АО «Издательство СЕМЬ ДНЕЙ» использует cookie для персонализации сервисов и удобства пользователей. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
Хорошо

Софья Володчинская: «Это чудо, которое случилось со мной больше года назад, продолжается до сих пор»

Софью Володчинскую зритель запомнил и полюбил после яркой роли в сериале «Топи».
Елена Редреева
|
07 Января 2025
Софья Володчинская. Фото
Софья Володчинская
Фото: Элен Нелидова/из архива С. Володчинской

Софью Володчинскую зритель запомнил и полюбил после яркой роли в сериале «Топи». Сейчас ее можно увидеть в нашумевшей «Комбинации». Но если вы хотите оценить игру актрисы на сцене, то такой шанс представляется в театре «Арлекиниада», где сегодня Софья предстает в очень любопытной роли...

«Извините, конечно, но с вашей внешностью... Сами понимаете...» — раньше часто слышала я на пробах. Конечно, я все понимала. Еще с детства.

Я росла нескладным и очень несимпатичным ребенком. Когда меня привезли из роддома и развернули одеяльце, папа пришел в ужас. Мало того что я была похожа на лысеющего Адриано Челентано — это папа еще мог как-то принять, все же дети с возрастом меняются, но вот большой нос... Шнобель у него самого был добротный, еврейский. И папа очень боялся, что по наследству мне достанется такой же. До трех месяцев он подходил ко мне с линейкой, делал замеры и грустно вздыхал: «Еще на миллиметр!»

Гигантский нос, гигантские уши, огромные зубы, две жиденькие косички, пластинка на зубах, очки — я, кажется, собрала весь набор гадкого утенка. Была очень некрасивой, особенно на фоне сестры. Когда я родилась, Эмме было полтора года. И уже тогда она была настоящая принцесса: большие глазки, курносый носик, губки бантиком, щечки... Ну просто прелесть, а не девочка — копия мамы. А она — женщина красоты невероятной. Живи мама в Америке, могла бы стать одной из топ-моделей. Папа, когда впервые ее увидел в московском ресторане, был сражен. И даже не посмотрел на то, что в тот вечер она была на свидании с другим. Папа, уже тогда известный музыкант Александр Володчинский, подсел к ним за столик и тут же вытеснил конкурента. Он умел обаять и был чертовски умен.

Свою жизнь папа рассказывал, как тот анекдот про Фимочку и скрипочку, что пошел в народ из минской резервации для евреев (в таком еврейском местечке вырос и он сам).

В Советском Союзе еще долго после войны бытовал антисемитизм. Учиться, где захочется, дети еврейских семей не могли. Путей для них было только два — либо в медицинский, либо в музыкальное училище. Папа рассказывал, что в их дворе из каждого окна слышалось страшное пиликанье — кто скрипку мучил, кто виолончель. Но моя смышленая бабуля рассудила так: играть нужно на таком инструменте, которого ни у кого нет. И отдала папу на контрабас. Каждый день эта хрупкая женщина таскала на себе гигантский инструмент до училища, чтобы сын занимался.

Папа безумно кайфовал от музыки. В шестидесятых в Минске он создал свой джаз-бэнд — в ресторане «Каменный цветок» они играли подпольный советский джаз. У папы всегда была удивительная способность притягивать к себе людей. В том самом ресторане познакомился с Леонидом Каневским. Слово за слово — и вот он уже подбивает папу поехать в Москву: «Ну что тебе здесь делать!»

Так благодаря Каневскому папа оказался в столице. Дядя Леня до сих пор часть нашей семьи. С папой они постоянно попадали в какие-то смешные ситуации. Однажды ехали куда-то на машине и то ли скорость превысили, то ли знак не заметили. В общем, их остановила полиция.

— Алик, я разберусь! — сказал дядя Леня и вышел из машины.

Софья Володчинская с отцом
«Папа учил быть независимой». Софья Володчинская с отцом Александром Володчинским, 2017 год
Фото: из архива С. Володчинской

Он уже был знаменитостью, и его везде узнавали. Как не воспользоваться?

— Это вы?! — восторженно спросил гаишник и стал рассыпаться перед дядей Леней в дифирамбах. Говорил, какой он потрясающий артист, как ему понравились его работы и все такое. А на прощанье пожелал доброго пути, обратившись к дяде Лене по фамилии... другого актера.

В нашей квартире на набережной Тараса Шевченко постоянно собирались творческие тусовки. Одним из самых близких друзей моего папы был режиссер Сергей Соловьев. Очень душевный, вдохновлявший меня человек. С ним было легко, по-простому...

Однажды на папин юбилей кто-то привез самогон, который пьешь как компотик, а потом встать не можешь. Мы с Соловьевым как-то хорошо к нему приложились. И вот всем наливают еще по одной, Сергей Александрович рассказывает историю, как созванивался на днях с одним большим режиссером. И тот, страшно злой, жаловался Соловьеву, как один молодой критик разнес в пух и прах его новое кино.

— Да что они вообще понимают?! Если тебе нет 70 лет, иди... — распылялись гости.

Мы с Соловьевым за эту фразу так зацепились, что потом каждого вновь пришедшего к папе гостя спрашивали:

— Друзья мои, вам есть семьдесят? — начинал Сергей Александрович.

— Тогда идите... — продолжала я.

Часто в гостях у нас бывал Станислав Сергеевич Говорухин, а на нашей кухне с папой играл в преферанс Иосиф Кобзон. Везде были свои люди, но я ни разу не воспользовалась этими связями. Папа учил быть независимой.

Софья Володчинская с сестрами
Софья Володчинская с сестрами Александрой и Эммой, 2018 год
Фото: Полина Набока/из архива С. Володчинской

Жили мы хорошо. В девяностые папа стал совладельцем казино, которое находилось в подвале гостиницы «Националь». Там собирались все — от звезд до жестких бандюганов. Помню, на мой день рождения один из них сунул мне в руки черный пакет. А там — пачки баксов! Папа, конечно, сразу же «подарок» у меня забрал. Так же, как и тысячу долларов, которую я в семь лет выиграла в покер. Не знаю, может, считал, что такие деньги счастья не принесут...

С личным счастьем женщинам в нашем роду — именно по материнской линии — не везло, притом что начиналось все как в сказке. Мой дед, мамин папа, обожал бабушку до потери пульса. Умолял выйти замуж, родить ему ребенка, переехать с ним изо Львова в Москву — такая была любовь. Но как только она на это все согласилась, вдруг охладел, сказал: «На меня можешь не рассчитывать!» Он стал гулять по другим женщинам, а бабушка осталась жить одна в московской коммуналке — деревянном покосившемся бараке с клопами. Комнатка была маленькой — всего 11 метров, а дом неотапливаемым, и маленькой мама часто болела. Бабушка много работала и сама подняла семью. Деда она так и не простила, но и замуж за другого тоже не пошла.

Я у бабушки допрашивала:

— Как так вообще могло случиться, что в один момент? Неужели ты раньше ничего не замечала?

— Ничего. Только мать его залюбливала, говорила, что ее сын самый лучший, самый невероятный, восхитительный мужчина, — вспоминала бабушка.

Моя мама тоже не смогла стать счастливой в браке. После той встречи моих родителей в ресторане они быстро сошлись, несмотря на большую разницу в возрасте. Двадцать семь лет — все же огромная пропасть, которая обязательно даст о себе знать. Но это потом, а пока...

Через несколько месяцев после моего рождения папа снял квартиру в Новогорске, чтобы мы с сестрой жили на природе, не среди городских камней. А сам стал, что называется, «командировочным мужем» — приезжал к нам по выходным. А иногда — мы к нему.

У папы было очень консервативное понимание семьи. Он вырос в такой среде, где жена занималась бытом и детьми, а муж работал. Мама же хотела самореализации — у нее было два образования, переводчика и архитектора, и ни по одному из них она не работала ни дня. А вместо этого — дом и три дочери: Эмма, я и Саша, с которой у нас шесть лет разницы. И каждая — прима!

