же очень часто путают со спецэффектами.

– Спецэффекты – это те физические эффекты, которые создаются непосредственно на площадке и попадают в объектив камеры. Например, пиротехнические взрывы, съемки огня, какие-либо имитации природных явлений и т.п. 

Визуальные эффекты – компьютерная графика, которая добавляется ближе к финальной стадии проекта после завершения съемочного процесса, так как такие эффекты невозможно получить на съемочной площадке. Например, необходимо красиво взорвать небоскреб. Или нужно создать фантастический мир другой планеты со своими законами гравитации, особенностями атмосферы, уникальной растительностью и животным миром.

Визуальные эффекты могут быть заметными, их мы видим непосредственно в кадре, и незаметными – такие эффекты, наоборот, скрывают от зрителя в кадре нежелательные элементы. К примеру, съемочную технику, недостатки грима на актерах, страховочные тросы и многое другое.

«В нашей профессии чем более многогранно развит специалист, тем лучше это сказывается на результате его работы»

Какое базовое образование нужно получить, чтобы работать по вашей профессии? Например, должно ли у специалиста быть хорошо с геометрией и с черчением? Должен ли он уметь хорошо рисовать, может быть, иметь архитектурное или художественное образование?

– В нашей профессии чем более многогранно развит специалист, тем лучше это сказывается на результате его работы. Для нас первостепенная задача – создать максимально выразительный кадр, грамотный с точки зрения идеи, композиции и реализма.

Поэтому специалист, который связан с разработкой, например, художественного образа, должен обладать достаточно обширным количеством навыков и умений. Во-первых, он обязан владеть традиционными видами искусства. Это, конечно же, рисунок, живопись, композиция и даже скульптура. Во-вторых, нужно ориентироваться в истории искусств, разбираться в цветоведении, колористике. Геометрию можно не знать, а законы линейной и воздушной перспективы – необходимо, так как это основы построения любого изображения.

Еще одна важная область знаний – это стили в интерьере и архитектуре. Также неплохо иметь понимание в области фотографии и кино. Например, каким образом строится рабочий процесс на съемочной площадке, создаются декорации и мизансцены, каким образом работает освещение, какие особенности у фото- и кинооптики и т.п.

Несомненно нужно владеть массой компьютерных программ – для рисования, 3d-моделирования, скульптинга, текстурирования, постановки освещения, рендера, композитинга и многого другого.

«Чем больше подмечаешь каких-то жизненных деталей и особенностей, тем живее, убедительнее получается образ, с которым ты работаешь»

– Чего для этой специальности нужно больше: развитого воображения, насмотренности или точных знаний?

– Насмотренность и воображение тесно связаны, но первое, на мой взгляд, безусловно, важнее. Чем больше подмечаешь каких-то жизненных деталей и особенностей, тем живее, убедительнее получается образ, с которым ты работаешь. В обычной жизни вокруг нас очень много того, мимо чего мы проходим и не замечаем. А если замечаем, то не анализируем.

Воображение напрямую зависит от насмотренности. Когда в голове художника имеется большое количество жизненных образов, то составить новый, уникальный будет гораздо проще. Такой образ будет основан на реальности, а значит, в него сможет поверить зритель.

Как вы представляете в будущем себя и свою профессию? И каким видите российский кинематограф через 10, 15, 20 лет?

– Представляю себя развивающимся, живущим любимым делом и, конечно же, в постоянном поиске новых идей и их решений. Например, мне было бы интересно вернуться в педагогику, но уже в области компьютерной графики.

Если говорить про будущее кинематографа, то, думаю, будут продолжать развиваться стриминговые платформы, онлайн-кинотеатры. Возможно, кино станет рейтинговым – чем выше рейтинг, тем больше показов. Еще, уверен, мир увидит больше режиссеров-женщин. Традиционно режиссура считалась сугубо мужской профессией, но теперь женщины-режиссеры все чаще появляются на этой сцене с серьезными проектами.

И, наконец, российское кино хочется видеть не киноаттракционом, а фильмом в самом глубоком смысле этого слова; фильмом, который заставляет размышлять, задумываться о настоящих ценностях. А графика в этом случае должна лишь деликатно дополнять этот образ и помогать зрителю оценивать глубину идеи.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Смотрите спектакли по произведениям А.П.Чехова в одном театре в мае
Театр «Школа драматического искусства» представляет целую россыпь прекрасных спектаклей по мотивам пьес классика отечественной литературы