По замыслу Гауди, фасадов должно было быть три: «Рождество Христово», «Страсти Христовы» и «Слава». Но только один из них — «Рождество» — закончили при жизни мастера. На внешних стенах храма, напоминающих грандиозные сталактиты, «прочитывается» весь Новый Завет, вся земная жизнь Христа, изложенная языком скульптуры. Рядом с величественной чередой библейских сюжетов можно увидеть деревья, гигантских улиток и лягушек, водосточные трубы в виде змей и рептилий. Когда ревностные служители церкви упрекали архитектора за то, что разместил «гадов» на стенах собора, Антонио искренне недоумевал: «Для Бога они ничем не плохи, ведь он же создал их, так чем они плохи для вас?»
Каждый фасад имеет готический портал, увенчанный четырьмя стометровыми замысловатыми башнями. Все вместе они символизируют двенадцать апостолов. В центре ансамбля Гауди планировал разместить олицетворяющий Христа центральный стосемидесятиметровый шпиль, всего на несколько метров ниже самой высокой точки Барселоны — горы Монжуик.
У входа в храм всегда огромные очереди. Снаружи идет стройка: разворачиваются стрелы гигантских кранов, визжат пилы и лебедки, стучат молотки, а внутри царит абсолютная гармония.
Туристы вступают в пределы Саграды и замирают от восторга. Тянут ветви фантастические деревья-исполины, где-то в вышине образуя густую крону, на которой покоится небесный свод с яркими, похожими на цветы звездами. Устремляются в бесконечность витые лестницы. И свет! Волшебный, неповторимый, таинственный. Он проникает сквозь проемы башен, льется из люков на потолке, пробивается сквозь витражи, заливая все вокруг теплым сиянием.