Александр Домогаров: «Да, я сложный. Не конфета в золотой обертке»

Я не уходил. Был взят творческий отпуск длиной в полгода, на то существовали очень веские причины....
Александр Домогаров
Что такое любовь? Нет ответа. У меня, может быть, есть ответ на вопрос, что такое влюбленность. А вот любовь... Скорее всего — это уважение
Фото: Филипп Гончаров

— А если нездоровье: травмы, давление, температура?

— Если я серьезно болен, отменяю. Не считаю, что зрителю нужно видеть нездорового артиста, который мучается сам и мучает публику. Не понимаю установки «Не выйду на сцену только тогда, когда умру».

— Но ведь были моменты, когда вы себя не жалели?

— Были, конечно. И у меня, и у многих других моих коллег. Недавно мы с моей любимой партнершей Катей Гусевой практически стояли на пороге отмены, она очень плохо себя чувствовала. Думали, что 18.55 я выйду в костюме и скажу зрителям, что мы сегодня, к сожалению, отменяем и переносим. Но Катюня собралась, приехала на спектакль, и мы сыграли. Она работала очень хорошо. Это тоже негласный закон театра: если артист не очень здоров, он работает в десять раз лучше, чем здоровый и полностью энергетически готовый. Могу это объяснить — отсекается все ненужное. В критической ситуации ты понимаешь, что у организма нет сил, и выдаешь все дозировано и точно.

— Вот, оказывается, в чем секрет мастерства возрастных артистов — они все время плохо себя чувствуют... Скажите, пожалуйста, художник продает картину, фотограф — фотографию, писатель или сценарист — книгу или историю. У артиста более сложная задача, он продает себя. Вы продаете себя с потрохами, с душой, с сердцем, волосами, глазами — весь суповой набор...

— Домогаров, может быть, и продает, но это не касается всех. Кто-то продает только внешность.

— Вы смирились с тем, что вы — товар?

— В каком-то смысле. Но со временем произошло понимание ценности товара и его эксклюзивности. Ты торгуешь не только своим лицом, волосами, глазами, ногтями, но отчасти и интеллектуальной собственностью.

Ты сам можешь предлагать материал и не зависеть от доски распределений. У меня в бывшем Театре Моссовета так и случилось, наверное, через три года после того, как я туда пришел. Не было ни одного назначения на доску распределений без долгих разговоров с руководством, обсуждения пьес задолго до того, как они выносились на худсовет. Случались работы, которые и не получились, например пьеса Радзинского «Палач». Мы много времени работали, долго репетировали, но не нашли ключик. Хотя очень хорошая была литературная и историческая основа — про палача Сансона, который жил во времена французской революции и знаменит был тем, что казнил королевскую семью, а потом и всех идейных вдохновителей переворота.

— Почему вас привлекают трагические истории, горящие и сгорающие герои?

— Интересно. Мне интересно копаться, искать и находить, что же движет этими людьми

— Журналист, писатель и ведущий Андрей Максимов писал, что для вас «Ричард» — это практически психотерапевтический сеанс.

— Никогда об этом не думал. Честно говоря, не очень понимаю, что такое сеанс психотерапии на спектакле...

— Неужели у вас не было такого опыта?

— Было время, когда я копался в себе, пытался что-то определить для себя. Но после какого-то количества моих посещений психотерапевта сказал: «Не понимаю, либо вы меня лечите, либо я вас лечу, но, скорее, я вас». А во время моего последнего визита я пригласил ее (это была женщина) на свой спектакль, как раз на «Нижинского»: «Приходите, полетаем». Она после спектакля мне позвонила, сказала: «Больше мы не будем встречаться, это бесполезно. С вами бесполезно».

— Как восстановить собственную энергию, когда вы столько отдали?

— Побыть наедине с собой. Это время меня не надо трогать.

— У артистов эго — важнее всего. Вы сконцентрированы на себе, вы у себя номер один и всю жизнь подчиняете себе самому, своей реализации?

— Нет, к сожалению или к счастью, я у себя не номер один. Если бы был номером один, я бы по-другому жил. Мы с вами об этом уже говорили. Я бы по-другому скроил свою жизнь в выгодную для себя сторону. Повторяю: если бы я был прагматиком и все бы просчитывал, сейчас уже находился бы на другом уровне — и в Театре Московского совета тоже... Наверняка бы нашел язык с новым руководством, а не попер как танк с совершенно другой позиции, однозначно подружился бы с новым худруком и директором, и сейчас не было бы таких проблем. Но так не случилось, потому что я не номер один и мир вокруг только меня не вращается.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Подпишись на наш канал в Telegram
Тест на настоящего детектива
Пройдите тест на логику и узнайте, какой из вас сыщик

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог