Две жизни Ивана Билибина

Он точно знал: жить надо ради Людмилицы. Все, что он делает, должно служить ей...

А пешие путешествия в норд-ост с корзиночкой продуктов? Это было крайне опасно, он мог простудиться — а у него слабое сердце… Художник мельтешил и говорил лишнее, оправдывался за то, что во время ее болезни пил.

…Да, пил, но с нужным человеком, врачом. И немного…

Потом его письма стали яснее и бодрее. Он снял для Людмилы чудесную комнату в Ассоциации юных христианок, там она будет защищена от всего, что грозит молодой и красивой барышне в чужом городе. У него появилась мастерская, для того чтобы справиться с заказами, ему нужна помощница — «коллаборатриса». Он обещал ей защиту, деньги в долг, жалованье, а взамен не просил ничего.

Все слова уже были сказаны, объяснение состоялось на пароходе: художник предложил барышне Чириковой любовь, она ему — дружбу. Сейчас он охотился за фантомом, пытался удержать то, что, словно солнечный зайчик, ускользало у него из рук. Людмилица была близко, счастье — невозможно. Он хотел переиграть судьбу, мучил самого себя и не догадывался о том, что это растянется на много лет.

Людмила Чирикова была самой обычной девушкой, русской барышней из хорошей, интеллигентной семьи. Высокая и статная, скуластая, с большими глазами, очень немногословная… У нее была своя несчастная любовь, излияния Билибина казались ей обузой, а его 44 года — старостью. Полюбить художника она не могла, но стать его коллаборатрисой Людмила Чирикова согласилась. Домик на улице Антик-хана прибрали, из углов вымели пыль и пауков, помыли полы, расставили мольберты и рабочие столы.

Шурочка Щекатихина-Потоцкая прислала Ивану простое и доброе письмо. А он, хмельной и полубезумный от тоски, ответил ей телеграммой: «Будьте моей женой. Жду ответа» Шурочка Щекатихина-Потоцкая прислала Ивану простое и доброе письмо. А он, хмельной и полубезумный от тоски, ответил ей телеграммой: «Будьте моей женой. Жду ответа» Фото: Ивангородский музей

Так началась египетская эпопея художника Билибина.

В прошлом остались Петербург, учеба у Репина, морозы, блестящий на солнце шпиль Петропавловки, слава — теперь странным кажется то, что еще недавно его узнавали на улицах. Он выдвинулся очень рано, за безупречно точную линию коллеги-художники прозвали его «Иван — железная рука». А публика полюбила Билибина за то, что так, как он, персонажей русских сказок еще не рисовал никто. В его рисунках были безупречное техническое совершенство, модернистские изящество и ирония и глубинное, идущее от земли и семейных корней ощущение русской культуры. Билибин был понятен и аристократу, и мужику, более народного художника в России не было.

Теперь все это не имело значения — над ним сияло африканское солнце, надо было жить и выживать на земле фараонов.

…На арабском базаре поют слепцы, кричат, звонят в колокольчики продавцы напитков и бананов, через толпу пробираются феллахи на мелко семенящих осликах, над толпой проплывают верблюды… Для человека, с молодости влюбленного в русскую старину и русский Север, обилие резких, не похожих на то, чем он жил раньше, впечатлений кажется чрезмерным — Билибин тонет в новых красках, запахах и звуках. И в то же время он чувствует, что это может стать спасением.

За его плечами — долгая успешная жизнь. Юридический факультет Петербургского университета, учеба у Репина, ранняя слава... Он был одним из первых в «Мире искусств», очень много зарабатывал и жил на широкую ногу.

Его любили женщины — а как же иначе, ведь он был знаменит, обаятелен и красив. Работы Билибина покупали миллионеры и придворная знать, а он морщился: «Они дают нам грязные бумажки, мы отдаем им свои детища. И эти люди думают, что делают нам одолжение!..» Затем все рухнуло в черную яму: началась революция, людям стало не до художеств. И вот он оказался на краю света, там, где не знают толка в искусстве, а лед можно найти только в лавке мороженщика. Барышне, которую он любит, нет до него дела. Это тупик, но из него можно выйти так, как в любимых им русских сказках: надо прыгнуть в ледяную воду, потом в крутой кипяток — и ты или сваришься, или станешь другим человеком… Но пока что нужно работать — и художник Билибин, «Иван — железная рука», работает напряженно, как никогда в жизни.

В мастерской творят он, его помощницы Людмила Чирикова и Ольга Сандер, а еще донской есаул, до Каира имевший дело с шашкой, а не с красками.

Есаул многое портит, но Билибин не хочет расставаться с хорошим человеком — на что казак будет жить в Египте? Заказы поступают один за другим, есаул чересчур жирно накладывает золотой фон и от отчаяния нервничает, в ответ на выговоры ворчит: «Ну так побейте меня!» Монахи греческого монастыря недовольны тем, как выполнен заказ, — им хотелось что-нибудь слащавое, в итальянском духе, а Билибин сделал великолепную стилизацию под Византию, которой они не поняли. Святые отцы все же заплатили, но он так расстроился, что запил, арендовал верблюда и несколько дней, хмельной и несчастный, разъезжал на нем по окрестностям Каира.

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

Новости партнеров
Написать комментарий

Читайте также





Новости партнеров


Мы в соцсетях
Одноклассники
Facebook
Вконтакте


Наталья Подольская Наталья Подольская певица
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
+