Константин Бранкузи. В поисках красоты

Расставшись со скромной пианисткой, Бранкузи утратил интерес к любви. Однажды знаменитый скульптор...
Ателье Бранкузи воссоздали в Центре Помпиду Во Франции ателье Бранкузи воссоздали в Центре Помпиду, и там теперь все как при его жизни: инструменты, законченные работы, эскизы, фотографии... Фото: Vostock photo

В 1929 году Агнес приведет в мастерскую к Бранкузи свою дочь Флоренс, приехавшую в Париж учиться балету. Связь Константина с девушкой продлится много лет, ей он посвятит работу под названием «Чудо» и в переписке будет опасно близок к любовным признаниям.

Особое место в жизни румынского самородка заняла Пегги Гуггенхайм. Молодой миллионерше от предприимчивых предков достались огромный нос и нюх на талант, сулящий прибыль. Оказавшись в 1919 году в Париже, Пегги пришла в восторг и от города, и от его богемных обитателей, влюблялась в их творчество, спасала карьеры и даже жизни, а заодно создавала уникальную коллекцию, которой предстояло стать знаменитейшим музеем. В начале Второй мировой, когда жители в спешке покидали город, Гуггенхайм туда примчалась. Обратно в Штаты Пегги отплыла всего за два дня до взятия Парижа нацистами — с гигантским уловом произведений современного искусства. Среди них была подаренная Бранкузи и хранившаяся во французской столице «Птица в пространстве» — один из более чем двадцати авторских вариантов.

Константин тоже покинул Европу накануне войны — крестьянское чутье подсказывало, что грядет катастрофа. Он уехал в Нью-Йорк, который полюбил с 1926 года, впервые увидев его небоскребы с палубы парохода. Сказал тогда, что эти очертания напоминают ему собственную студию в пятнадцатом округе Парижа, только многократно увеличенную.

После войны Бранкузи в основном жил в Америке, но часто наведывался во Францию. В конце жизни он разорвал отношения с Румынией, которую всю жизнь считал родиной и гражданство которой сохранил. Еще в 1938 году Константин преподнес стране скульптурный ансамбль в память о героях Первой мировой. Сегодня это главная достопримечательность города Тыргу-Жиу. Там есть «Стол молчания» — композиция на берегу реки из массивных каменных блоков, располагающая к размышлениям и воспоминаниям, и «Врата поцелуя», под сводами которых венчаются пары в новогоднюю ночь. Еще есть «Аллея героев», в конце которой — одно из самых знаменитых произведений Бранкузи «Колонна без конца». Почти тридцатиметровая башня из семнадцати ромбовидных блоков высится буквально в чистом поле, словно колос, подпирающий небесный свод. Она символизирует путь, по которому души отправляются в иной мир.

Против этого ансамбля в начале пятидесятых восстало коммунистическое правительство Румынии (один из мэров Тыргу-Жиу даже пытался свалить и уничтожить «Колонну без конца», к счастью, безуспешно). Работы Бранкузи, художника, признанного во всем мире, на его родине власти бичевали как «декадентскую развратную пошлость». В ярости ваятель отказался от румынского гражданства и в 1952 году принял французское, а все свои работы, которые предполагал подарить родной стране, завещал Франции с единственным условием — превратить мастерскую в музей. Так и произошло — ателье Бранкузи воссоздали в Центре Помпиду, и там теперь все как при его жизни: инструменты, законченные работы, эскизы, фотографии...

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

Подпишись на канал 7Дней.ru в



Новости партнеров
Написать комментарий

Читайте также

Несбывшаяся кадриль

Несбывшаяся кадриль



Мы в соцсетях
Одноклассники
Facebook
Вконтакте
Анастасия Иванова Анастасия Иванова актриса
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй