К маминым гостям я обращалась на «ты». Все они были для меня просто «тетями» и «дядями». У мамы был очень дружный курс. Они продолжали собираться и после окончания «Щуки». Мама водила дружбу с мужчинами, не помню, чтобы она особо дружила с женщинами, особенно с актрисами. Какое-то время, уже работая в театре, она тесно общалась с Таней Догилевой, Валентиной Малявиной, потом с Марианной Вертинской. Подруги часто менялись, потому что быстро ссорились и расходились...
А вот с однокурсниками Володей Качаном, Леней Филатовым, Сашей Кайдановским, Борисом Галкиным и Иваном Дыховичным было настоящее студенческое братство. Никто не кичился своим происхождением, многие приехали из провинции.
— Каким образом Нина Ивановна попала в кино?
— Как-то она стояла у театрального училища, к ней подошла незнакомая женщина и спросила: «Не хотите сниматься в кино?» Это была режиссер Кира Муратова. Студентам Щукинского училища строго-настрого запрещали сниматься, но мама рискнула. Фильм назывался «Короткие встречи», а маминым партнером стал Владимир Высоцкий. Мама училась на втором курсе, она и понятия не имела, что такое кино. Дебютантке мешала камера, которая все время жужжала, порой она принималась спорить с режиссером. И Муратова даже решила заменить строптивую студентку, но потом одумалась и вернула ее на съемочную площадку. Муратова нашла к ней подход и предложила: «Делай, как тебе удобно». Кира включала на площадке музыку, чтобы помочь маме настроиться.
На озвучании картины Кира Муратова похвалила дебютантку: «Ты очень хорошо справилась с ролью!» Мама думала, что она, как Наталья Варлей после «Кавказской пленницы», наутро проснется знаменитой. Но, увы, картина Муратовой была очень прохладно оценена в Госкино. И фильм лег на полку надолго. Только 20 лет спустя маме за эту роль вручили премию «Ника». Я до сих пор обожаю «Короткие встречи». Мама так пронзительно сыграла страдающую от прекрасной, но безответной любви к герою Высоцкого девушку, что слезы наворачиваются.
Зрители Русланову полюбили по популярному сериалу «Тени исчезают в полдень». Успех у картины был оглушительным. Милиционеры отмечали, что количество краж и нарушений в часы показа телефильма резко падало. Маме было 26 лет, когда показали «Тени». Вот наконец-то она — слава!
Однажды маму к театру на репетицию подвозил таксист. По дороге решил поинтересоваться:
— А вы кто?
— Актриса...
— Ой, вы такая молодежь бестолковая. Есть одна настоящая актриса — Марья из «Тени исчезают в полдень». Видели, нет?
— Так это же я...
Он так рассердился:
— Вы мне врете, — высадил маму из машины. А она вслед ему крикнула:
— И все-таки это я!
После окончания училища только двоих — ее и Сашу Кайдановского — взяли в прославленный Вахтанговский театр. Кайдановский там надолго не задержался, театр был не для него. Он всегда был сам по себе.
Мамины киноработы помнят все зрители. А ведь она играла на театральной сцене с 1969 года. Однажды в пять вечера получила роль Николь в спектакле «Мещанин во дворянстве», а уже в семь блестяще играла. Марианна Вертинская вспоминала, как мама носилась ураганом по сцене за Этушем — Журденом и азартно колола его шпагой. Однажды он даже рассердился и ударил ее по руке за то, что больно его уколола.