Я всю жизнь бежала от кино, занималась всем, чем можно, но, видимо, это моя судьба. У меня второе образование юридическое, я работала в военном трибунале, в штабе армии. И даже ночью крупье в казино подрабатывала, пока училась в ГИТИСе.
И все-таки я пришла в кино. А началось все с того, что как-то мама подошла ко мне с бумагами и попросила: «Меня обманули, посмотри». И я начала заниматься ее договорами, стала ее агентом, за мамой ко мне пришли другие актеры. А потом я пошла в кино ассистентом и доросла до кастинг-директора. В итоге окончила продюсерский.
— Какой была Нина Ивановна в конце жизни?
— Я знаю свою маму как таблицу умножения. Она только произносила в трубку: «Але!», как я по ее голосу определяла, какое у нее сегодня настроение, высокое или нет давление и как она спала.
Мама на экране была такой же, как в жизни. Она простая и совсем не умела хитрить. «Я прямая, как дорога!» — всегда сама так и говорила, нравится это кому-то или нет. Она настоящая, как сама жизнь...
А еще она была настоящим бойцом! Десятого декабря 2014 года у мамы случился сильнейший инсульт. Она — очень сильный человек, большинство не восстанавливаются после такого. Я восхищалась ее самообладанием и мужеством. Она не могла ни говорить, ни писать. У нее только текли слезы. Но мы не сдавались. К ней приезжали логопеды, она упорно занималась сама, распевалась. Занималась мелкой моторикой, вместе с внуком Костей перебирала гречку и пшенку, собирала с ним кубики, учила с ним детские стихи наизусть. Мама мужественно приняла решение, что больше не будет выходить на сцену: она хотела, чтобы зрители запомнили ее молодой, красивой и полной сил. Спасибо Никите Михалкову и Александру Калягину, они писали письма в высшие инстанции, просили за нее, выбивали квоты, отправляли в санатории...
У нас не было выбора, когда мама заболела. А какие еще были варианты? Только бороться. Я не люблю заниматься самокопанием и самоанализом. Знаю точно, в жизни есть два выбора: либо ты идешь вперед, либо сдаешься. Нельзя ни в коем случае останавливаться. Это мне передалось от мамы. Назад дороги нет!
Мама меня воспитала своим личным примером, своей судьбой. Вся ее жизнь — это жизнь вопреки...
Самое главное, она не зачерствела душой. Никогда не говорила о детстве с обидой или злобой. Она нашла оправдание своим родителям: может, иначе им было не спасти ее. «Я лично свою маму прощаю...» Это слова человека, широкого, как природа, как сама жизнь.
Есть такие актеры: Леонов, Евстигнеев, Русланова, Филатов, Кайдановский. И что бы они ни играли, это всегда интересно, потому что во всех их работах видна личность. Крупная человеческая Личность. У мамы, может быть, немного было главных ролей. Но ее роли второго плана в фильмах «Афоня», «Собачье сердце», «Зимняя вишня», «Мой друг Иван Лапшин», «Цыган» врезаются в память намертво.
Режиссеры не заваливали ее ролями, при этом невероятно ценили. И обойтись без нее не могли. А это были такие имена! Владимир Бортко, Андрей Смирнов, Алексей Герман, Эльдар Рязанов, Кира Муратова, Георгий Данелия. Она была уникальная! В единственном экземпляре. А какие были у нее партнеры! Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Владимир Высоцкий, Андрей Болтнев...
Мама без работы не могла ни жить, ни дышать. Кино и театр были состоянием ее души. Как хорошо о ней сказал Юрий Кузнецов, ее партнер по фильму «Иван Лапшин»: «Таких актрис не было и не будет. Трудная жизнь, трудная судьба... Но она была упорной в работе, и ее непосредственная простота участия запомнится всем нам на всю оставшуюся жизнь. Всем, кто видел ее на экране».