Расскажу показательную историю из 2001 года. Мы со студентами ставили отрывок из «Чайки». На сцене — Аркадина и Треплев. «Мама, перемени мне повязку, ты это хорошо делаешь...» — говорит сын, а дальше все заканчивается скандалом между ними.
Отрывок играла девушка, которой пришлось все подробно объяснить и разложить по полочкам, и нервный парень, бывший тогда на грани отчисления. Сейчас он актер, очень хорошо работает.
Так вот, случайно реквизит — бинты и ножницы — положили не на тот подоконник, дальше, чем следует. А это трагедия, потому что можно выпасть из ритма текста.
Героиня не успевает сходить за ножницами, нервничает, и я, сидя в зале, вижу, как продолжая играть, она приматывает к голове Треплева его собственную руку. Сижу рядом с Олегом Павловичем Табаковым и в ужасе думаю: все, сейчас провалюсь от стыда. Как ребята выпутаются? Это же не комедия.
— Людям неталантливым, но с претензиями, ничего больше не остается, как порицать настоящие таланты, — говорит Аркадина.
Парень выдергивает руку, повязка спадает ему на глаза, но он, не смущаясь, продолжает:
— Я талантливее вас всех!
Олег Павлович — великий педагог. Обычно он создавал студентам условия, приближенные к жизни, типа «увлечете зрителя или нет?». Например во время показа мог есть орешки или доставал мобильный. И тут вдруг он прекратил жевать, развернулся всем корпусом к сцене и начал с интересом смотреть. Когда ребята сыграли, Табаков показал мне два поднятых вверх больших пальца. А дальше на заседании кафедры с обсуждением, как мои студенты сыграли, заметил:
— Я много видел постановок «Чайки», но такое решение этой сцены наблюдаю впервые.
— Олег Павлович, врать не стану, это чистой воды случайность, — признался я.
В тот раз окончательно понял: в актерстве нет никаких канонов, когда раз и навсегда. Система координат? Да, но только не застывшая догма.
Теперь, Юль, хочу тебя спросить как актрису, работающую и в кино, и в театре: сериалы победили полнометражные фильмы?
Юлия: По моим сегодняшним ощущениям — да. Объясню, почему так считаю. Зрителю важен комфорт. Как бы мы ни стремились к глубокому подходу, авторскому высказыванию, современному человеку удобнее смотреть кино там, где он находится. Например дома на диване, в поездке или в перерыве между институтскими парами. Открыл серию, на которой остановился, и снова втянулся в сюжет. А купить билет, поехать в кинотеатр, сесть рядом с незнакомыми людьми и терпеть хруст попкорна или чужой кашель не всем нравится. Хотя в кинотеатрах есть свое обаяние, но они уходят в прошлое. Во время самоизоляции некоторые премьеры полнометражных фильмов происходили в Интернете, чтобы не откладывать прокат на осень.
У Интернета — этого огромного медиапространства — большие возможности: сам выбрал контент, не понравилось — заменил, все в открытом доступе. Хочешь, смотри на языке оригинала или с субтитрами, с дубляжом, без цензурных ограничений, в полных режиссерских версиях. И еще: сериалы напоминают саму жизнь. Мы же не знаем, что будет завтра, но помним, что было вчера и десять лет назад. Дни, месяцы, годы будто серии — один за другим. Круто ждать серию, поворота линии сюжета, нового смысла.
А к месседжу, «залпу» полнометражного фильма зритель должен быть готов. Ему приходится, посмотрев картину всего раз, проглотив ее целиком, сразу все осмыслить — ну или постараться осмыслить. Выработать свое отношение к теме, точке зрения режиссера. Это не всегда просто.
Алексей: Юля, ты говоришь о развлечении. Конечно, когда возвращаешься домой уставшим, хочется просто отвлечься. Какой-нибудь «Ford против Ferrari» обойдет «Старикам тут не место» однозначно. Но неужели кино как искусство все же исчезнет? Когда появилось телевидение — предрекали кончину театра. А он жив, не убит. Даже Интернет ничего не уничтожил, появились новые формы.
Сравни «Купи меня» или «Звоните ДиКаприо!». Ты снималась и там и там. Как тебе плавалось, Юля? Режиссеры глыбы — тут Перельман, там Першин (Жора Крыжовников. — Прим. ред.). Режиссерищи! Оба проекта — кино и сериал — мегауспешные.
Юлия: Я очень люблю фильм «Купи меня», взрослела вместе со своей героиней. Но с актерской точки зрения сериалы полновеснее. На длительном забеге можно больше успеть. Понять все о персонаже, его историю, и показать зрителю. Кстати, цифры зрительского интереса — в пользу сериала «Звоните ДиКаприо!». Вы же, Алексей Геннадьевич, снимались в «Границе: Таежный роман». Что плохого в сериале?
Алексей: Ничего, кроме того, что сам пример плохой. «Граница: Таежный роман» родился из полного метра. Написан как фильм, но денег в 1999 году ни у кого не было, и мудрый Александр Наумович Митта пошел по телеканалам. В то время они лишь начинали собственное производство. И ему ответили: да, вы нам интересны, но с форматом четыре — шесть серий.