Свое детство я помню обрывками. В основном по рассказам бабушки. Она говорила, что с самого рождения у меня было всего два режима существования. Я либо проваливалась в свои фантазии и сидела неподвижно, что, естественно, пугало моих родителей: одно время даже думали, что у меня аутизм. Либо была гиперактивной и безумно экстравертной — на детской площадке кидалась ко всем детям, предлагая им свою дружбу.

Леонид Каневский, Александр Володчинский и Юрий Купер
«Слово за слово — и вот Каневский уже подбивает папу поехать в Москву: «Ну что тебе здесь делать!» Леонид Каневский, Александр Володчинский и художник Юрий Купер
Фото: из архива С. Володчинской

Меня пробовали отдать в детский сад — я проходила туда две недели и два дня. Когда приводили, была в заторможенном состоянии, а потом переключался тумблер и я начинала орать, отказывалась заходить в группу, выливала борщ на воспитательницу.

С кружками тоже не клеилось. Есть смешная фотография, где я стою на гимнастике. Все девочки в ряд: нога вверх, руки в стороны — в ласточке красивой замерли. А я стою тоже с запрокинутой ногой и не понимаю, что я делаю не так. Больше на гимнастику не ходила. Пробовали меня отдать на балет. При мне одной девочке преподавательница ногу к уху подняла. Девчонка та стоит, улыбается, а по лицу ее слезы текут. «Больше сюда не приду!» — отрезала я. Мне вообще не нравился любой формат, где говорили, что и как мне нужно делать. Сейчас я, конечно, жалею, что с детства у меня никаких навыков нет. Но сложилось как сложилось.

А наша семья между тем катилась под откос. Из-за нереализованности и той жизни, которую мама совсем другой себе рисовала, она начала сильно пить. С папой у них часто доходило до скандалов, драк и битья посуды. Мне было девять, когда они развелись. Через год, не выдержав, я сбежала жить к папе. А еще через четыре мама перестала для меня существовать.

Я не помню, что она сказала в нашем последнем телефонном разговоре, но именно тогда у меня внутри что-то щелкнуло. Я поняла: она не изменится никогда. У психики есть такой механизм — забывать все травмирующее. С мамой произошло то же самое: я ее забыла. А мои друзья стали думать, что она умерла. Я не переубеждала, для меня это действительно было так.

Она звонила отцу среди ночи, плакала, могла оскорблять — папа все выслушивал и ни разу не положил трубку. Он был единственным, кто продолжал с ней общаться до самой своей смерти.

Мама однажды тоже чуть не умерла. После развода с отцом она переехала в Лондон, где вышла замуж за англичанина — такого же лютого алкоголика. Он пропил все, что у нее было, и в итоге бросил. Спасли ее мои сестры. Младшая, Саша, была еще совсем маленькая и не помнит всех ужасов, которые творила мама. Но связь у них всегда была особая — на ментальном уровне.

«Поехали к маме. Очень нужно», — ни с того ни с сего вдруг начала просить Саша, как только они с Эммой оказались в Лондоне.

Сестра поддалась уговорам. Адрес дома они знали. Но то, что там увидели, шокировало обеих. Мама лежала еле живая и шептала: «Помогите!» Сестры тут же увезли ее в лучший реабилитационный центр, где она прошла программу «12 шагов». Уже два года она не пьет. Только сейчас мы снова начинаем налаживать отношения. Злюсь ли я на нее за все те пропущенные ею годы? Да, пожалуй, нет. Ведь у меня был папа.

С отцом у нас была одна общая особенность — вырубаться, как только становилось хоть немного скучно. Сложив головы друг на друга, мы сладко спали на великих операх в разных странах мира, на балетах, в театрах... Но боже, так это мешало в личной жизни! Одно время я встречалась с парнем, который был жутко умным. И вот он начинает что-то рассказывать, а у меня глаза закрываются. Это было ужасно, я прямо била по мужскому достоинству. Но разве с природой совладать?

Софья Володчинская с Никитой Власовым
«Петь дифирамбы Власову я могу бесконечно. Это режиссер-энергия, режиссер-счастье». С Никитой Власовым на премьере сериала «Комбинация», 2024 год
Фото: Ксения Угольникова/из архива С. Володчинской
Софья Володчинская
Софья Володчинская на съемках сериала «Комбинация», 2023 год
Фото: из архива С. Володчинской

Лет до тринадцати я не знала, кем хочу быть, чем хочу заниматься. А потом познакомилась с Арсением Сагальчиком. Он был известным театральным режиссером и троюродным братом моего папы. Безумно интеллигентный, Сагальчик был просто какой-то экзотический птицей среди всех белорусских евреев. Поэтому при первой же возможности он уехал из Минска и стал заниматься театром.

К моменту нашего знакомства уже плохо двигался. Виной тому совершенно удивительная история, как в «Мастере и Маргарите», когда Берлиоз говорит Воланду: «Сегодняшний вечер мне известен более или менее точно. Само собой разумеется, что, если на Бронной мне свалится на голову кирпич...» А тот ему отвечает: «Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится».

Так вот, именно там, на Бронной, дяде на голову кирпич и упал. Он провел пару месяцев в коме, а когда из нее вышел, оказался парализованным — половина тела у него не работала, причем по вертикали. Но правду говорят: одно уходит, другое приходит. У дяди открылся дар видеть настоящий талант. К нему началось целое паломничество: вся московская и питерская театральная и киноинтеллигенция ходила с ним просто поговорить. Ему приносили спектакли, фильмы — он помог очень многим, познакомил Солоницына с Тарковским...

А папа, когда начал коллекционировать искусство, приходил к брату с картинами. Один раз принес Айвазовского. Арсений посмотрел и вынес приговор.

«Фальшак!»

Папа начал возмущаться, мол, как так, несколько экспертиз подтвердили подлинность — краски, подпись, рука, штрих...

«Говорю тебе, фальшак! Жизни нет в картине!» — настаивал дядя.

И действительно, спустя несколько месяцев выяснилось, что папе продали подделку.

Для меня дядя стал первым учителем и проводником — разговаривая с ним часами, я вдруг влюбилась в театр.

Анастасия Крылова, Тихон Жизневский, Софья Володчинская и Иван Янковский
«На съемках «Топей» Владимир Владимирович Мирзоев манипулятивными методами вытаскивал из меня актрису». Анастасия Крылова, Тихон Жизневский, Софья Володчинская и Иван Янковский на съемках сериала «Топи», 2021 год
Фото: kinopoisk.ru

Сначала ходила на спектакли как зритель. А потом мы с подружкой попали на «Короля Лира» режиссера Юрия Бутусова. Он шел в «Сатириконе». После почти четырехчасового представления у меня случилось озарение: «Я должна стать актрисой». Но для этого нужно было начать хоть что-то делать...

На прослушивание в «Класс-центр» Сергея Зиновьевича Казарновского я влетела как в последний вагон — мне было уже 16 лет. И меня не просто взяли, а сразу же дали главную роль: в спектакле «Сон в летнюю ночь» я играла Елену. Ребята, которые обучались там актерскому мастерству, конечно, этого не поняли. Они-то все учились уже 11 лет, а тут я со своими залипонами. Я раздражала всех. У меня еще тогда был безумно эпатажный период. Пышный начес, черные стрелки, леопардовое пальто, я говорила громко и шутила пошло, дерзко. Между собой ребята обсуждали мою фриковатую внешность, а их родители на школьных собраниях — мое исключение. Они считали, что я развращаю их детей.

Несмотря на два года буллинга, у меня остались бесконечно прекрасные воспоминая о наших спектаклях. За это огромное спасибо Андрею Задубровскому, моему первому учителю актерского мастерства.

На вступительном в ГИТИСе меня попросили прочитать какой-то отрывок голосом волка из «Ну, погоди!». А я как читала, так и продолжаю читать. Голомазов кричал: «Ты актриса или кочерга? Ты хоть что-то можешь сыграть?! — и в конце сдался. — Ладно, иди на следующий тур...

Сергей Анатольевич видел, что во мне что-то есть, но не знал, как к этому пробиться.

Батя ходил со мной на все туры, переживал страшно. Он поддерживал меня во всем, что я делаю, и всегда с интересом слушал все мои задумки. Как только у меня появлялась какая-то идея, я бежала к папе, чтобы ей поделиться. Творчество и искусство были нашими главными точками соприкосновения, потому что на какие-то личные темы — с кем тусуешься, кто тебе нравится, кто тебя обманул и бросил — с папой было сложно общаться из-за большой разницы в возрасте.

Помню, у нас был коллоквиум — финальный этап перед зачислением. Всех нас, человек шестьдесят, из которых половину должны были исключить, загнали на территорию ГИТИСа и по очереди стали вызывать на личный разговор. Уйти страшно было даже в туалет — фамилию могли выкрикнуть в любой момент. Время тянулось невыносимо долго. Шел уже шестой час — мы все умирали без еды. И тут подъезжает огромная машина, из нее выходит папа и начинает из багажника доставать и передавать к нам на территорию пакеты с едой. Пирожки, вафельные трубочки, какие-то сэндвичи — накормил всех. А когда в итоге увидел меня в списке зачисленных, был рад, кажется, больше меня самой.

Три года театрального я валандалась где-то в хвосте. Каждый раз, когда нужно было выходить на сцену, меня накрывало паническим страхом: я боялась осуждения, боялась получить выговор или замечание. И все это продолжалось до тех пор, пока с режиссерского факультета к нам не свалился на голову Даня Осокин. Мастерская Голомазова — это бегущая по левой щеке слеза, это текст на жилах — все это через боль, но с юмором и со вкусом. А он с нами ставит «Доходное место» — совершенно фанфаронский спектакль, где все мы — покореженные персонажи в безумных образах. И тут оказывается, что все это время мне просто нужно было найти свой жанр. У меня начинается резкий взлет.

«А Володчинская-то, оказывается, талантливая актриса», — наконец говорит Голомазов.

Софья Володчинская
Для экзамена взялась делать «Калигулу» Камю. Тогда я еще не знала, что Бутусов его тоже ставил и у него был свой взгляд на пьесу
Фото: Дмитрий Чинков

Курс у нас был очень талантливый — Никита Кологривый, Полина Ауг, Авелина Квасова, Артем Губин. Я до сих пор со многими общаюсь. С Никитой в прошлом году вместе снимались в «Комбинации». То, как меня утверждали на роль барабанщицы Нюры Ковалевой, — отдельная история.

Мне несколько раз отправляли объявление о кастинге: «Соня, тебе обязательно надо попасть на эти пробы! Ты с Нюрой — одно лицо!»

Одно за другое — до кастинга я так и не дошла. Прошел месяц, уже объявили начало съемок. А меня как будто эта история не отпускает. Думаю, была не была — запишу сцену для проб и режиссеру Никите Власову отправлю, пусть знает, что есть такая актриса Володчинская. Мало ли.

С утра я отослала видео, а минут через пять мне перезвонили: «Срочно приезжай на «Мосфильм»!»

Через десять минут я была уже там.

Иду вот по этому длинному мосфильмовскому коридору и слышу — вдалеке музыка орет. Сразу понимаю: мне туда. Открываю дверь в кабинет и начинаю плясать: «Бухгалтер, милый мой бухгалтер...» Власов смеется. А я начинаю наконец осматриваться. Обстановочка в кабинете устрашающая — все стены увешаны фотографиями. Совсем как в фильмах, где ведется расследование какого-нибудь серийного убийства.

Власов показывал пробы, разные архивные видео с «Комбинацией» — его увлеченность проектом заражала. Мы проговорили, наверное, часа два. А потом он позвонил художнику по костюмам: «Зайди мерки снять. У нас новая актриса на Нюру».

Вот так я случайно узнала, что утверждена.

Петь дифирамбы Власову я могу бесконечно. Это режиссер-энергия, режиссер-счастье. На съемочной площадке нам давали абсолютную свободу: все, что я делаю в фильме, — чистая импровизация.

Софья Володчинская. Фото
Софья Володчинская
Фото: Элен Нелидова/из архива С. Володчинской

Часто говорят про конкуренцию в актерской среде. Лично я считаю, что это история абсолютно вымышленная. И существует она только для того, чтобы усилить жажду достижений. Не знаю, может, у меня подруги-актрисы какое-то особенные, но грызни между нами никогда не было. Например, с Полей Ауг нас всегда распределяли на одну роль. По идее, это ситуация, когда вы должны друг друга ненавидеть. А мы, напротив, вместе готовимся: что-то она добавит, что-то я придумаю. На самом деле твоя роль всегда будет твоей. И неважно, каким ты был на кастинге — лучше или хуже всех.

Моя первая кинороль случилась еще во время учебы. В сериале «Преступление» я играла блогера. Не сказать, что у меня там был какой-то глубокий персонаж или большие инсайты. Разве что все это напомнило еще один эпизод из моего детства.

Лет в четырнадцать я случайно оказалась в тусовке первых русских блогеров. Моя подружка была фанаткой Ромы Желудя и все искала лазейки, как бы с ним познакомиться. Все, кто попадал в его окружение, моментально обретали популярность. И вот кто-то из этих ребят решил организовать фотосессию с Ромой. За деньги, разумеется. Моя подружка умоляла меня пойти с ней. Я пошла и быстро задружилась со всей тусовкой — этим же вечером все были у нас в гостях.

Это время я вспоминаю немножко с ужасом. В первый раз открывала для себя эту подростковую дичь... В компании Желудя невозможно было спокойно гулять, мы все время бежали — либо от фанаток, которые мечтали с Ромой сфотографироваться, либо от ребят, которые хотели всех нас побить. В моем сознании начало закрепляться убеждение: популярность равно опасность.

Эта ситуация потом продолжится после съемок сериала «Топи».

На роль чеченки Эли, которая столкнулась с насилием, пробовалось много крутых актрис. Я же на пробы приехала не в лучшем состоянии, накануне мы что-то отмечали с моей подружкой Стасей Венковой. А в одиннадцать уже встаю в кадр — надо было произнести душераздирающий монолог про мужчин, среди которых она росла. И тут меня как прорвало!

В спектакле Губернского театра я как-то играла сумасшедшую. И вот тогда у меня самой начались проблемы — были сильнейшие срывы и одна безумная любовь. Меня сначала возвели на Олимп, а потом сбросили в пропасть. «Ты мне отвратительна!» — говорил он.

Я чувствовала себя виноватой во всем. И молила дать мне еще один шанс, чтобы быть вместе. Врала подругам, что у меня все хорошо. А они обо всем догадывались и ждали, пока я сама хоть чуть-чуть высуну голову из своей ракушки, чтобы подхватить и унести из этих отношений. Мой личный ад, длившийся год, закончился сильнейшим нервным срывом.

На съемках «Топей» Владимир Владимирович Мирзоев манипулятивными методами вытаскивал из меня актрису. В какой-то момент он понял, что лучше всего я получаюсь в кадре, если меня разозлить.

Софья Володчинская
В августе Марат мне сделал предложение. Мы с «Арлекиниадой» были на Бали — я играла в спектакле «Закрой глаза и смотри»
Фото: Ксения Угольникова
Софья Володчинская с женихом
«Это была любовь с первого взгляда — от его глаз я просто не могла оторваться. У меня наконец появился мужчина, который сильнее и мудрее меня». Софья Володчинская с женихом Маратом, 2024 год
Фото: из архива С. Володчинской

В одной из сцен я сижу в клетке, а Обожженный приносит мне еду и рассказывает, как на войне он детей убивал.

«Мразь! Твоя война тебя везде найдет!» — должна была крикнуть я ему по тексту.

Перед съемками прихожу к режиссеру — у нас всегда были долгие репетиции перед выходом в кадр.

— Владимир Владимирович, ей-богу, не знаю, что здесь играть, — признаюсь я.

— Я тоже, — безучастно говорит Мирзоев и поворачивается к команде. — Снимаем!

Я сижу в кадре, у меня слезы текут от обиды и внутри все закипает. Со злости швыряю тарелку, случайно попадаю в артиста и начинаю рыдать.

— Стоп! Снято! — командует Мирзоев.

Я еле сдерживаюсь. Кричу:

— Да как так можно?!

