С Галиной говорили о моих родных местах — она обожала юг Франции, как и Таубер. Кузнецова прекрасно владела французским, перевела роман Франсуа Мориака «Волчица», предисловие к которому написал Бунин. У меня хранятся книги Галины с автографами, в том числе «Грасский дневник». Встречаясь с писателями и художниками, всегда брал с собой их книги и просил надписать на память.
Когда улетал из Союза, некая дама попросила передать письмо Шагалу. В его парижский особняк, расположенный на острове Сен-Луи, пришел с письмом и автобиографией художника «Моя жизнь», которую Марк не только надписал, но и тут же нарисовал на форзаце автопортрет. Еще подарил альбом своей графики, тоже с рисунком на форзаце. Потом я навещал его в Сан-Поль-де-Ванс недалеко от Ниццы, где Шагал жил и похоронен. Он интересен мне в том числе и как иллюстратор шестидесяти семи книг. Сейчас готовлю к изданию четырехтомник «Художники Зарубежной России в искусстве книги: 1920—1970».
— Русские художники были более востребованы во Франции, чем писатели?
— Из художников многие преуспели, особенно повезло тем, кто работал для сцены и оформлял книги. Например сын Зинаиды Серебряковой Александр был декоратором в кино и театре, выполнил иллюстрации к тридцати трем книгам (все у меня есть) и с радостью подписывал — ему казалось забавным, что нашелся чудик, который заинтересовался его иллюстрациями, ведь он считал себя в первую очередь живописцем.
Александр был человеком добросердечным, никогда не отказывался помочь друзьям-эмигрантам, часто работал без оплаты — ведь он не нуждался. Серебряков известен как прекрасный пейзажист и художник интерьеров — ему делали заказы важные особы. В одной из моих гостевых книг — я завел их по совету Одоевцевой, сейчас их больше ста — набросал и мой интерьер.
Юрий Анненков, с которым я дружил, тоже жил безбедно, пока работал на театр и кинематограф. Делал декорации для труппы Брониславы Нижинской, сотрудничал с Баланчиным, Лифарем, Мясиным, кинорежиссером Максом Офюльсом. В 1955 году за костюмы к его фильму «Мадам де...» Анненков стал номинантом на «Оскар» «за лучшие костюмы в мировой кинематографической продукции» — эскизы к ним Юрий Павлович подарил мне.