
Режиссер Георгий Данелия относился ко мне очень хорошо, с симпатией, хотя сначала утвердил другую актрису. Трижды приглашал на пробы, заставлял перекрашивать волосы, но в конце концов роль получила я. Вот и в Канны с фильмом попали, а сцена, где бегаю босиком под дождем, стала классикой кинематографа. Только я всегда вспоминаю, как поливали из шланга ледяной водой и потом на губе выскочила простуда.
Накануне поездки в Канны Григорий Чухрай утвердил в фильм «Жили-были старик со старухой», а поскольку там еще играла Люда Максакова и мы обе блондинки, меня перекрасили в брюнетку. Потом встречаю Тамару Федоровну Макарову на «Мосфильме», она советует: «Немедленно перекрасься — в Каннах любят блондинок». Своих мастеров я привыкла слушать: попросила гримера вернуть цвет. Уперлась, хотя тот предупреждал о возможных последствиях. В результате половина волос позеленела, вторая посинела. Во Францию полетела в платке, который дала Жанна Болотова. Сейчас бы на такой никто не посмотрел, но тогда он казался мне шикарным, потому что — из Чехословакии.
О моей беде узнал первый зампред Госкино Владимир Баскаков, который оказался соседом в самолете. В Париже отвел меня в салон красоты, где волосам придали шикарный пепельный оттенок. Когда нас в Каннах встретил Данелия, всплеснул руками: «Наконец-то вижу здесь первую красивую женщину! Вот хвалят француженок, а наши все-таки лучше». Я наблюдала совсем другую жизнь: парикмахерские, кофейни, магазины, в которых есть все, что душа пожелает. Витрины горят! Хотела посмотреть что-то поближе — сколько раз головой билась, стекла в них до того чистые. Двери в аэропорту сами собой открываются — чудеса! Купили мне купальник, юбку с кофтой — приодели, обласкали. А после фестиваля поехали с Данелией на машине по побережью, по городам Франции — показывать фильм «Я шагаю по Москве». Это было незабываемо!
Когда вернулась с фестиваля в институт, Герасимов утвердил на роль Грушеньки в дипломный спектакль «Братья Карамазовы». Он меня полюбил, однажды даже сказал: «Не знал, что ты сирота, а то бы удочерил». Как известно, у них с Тамарой Федоровной не было своих детей. Он сам был не только замечательным режиссером, но и прекрасным актером — обучал тонкостям профессии, многое подсказывал, объяснял нюансы. Работать с Сергеем Аполлинариевичем было большим наслаждением.
Спектакль «Братья Карамазовы» получился очень хороший. Пришла сама Фурцева — министр культуры, многие режиссеры обратили на меня внимание, я стала чаще получать приглашения в кино. Когда с курсом собрались во ВГИКе в последний раз, Сергей Герасимов сказал: «Прощаюсь со всеми, кроме двух студентов, которых приглашу на главные роли в свой фильм «Журналист»...» Выдержал паузу — назвал мое имя и Сережи Никоненко. Он замечательный актер, работать с ним было интересно.