Однажды прихожу в агентство, а там невообразимая суета. Все носятся, выхватывают друг у друга вещи, срочно наряжаются. Спрашиваю:
— Что случилось?
— Ты не знаешь?! Режиссер приехал из Москвы! Валерий Тодоровский. Кастинг проводит.
Фамилия показалась знакомой, но я не вспомнила, где ее слышала.
Для меня тогда кастинг означал отбор моделей для показа или фотосессии. На него полагалось надеть темные обтягивающие брюки, облегающую кофточку и высокие каблуки. Ничего из этого набора не оказалось, пришлось одолжить необходимые вещи. Мы с девчонками все время менялись водолазками, майками, туфлями. В тот день достались лодочки слишком большого размера, я в них еле ноги переставляла. Но вышла модельной походкой, в конце подиума встала в позу, как учили. И тут началось форменное безумие — защелкали фотовспышки, стала наезжать камера, какие-то женщины забегали вокруг. Потом оказалось, что это Ира Третьякова, второй режиссер Тодоровского, и кастинг-директор Таня Талькова. Я остолбенела — что происходит? Других девочек так не снимали, просто говорили спасибо и отпускали.
Потом узнала, что предшествовало показу. Тодоровский приехал в Ростовскую область снимать фильм о шахтерах — «Последний забой». В поисках натуры и актеров второго плана завернул со съемочной группой к нам в Шахты. Пришел в театр и увидел мой портрет в фойе:
— А это что за девочка?
— Актриса. Совсем ребенок, но уже играет Нину Заречную.
— Интересно. И как ее найти?
Тут все забегали. Телефона у нас дома не было, мобильных — тем более. Единственное средство связи с нашей семьей — аппарат в театре на вахте. К счастью, кто-то вспомнил, что я часто бываю в «Имидж-центре», и вся съемочная группа во главе с Валерием Петровичем отправилась туда. Было решено провести кастинг, чтобы и других девчонок посмотреть.
— Да расслабьтесь уже! — сказал Валерий Петрович. — Выйдите из позы! Нам это не нужно. Приглашаю вас на пробы в Ростов-на-Дону. Приедете?
— Конечно!
У нас тогда был «Москвич-412» комби цвета золотой охры. На нем я с родителями и отправилась в Ростов. Кто-то из подруг дал румяна и тушь для ресниц, кто-то — нарядную кофточку. Пробы же! До меня только перед самым отъездом дошло, кто такой Валерий Тодоровский. Режиссер «Страны глухих»! Фильм нравился безумно, и я решила, что ни за что не упущу шанс сняться у такого мастера.
Пробы проходили в ростовском ТЮЗе на репетиционной сцене. Никаких декораций и реквизита, только камера и два стула. В ТЮЗ пришли втроем. Родители так нервничали, что их попросили выйти из зала: «Не надо тут дрожать. Ребенка оставьте, а сами подождите в коридоре. Не бойтесь, мы ее не съедим» Я-то не дрожала, но волновалась, конечно. Тем более что о фильме ничего не знала и не видела сценария.
Объяснили задачу: мой отец-шахтер (его должен был играть Сергей Гармаш) узнает, что дочь Настя, уехавшая в город, чтобы стать моделью, занимается проституцией. Пытается разобраться с сутенером, но попадает в руки бандитов, которые избивают его на глазах у непутевой девчонки. Отец спрашивает: «Кто тебя заставил? Скажи!» А дальше идет мой монолог.
Дали текст — довольно большой. Быстренько пробежала глазами и говорю:
— Все, готова.
— Как готова? Не будешь учить?
— Нет, уже все поняла.
Буквы мне были не нужны. Я все прочувствовала.
Как только включилась камера, глаза наполнились слезами и я закричала: «Папочка, меня никто не заставлял! Я сама! Прошу тебя, уходи, уезжай!» Когда закончила монолог, в комнате, наверное, еще минуту висела тишина. Все молчали. Наконец Валерий Петрович каким-то изменившимся голосом произнес: «Стоп. Спасибо». В тот момент я фактически была утверждена.
Потом проходили пробы грима, примерки костюмов, на которые нас с мамой специально привозили в Москву. Жили мы в гостинице «Мосфильм». Ира Третьякова и Таня Талькова показывали город, рассказывали о его истории. После возвращения в Шахты я стала ждать вызова на съемки, но по неизвестным мне причинам проект заморозили.
Через несколько лет предложили сняться в этой же картине, но уже у другого режиссера. Я в нее пробовалась, но, как говорится, хороша ложка к обеду. К тому времени уже не была наивным ребенком, в каком-то смысле переросла роль. Неудивительно, что меня не утвердили. И вообще, это был уже другой проект. Из прежнего состава остались только Сергей Гармаш и Нина Усатова, которые и в первый, и во второй раз должны были играть родителей Насти.