Людмила Колесникова: «Он не изжил свой страх перед неизведанным. слишком быстро «набрал высоту»

Влада звал в свою картину «Мой друг Иван Лапшин» Алексей Герман. Слышу, муж говорит: «Знаете что? Я...
Ирина Кравченко
|
01 января 2019
Слева направо: внуки Андрей, Александр с женой Юлией и дочками Алисой и Софией, дочь Надя с мужем Игорем и приемной дочерью Галиной
Я и моя семья. Слева направо: внуки Андрей, Александр с женой Юлией и дочками Алисой и Софией, дочь Надя с мужем Игорем и приемной дочерью Галиной
Фото: Екатерина Степанова

Муж не признавал никаких, так сказать, окольных путей. Правда или ложь — вот его мера. Это касалось и театра. Однажды играл влюбленного, а партнершей режиссер назначил свою жену — великолепную, но немолодую актрису, сильно старше Влада. Тот, понимая, насколько нелепо выглядит их дуэт, старался всеми способами избегать выхода в этой «лав-стори», положившись на второго исполнителя. А как-то репетировал спектакль из русской истории, ему вручили посох и предложили изображать что-то, по мнению Влада, несуразное. Он вспылил, воткнул посох острым железным концом в сцену и ушел. А посох остался стоять. Было и такое, что не выдержав, сорвал во время прогона с себя шапку и нахлобучил режиссеру на голову.

Раздражало Влада и то, что на съемки, даже несмотря на то что часто ездил туда будучи в отпуске, руководство «Красного факела» отпускало неохотно. Но открыто не возмущался, не выяснял отношений, говорил просто: «Да ну их!» Оставался актером своего театра и Новосибирск не бросал.

Хотя возможностей изменить судьбу у мужа было предостаточно. Как-то Ада Роговцева, с которой он снимался в «Вечном зове», договорилась в Киеве в Театре русской драмы, чтобы вызвали Бирюкова «на смотрины». Он съездил, узнал, что поначалу придется ютиться с семьей в крошечной комнате, и отказался. Потом я поняла: дело вовсе не в условиях, которые его не устроили. Ведь позже сибирский режиссер, много работавший с Владом, возглавил театр в Ярославле и пригласил его туда, добившись для своего актера двухкомнатной квартиры на берегу Волги. Однако и на сей раз муж не поехал. Его звали в Рижский русский театр, при желании мог бы попасть и в Москву — с ним хотел познакомиться Анатолий Эфрос.

На вопрос, почему отвергает все предложения, Влад отвечал, что не может оставить свою малую родину, чувствует себя комфортно только в привычной среде. На самом деле, думаю, просто ничего не хотел менять — в глубине души он не изжил свой давний страх перед неизведанным. Слишком быстро «набрал высоту», неожиданно для себя самого, и еще не свыкся с тем, что он известный артист, способен сыграть многое. В результате отказывался от предложений, даже самых заманчивых.

Его ведь звал на заглавную роль в свою картину «Мой друг Иван Лапшин» Алексей Герман. Владу это имя ничего не говорило. Я напомнила «Проверку на дорогах», которую вместе смотрели в Доме актера на закрытом показе — фильм положили на полку. Все равно отмахнулся! Ассистент Германа звонила нам, трубку, как правило, брала я, а поскольку знали, что Люда не только жена, но и секретарь, то и переговоры обычно велись со мной. Убедила Влада подойти к телефону, но в конце слышу, муж говорит: «Знаете что? Я вам продам бесплатно актера на эту роль — Андрея Болтнева». Тот играл вместе с ним в «Красном факеле». Когда Влад положил трубку, я только и могла выдохнуть: «Какой же ты дурак!» Отдать роль в картине самого Германа! А карьера Болтнева после тех съемок пошла в гору.

Как только он «подарил» роль, которая могла стать этапной в его судьбе, я почувствовала: что-то во мне надломилось. Влад ведь в итоге реализовал свой дар едва ли наполовину, а я, еще когда муж находился на вершине успеха, чуяла, что впереди будет все меньше ролей. С одной стороны, Влад втайне побаивался, что не справится с трудной работой, с другой — взялся за то, чего не умел: за режиссуру. Поставленный им спектакль «На дне» по Горькому получился очень слабым — я, не выдержав, ушла после первого акта. «Если задумал стать режиссером, нельзя делать этого на голом месте, — настаивала я. — Иди учись». Он, конечно, понимал, что не хватает знаний, но не сдавался: все то же нежелание перемен двигало им. И меня отговаривал от учебы: «У тебя уже есть хорошая работа». Когда меня направили на трехмесячные курсы повышения квалификации, занервничал:

— Зачем едешь?

— Это моя профессия, понимаешь?

Признаться, он беспокоился еще и потому, что наши отношения постепенно разлаживались. Я устала от его выплесков. Задолго до описываемых событий случилось так, что Влад сильно меня обидел. Этого я уже стерпеть не могла — пошла и подала на развод. Нам дали на примирение три месяца, я уехала к друзьям в Ленинград. Вернулась — дома Влад и свекровь. Раиса Федоровна принялась уговаривать, чтобы одумалась, но я не могла пойти против себя. Нас развели.

И все-таки еще девять лет мы жили вместе: оказалось, что взять и разбежаться не так-то просто. Не мешало даже то, что мой знаменитый муж пользовался невероятным успехом у женщин. Одна настойчивая дама часто звонила, голоса меняла.

— А ты знаешь, — говорила, — что он вечером будет со мной в ресторане?

— Спасибо, что предупредили, — отвечала, — значит, ужин сегодня не готовлю.

Если Влад задерживался, никогда не спрашивала почему. Осаживала «доброжелателей»: «Ребят, это не ваше дело. Я ему верю, и все».

Влад, кстати сказать, был ревнивым, собственником. С его коллегами я поддерживала хорошие отношения. Приходя в гости, мужики меня с порога обнимут, поцелуют. Мельком видела, как гневно вспыхивали глаза мужа, но он ни слова не произносил. Потом, в подпитии, мог высказаться, но и то в пространство. Меня же, пусть дамы ждали его после спектаклей и звонили домой, их поползновения не трогали. Как не волновали сплетни о романах Влада. Было уже все равно. Даже когда начали говорить, что у Влада на стороне родилась дочь, а я знала женщину, с которой у него якобы роман (они вместе играли в спектакле), ничего в душе не екнуло. В шутку спросила, правда ли это, он вспылил: «Что, теперь все бабы беременны от меня?» Больше ничего не стала выяснять.

1 2 3 4 5

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая