Леонид Серебренников. Сейчас или никогда

Его голос звучит в полусотне фильмов, в нескольких из них он пел за персонажей, причем таких...
Ирина Майорова
|
01 Января 2022
Леонид Серебренников и Валерия Ланская
Лера — одна из моих любимых партнерш
Фото: из архива Л. Серебренникова

Участникам сочинского песенного соревнования опять же аккомпанировал оркестр под управлением Кролла. Помню его одобрительную улыбку, когда после исполнения песни «Я тебе весь мир подарю» на музыку Евгения Мартынова и стихи Ильи Резника огромный зал устроил мне овацию. В тот же день за кулисами меня нашел Евгений Болдин: «Пугачева начинает сольную карьеру, я буду с ней работать как директор. Давай к нам в коллектив». Я обещал подумать. Только попрощались, подходит Броневицкий: «К Пьехе не хочешь?» Думаю: «Ничего себе! Еще вчера шествовали мимо не взглянув, имени не знали, а сегодня наперебой уговаривают...»

Рассказал о лестных предложениях Кроллу, но тот отсоветовал:

— В ансамбли не ходи, будешь всю жизнь на подпевках.

— А если к вам?

— Возьму с удовольствием, но ты же понимаешь, я не могу диктовать, чтобы тебя с нынешней работы отпустили.

Набравшись смелости, обратился с просьбой о переводе к главному дирижеру Росконцерта. Тот ответил: «Внимательно следи за моими руками» — левую сжал в кулак и ударил правой в сгиб локтя. Весьма доступный для понимания жест: ни фига!

Завоевав звание дипломанта, стал участвовать в концертах, которые победители конкурса давали в Зимнем театре. Руководство оркестра «Советская песня» командировочных выдало только на неделю — были уверены, что провалюсь на первом туре и сразу вернусь в Москву. Просить выслать еще денег не хватало духу. Спасибо Кроллу, Резнику и сестрам Зайцевым — популярнейшему в середине семидесятых дуэту, получившему на конкурсе звание лауреата: зная, что у меня за душой ни гроша, брали с собой на все завтраки, обеды и ужины. Без них, наверное, умер бы с голоду.

В один из дней получаю телеграмму от руководства оркестра «Советская песня»: «Поздравляем с дипломом. Ждем на гастрольном маршруте». Дескать, попел и хватит — теперь возвращайся. Что делать? Если упущу момент — все пропало.

Жюри на конкурсе возглавлял композитор Александр Флярковский, в ту пору — замминистра культуры РСФСР, но первый по значимости голос имел генеральный директор Росконцерта Ходыкин, человек справедливый, но жесткий — его боялись как Сталина. Я понимал: если кто и может разрешить ситуацию, то только он. Знал, что Владислав Степанович живет в гостинице «Приморская». Трясущимися руками набрал администратора и попросил соединить с его номером. Заикаясь, представился и услышал: «Да, я вас помню. Хотите поговорить? Ну приходите прямо сейчас».

Дрожа как осиновый лист, рассказал Ходыкину, что в оркестре «Советская песня» петь не дают, а когда попросил отпустить к Кроллу — отказали.

— У Кролла — лучший джазовый коллектив в стране, попасть туда — большая честь. А Анатолий что говорит?

— Он не против.

— И все-таки надо подумать.

Тут в номер входит Флярковский и обращается прямо ко мне:

— О, молодое дарование, я вас помню. У вас удивительная способность из не очень хорошей песни сделать конфетку. Я потом вам свои песни исполнять дам. — И уже Ходыкину: — Хороший парень.

— Вот этот хороший парень как раз пришел проситься к Кроллу.

— Да? Я как замминистра поддержу.

— Ну если замминистра не против, я тем более.

Слушаю их диалог и не верю своим ушам. От напряжения в глазах помутилось и качает из стороны в сторону.

— Давай пиши заявление, — командует Ходыкин.

— У меня ручки нет, — испуганно блею.

— Глянь, он еще и без ручки пришел! — изображает возмущение Ходыкин, а сам улыбается.

Под его диктовку написал заявление о переходе из одного коллектива в другой, Флярковский его тут же подмахнул.

Стою, переминаясь с ноги на ногу.

— У тебя что-то еще? — спрашивает Ходыкин.

Удрученно кивнув головой, рассказываю о телеграмме.

— Ты когда диплом-то получил? — уточняет Владислав Степанович.

— Десять дней назад.

— Поздненько они спохватились с поздравлениями-то... Номер у тебя в гостинице хороший?

— Да.

— И туалет есть?

— Конечно.

— Вот там эту телеграмму и повесь.

Во время трехмесячного гастрольного тура по стране стал своим в оркестре Кролла, потихоньку готовил новые песни. По возвращении в Москву композитор Алексей Мажуков, который слышал меня в Сочи, предложил записать пару романсов для радио — их потом часто повторяли в программе «Полевая почта «Юности». Приятель, с которым познакомился тоже на конкурсе — он стал лауреатом второй премии, однажды предложил: «Поехали со мной в тон-студию «Мосфильма», там Флярковский записывает свои песни для последних серий фильма «Рожденная революцией». Две пою я. Посмотришь, как мастера (имел в виду себя) работают».

Приехали. Огромная студия, оркестр, Флярковский — как автор музыки — главный. Первую патриотическую песню «Присяга» приятель записал лихо, а с лирической «Мы часто слышим, надо просто жить» вышла заминка. Первая попытка, вторая, третья. Флярковский просит: «Душевнее!», а у приятеля с его советской манерой исполнения душевнее не получается. Тут Александр Георгиевич замечает меня, сидящего в уголке: «Слушайте, я же вас помню! Ну-ка, давайте к микрофону. Попробуйте спеть».

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Подпишись на наш канал в Telegram
Полнолуние в Весах: как использовать энергию 24 апреля для своего развития и достижения целей
«24 апреля в 02:48 по московскому времени произойдет Полнолуние в Весах. Что нужно сделать 23 апреля — за день до этого важного астрособытия, чтобы обуздать мощнейшую лунную энергию и использовать ее для реализации своих задумок?» — говорит практикующий ведический астролог Ирина Орлова.

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог