Я изо всех сил держала лицо, хотя в голове был туман. Встать не могу — ноги отнимаются. Наконец поднялась со стула, прохожу мимо коллег — те застыли в шоке и молчат. Твердо решила: вернусь в Ленинград, соберу чемоданы и уеду!
Ночью в гостинице коллега вручил телефон другого известного критика, который тоже видел спектакли. Позвонила и спросила:
— Скажите, что вы думаете о моих работах?
— Валечка, ты прекрасна, никого не слушай! Не суди о себе по тому, кто что скажет. Имей свой градусник.
После его слов увольняться передумала, да и как уехать от родного «Ленфильма»?! В семидесятые — восьмидесятые я много снималась. Самая любимая картина, конечно, «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», где сыграла леди Хаксли. Помню, как придирчиво осматривали на пробах режиссер Игорь Масленников и оператор Юрий Векслер. Мерили на меня какие-то шляпки, шали, вуали... В итоге отвергли все: «Волосы убираем и полностью открываем лицо». Сцену снимали в Доме ученых, в кабинете с роскошными интерьерами. Мне кажется, леди Хаксли запомнилась зрителям, хотя позднее кинокритики обнаружили ляп. По сюжету моя героиня стреляет в шантажиста Милвертона из пистолета и убивает его. Перед тем как упасть, актер Борис Рыжухин поворачивается к камере, но на его халате нет ни одной дырки от пуль.
Были и другие значимые для меня картины, например «Личная жизнь директора». Я сыграла любимую женщину главного героя, а ее дочку — моя Наташа. Чудесная у нас была группа, в массовке даже снялся Алексей Герман. Фильм не вызвал ажиотажа, зато колоссально популярной стала мелодрама «В моей смерти прошу винить Клаву К.», где я — мама Сережи. Каждый второй абитуриент, поступавший в театральные институты, писал на ленту рецензию.
Эти фильмы сделали меня узнаваемой, но все же, думаю, значительно больше поклонников появилось после передач на ленинградском радио. Особенно много их стало благодаря циклу о декабристах и их женах «Подвиг любви бескорыстной». Письма от слушательниц приходили пачками.
Озвучивать я люблю не меньше, чем сниматься. Работала в пяти фильмах Александра Сокурова. Особенно запомнился «Фауст», причем не только из-за творческого процесса. Как-то вышел совершенно анекдотический случай. Говорить мне предстояло за русскую графиню, приехавшую в Германию. На «Ленфильме» смотрю на экран, там героиня выходит из кареты и ругает немцев на чем свет стоит: «Господи, какая же здесь грязь. Приехали бы в Россию, в Петербург, посмотрели, как жить надо!»
Вечером в театре играю «Крейцерову сонату». Делюсь впечатлениями с коллегой Леней Мозговым:
— Какое счастье, сегодня озвучивала «Фауста». Ух, героиня интересная! Где-то я эту артистку видела, жаль, не узнала, а имя не спросила.