Софья Володчинская и Вадим Демчог
«После показа все бросились меня обнимать — такого кастинга у меня никогда в жизни не было. Решение о моем месте в театре было принято единогласно». Софья Володчинская и Вадим Демчог, 2024 год
Фото: из архива С. Володчинской

Только потом поняла, что так он доставал из меня действенную энергию, которой пока не было в моем актерском инструментарии.

У меня до сих пор нет этого фильтра, который позволяет не тащить все произошедшее на съемочной площадке в свою жизнь. Я все равно заигрываюсь. Поэтому приходила после съемок в «Топях» и рыдала. После того как весь день тебя в кадре бьют, пытаются изнасиловать, вешают, невозможно весело болтать на обеде. Каждая роль поднимает какой-то внутренний пласт жизненной боли, которую тебе нужно прожить.

Но в целом на «Топях» было очень тепло и дружно. С Ваней Янковским и Тихоном Жизневским мы ходили по ресторанам. А параллельно я клеила макет сцен с декорациями — для поступления на режиссерское к Бутусову.

На поступлении вместо шести туров Бутусов устроил нам тринадцать! Я так благодарна продюсерам «Топей», что переставляли мои съемочные дни! Пару месяцев моталась из Минска в Москву и обратно, почти не спала. Но у меня перло творчество.

Для экзамена взялась делать «Калигулу» Камю. Тогда я еще не знала, что Бутусов его тоже ставил и у него был свой взгляд на пьесу. Спорили мы с ним много и жарко — я отстаивала свою позицию, не прогибалась. Мне кажется, только за это и взял.

С большой радостью ворвалась в учебу. Я была дерзко настроена — первый семестр проучилась достаточно удачно. А потом у меня начинается самый тяжелый период в моей жизни. 21 января, за неделю до премьеры «Топей», умирает папа — из-за ковида сердце не выдержало. Ему было всего 75 лет — еще жить бы да жить.

После этой ночи жизнь моя резко переменилась. Поскольку мои сестры живут не в России, все семейные дела упали на меня. Нотариусы, оценщики, замерщики, документы на картины, недвижимость — разбираться в этом я еле успевала. А ведь еще была режиссура. Учились мы просто в страшном режиме — начинали в половине десятого утра, а заканчивали после одиннадцати вечера. И так каждый день, без выходных.

Эти полгода были сплошным безумием, которое венчалось еще одной трагедией: в июне мою собаку во время прогулки сбивает машина. А я... тащусь на экзамен по танцу. Следы текут по лицу, я делаю гранд батман и злюсь на себя, что танцую неправильно. Преподаватели, которые были не в курсе этой истории, снимают мне оценку на балл.

Помню, выхожу из зала и думаю: «А зачем я вообще это сделала? Ради чего?» Я все время слышу эти истории, когда у какой-нибудь актрисы умирает мама, но она выходит играть спектакль. Это преподносится как долг искусству. А на деле — это история, как наплевать на себя. Зрители переживут, если сегодня вечером они не посмотрят твой спектакль. И мир не остановится.

Софья Володчинская с Вадимом Демчогом и сестрой
Софья Володчинская с Вадимом Демчогом и сестрой Эммой в Индии, 2024 год
Фото: из архива С. Володчинской

Ситуация с экзаменом стала тем фактором, который добил меня окончательно. Весь второй год учебы в институте я просто не понимала, что делаю, о чем хочу говорить. После первого семестра Юрий Николаевич подошел ко мне и сказал: «Сонь, стоит задуматься, нужно ли тебе все это вообще. Ты абсолютно не получаешь удовольствия от того, что делаешь».

Меня отчислили.

Полгода я просто пролежала и вообще ничего не делала. Меня начало воротить от театра и от актерской профессии — внутри была пустота. К жизни меня вернуло случайно попавшееся объявление — в театре Вадима Демчога кастинг.

С его «Арлекиниадой» я познакомилась еще до поступления к Бутусову. Сокурсница, с которой мы репетировали тогда спектакль, посоветовала. Я еще тогда удивилась: «Название какое чудное». Я попала на «Козью Морду» и поняла, что такого в жизни своей не видела. Драматургия — просто фантастика. Тебя просто кидают от сказки к безумию и в космос, при этом ты сам бренчишь какой-то шуршалкой — полутрансовое экстатическое состояние, из которого выходишь обновленным. Я в это все влюбилась тут же.

