Как царь Болгарии Симеон прожил вторую жизнь

Они ужинали в малой гостиной дворца: обшитые дубовыми панелями стены, бронзовые люстры, рыцарские латы по углам…
Алекс Макдермотт
|
23 Августа 2013
После изгнания Симеон II с матерью и сестрой оказались в Александрии, где их приютил египетский король Фарук I, 1946 г.
После изгнания Симеон II с матерью и сестрой оказались в Александрии, где их приютил египетский король Фарук I, 1946 г.
Фото: AP

По крови он не болгарин: его отец из немецкой Саксен-Кобург-Готской династии, мать — дочь итальянского короля Виктора Эммануила III. И при такой матушке юноша — еретик-схизматик, православный — вот ужас-то!

Пепита Муралес была истовой католичкой и терпеть не могла иноверцев — в отличие от Маргариты, которая относилась к религии спокойно. Дочитав записочку, она поступила как воспитанная девушка: изумленно подняла брови, показав, что потрясена новостью, и снова погрузилась в рассказ учителя о своем дальнем родственнике, поэте Хорхе Манрике, четыреста лет назад убитом при штурме крепости — последнее стихотворение нашли под его доспехами. Новый ученик появился через два дня.

Взглянув на него, Маргарита Гомес-Асебо-и-Сехуэла почувствовала, что у нее отчаянно заколотилось сердце и подкосились ноги.

…Услышав от отца «будь счастлива», Калина расцвела:

— Я знала, что вы обрадуетесь!

Маргарита сухо кивнула:

— Рады мы или нет, но что такое страсть, еще помним. Мы с твоим отцом полюбили друг друга сразу и навсегда!

Симеон подумал, что мир держится на заблуждениях, и порадовался тому, что жена никогда не узнает правды. В лицее он долго ее не замечал: в те дни девушки его не волновали — юный Симеон II был озабочен выживанием, и с тех пор он многого добился. Симеон работал топ-менеджером в крупнейших корпорациях, но зачастую это было лишь прикрытием.

В международном финансовом консорциуме Симеон II управлял активами своего доброго знакомого, короля Марокко Хасана II. После смерти Франко, когда Испания и Марокко чуть не сцепились из-за Испанской Сахары, Хасан II тайно встретился с принцем Хуаном Карлосом в мадридском доме Симеона. С будущим королем Испании они сумели договориться, и Сахару поделили без войны.

Но в 1951 году, когда Симеон II появился в Мадриде, у него еще не было дома в лучшем районе города, и превращать связи в деньги и влияние он не умел. Потертый кожаный чемодан, в котором лежали четыре рубашки и два недорогих костюма, серебряный бритвенный прибор, когда-то принадлежавший его отцу, да фамильные золотые часы, вскоре оказавшиеся у ростовщика, — вот и все, с чем он приехал в испанскую столицу.

Жил царь в дешевом пансионе на окраине, денег, которые присылала мать, едва хватало на еду. Симеон не очень хорошо помнил, как коммунисты выгоняли их из Болгарии: в памяти осталось только, что провожавшая его дворцовая обслуга плакала, а мать молчала и во дворце Врана, и на вокзале. К поезду их отвезли в черной машине со шторками на окнах, вокзал оцепили солдаты, до границы в их распоряжении был отдельный вагон — в тамбурах стояла охрана. Их с матерью приютил в Александрии египетский король Фарук I. Там они жили как в сказке из «Тысячи и одной ночи» — во дворце с мраморными полами и отделанными изумрудом бассейнами. Король Фарук собирал скрипки Страдивари, драгоценный фарфор, живопись, статуи и редкие марки, в его гараже стояли пятьдесят дорогих автомобилей, черную икру он ел из больших серебряных тарелок.

Симеон знал, каково приходится потомкам родов, потерявших корону. Жизнь от зарплаты до зарплаты, редкие праздники... 1960 г.
Симеон знал, каково приходится потомкам родов, потерявших корону. Жизнь от зарплаты до зарплаты, редкие праздники... 1960 г.
Фото: AP

Когда Симеон подрос, мать сказала, что Александрия — это тупик, у таких королей, как Фарук, нет будущего. Рано или поздно в Египте произойдет революция, тогда ему припомнят гарем из семидесяти наложниц всех цветов кожи и икру на серебряных тарелках.

Решив, что сын должен получить хорошее европейское образование, королева Йоанна отправила его в Мадрид — там лишившихся трона монархов принимали с распростертыми объятиями. Франко обещал оплатить его образование и назначил ему аудиенцию: сутулый и глуховатый генералиссимус был похож на притворяющегося простачком болгарского крестьянина, скупердяя и хитреца. Каудильо обещал юноше небольшую стипендию, но бумаги зависли в каком-то министерстве, и Симеон оказался без средств.

Он экономил на всем, по вечерам укладывал брюки под матрац, чтобы утром они казались выглаженными, сам чистил ботинки и ходил на рынок за дешевым сыром. Зато его часто приглашали в гости: для мадридской аристократии царский титул значил больше, чем деньги.

Конверт с герцогской короной юный Симеон получил, когда все его приличные рубашки были у прачки. На груди одной из двух оставшихся красовалось большое винное пятно, воротничок второй был сильно потрепан. Но в доме герцога Осуна можно было познакомиться с очень влиятельными людьми, к тому же ему хотелось есть. В итоге рубашку он одолжил у приятеля, а то, что на нем дырявые носки, никто не узнает... Его представили молодой аристократке Гомес-Асебо, и он с трудом узнал в ней девушку-брюнетку из младшего класса.

1 2 3 4 5 6 7
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог