Матушка-императрица называла Прокопия «дерзким болтуном». Но этот чудак, как и его отец, никогда не жалел денег на добрые дела, получив за свою меценатскую деятельность чин действительного статского советника. Он основал Демидовское коммерческое училище, жертвовал огромные суммы на строительство Московского воспитательного дома и развитие университета.
Внук Прокопия Акинфиевича и отец Анатолия Николай большую часть жизни провел за границей, служа по дипломатическому ведомству. Его палаццо Серристори во Флоренции представляло собой «пеструю смесь публичного музея с обстановкой русского вельможи прошлого века. Тут были французские секретари, итальянские конторщики, приживалки, воспитанницы. Сверх сего штата — бездомные игроки и паразиты...». Стендаль отзывался о Николае Демидове как о «богатом благотворителе, за счет которого кормилось много сотен бедняков», а недоброжелатели считали его «владетельным князьком второй руки».
Впоследствии Анатолий подарит Флоренции памятник отцу, созданный по его заказу скульптором Лоренцо Бартолини. Власти установят его на набережной Арно. Николай Никитич, облаченный в тогу римского сенатора, обнимает сына. Женская фигура у его ног символизирует признательность населения города (Демидов основал здесь приют и школу). По углам постамента — четыре статуи-аллегории: Природа, Искусство, Милосердие и... Сибирь.
Супруга Николая Елизавета Александровна, урожденная Строганова, в 1812 году, когда родился Анатолий (его старший брат Павел появился четырнадцатью годами ранее), после череды разрывов окончательно покинула мужа и перебралась в Париж, где поселилась со своим любовником Ираклием Полиньяком. Убежденная бонапартистка, она и сыновей воспитывала в духе преданности наполеоновским идеям. Анатолий всю жизнь оставался верен памяти своего кумира, скупал реликвии, связанные с его именем, а в 1851-м приобрел его резиденцию на острове Эльба и открыл музей, посвященный опальному императору.
После кончины отца братья унаследовали колоссальное состояние с годовым доходом в два миллиона рублей и огромную художественную коллекцию. Часть собрания осталась во Флоренции, вторая отправилась в Нижний Тагил, считавшийся родовой вотчиной. Для третьей в 1833 году выстроили специальное здание в Петербурге на Васильевском острове.