— В своей книге Таривердиев написал о вашей встрече: «Впервые я был не одинок». А какой тип женщин ему нравился?
— У него на этот счет была своя теория: «Сначала смотрю на щиколотки и только потом в глаза». А вообще, он не любил девушек в теле.
На самом деле Микаэл Леонович всегда был одинок, несмотря на присутствие в его жизни женщин. Это принципиальное ощущение, совершенно необходимое такому, как он. Есть вещи, которые могут открыться творческому человеку только в состоянии одиночества. Его музыка была пронизана тоской по любви. Он очень хотел преодолеть одиночество. Когда мы стали жить вместе, надеюсь, ему это удалось. И кстати, его музыка изменилась.
— Как человек кавказского воспитания, Таривердиев, наверное, был диктатором в семейных отношениях?
— Это не диктат. Он всегда был лидером, мужчиной, главой семьи. Ему было необходимо, чтобы женщина отдалась полностью, совершенно! Говорил: «В семье виноватым может быть только один. Неужели ты не понимаешь, что так очень удобно? Не нужно разбираться, выяснять отношения». Так мы выводили формулы совместной жизни. Виновата всегда я. А Микаэл Леонович всегда прав. И я никогда с этим не спорила.
Он не мог жить неупорядоченно. Раз в год ездил в Сухуми, где писал музыку. Каждое утро должна была убираться квартира. Таривердиев не терпел незадернутых занавесок и каждый раз благодарил, если я их поправляла. Можно сказать, был консерватором в личной жизни, любил свой дом, его атмосферу. Любил сидеть на диване в правом углу, думать, курить трубку, иногда что-то выпивать. Если работал, то любил, чтобы все лежало на своих местах: трубки — слева, ручки — справа от партитуры. И если ты принимаешь этот порядок, то в нем легко существовать.
— А что, предыдущие жены Таривердиева с этими формулами не соглашались?
— Знаете, ведь до меня Микаэл Леонович ни с одной из женщин не жил одним домом. Считалось, что он не может существовать с кем-то долго вместе. Например его жена Элла Петровна Маклакова, талантливый художник по костюмам, уезжала на выходные к себе. Ему необходимо было побыть какое-то время в одиночестве. Расстались они вот из-за чего: Кулиджанов пригласил Эллу Петровну в фильм «Карл Маркс. Молодые годы» и ей требовалось уезжать в длительные командировки. А тогда болела мама Микаэла Леоновича. Он расценил это как предательство.
— Спорный вывод...
— А для него бесспорный! Это как раз пример того, что женщина должна была раствориться в нем абсолютно! Когда мы стали жить вместе, он заезжал за мной в редакцию, без конца звонил, ждал, когда вернусь. Терпеть не мог, когда я куда-то уезжала. Его не узнавали даже близкие друзья. Значит, ему до меня попадались не те женщины.