Начала звонить в театр: «А вам актрисы не нужны?» Им были не нужны.

И вот спустя почти два года у них кастинг — буквально три дня осталось до конца. А я в Таиланде — резко сорвалась с места и просто уехала на три месяца путешествовать.

Задание было сложным — монолог текстом и монолог танцем. Я тут же звоню знакомому оператору. Тащу его на какой-то маленький, замусоренный пляж — там мы снимаем пластический этюд. Я отправляю его, а в ответ — тишина. Мне не пишут. А потом у них в соцсетях увидела, что в театре актеров уже и на открытый кастинг приглашали. Обиделась тогда жутко: «Ну и пошли вы! Сами потеряли свое счастье!»

Отошла я лишь спустя несколько месяцев. Подумала: мне же нравится, что делает Демчог, пойду к нему в «Школу игры». Раз они не зовут меня к себе, сама получу от них все, что мне надо, и двинусь с этим дальше. Ближайший тренинг-путешествие был в Папуа — Новой Гвинее. Туда я прилетаю с пятью пересадками. А сама думаю, как же тупо сейчас буду выглядеть: они мне дверь не открыли, а я — в окно. В общем, решила: если пронесет и меня не узнают, признаваться, что я актриса, не буду.

Путешествующих было человек пятнадцать. Нас посадили в круг и стали спрашивать, чего мы ждем от тренинга.

Софья Володчинская
Я играю мать, которая, помимо матери Гамлета, является еще и системой. А любая система подразумевает слом внутри человека
Фото: пресс-служба театра «Арлекиниада»

«Просто так в Новую Гвинею никто не едет», — заметил Демчог.

Сначала все рассказывали что-то веселое, потом — важное, постепенно круг начал скатываться в какую-то безумную драму. Когда очередь дошла до меня, я расплакалась — все мое состояние и события последнего года выплеснулись цунами. Вадим смотрел на меня пристально, а потом сказал: «Я тебя где-то видел. Ты же прямо своя!»

«Ну да, так и есть», — говорю про себя, но всем видом показываю обратное, мол, ошиблись.

Потом у нас был большой поход в горы. Мы весело болтаем, постоянно шутим — такое сердечное подключение было к каждому. В конце концов я решила во всем сознаться.

«Я почувствовал это с самого первого дня путешествия», — рассмеялся Демчог.

В разговорах с ним я часто ловила себя на мысли, что снова общаюсь с дядей — они как будто были про одно. Только у Сагальчика был западный подход, а у Демчога — восточный. Мы совпали на сто процентов. За эту неделю я получила столько вдохновения, что в Москву вернулась с огромной решимостью творить. Но что?

Как-то осталась ночевать у подружки. Мы сидим с ней, завтракаем, и тут приходит голосовое сообщение от Вадима. На семь минут!

«Ты даже не осознаешь степень своего дара, — говорит он. — И я хочу дать твоему дару дом, чтобы он мог раскрыться. Я очень хочу, чтобы ты пришла к нам...»

В слезах я смотрю на подружку, она тоже рыдает: «Я столько лет ждала, чтобы наконец тебе сказали такие слова!»

Софья Володчинская
«#КтоГамлет» — это переосмысленная версия классической пьесы, в которой сознание главного героя разделено на мужскую и женскую половины». Софья Володчинская, Михаил Морозов, Алина Гвасалия в спектакле «#КтоГамлет», театр «Арлекиниада», 2024 год
Фото: пресс-служба театра «Арлекиниада»

Чтобы испытать мою решимость, Демчог попросил сделать монолог для спектакля «Закрой глаза и смотри». Я переписала его полностью. Это был первый раз, когда играла свои собственные слова, мои личные темы, мою боль.

После показа все бросились меня обнимать — такого кастинга у меня никогда в жизни не было. Решение о моем месте в театре было принято единогласно.

«Добро пожаловать домой!» — сказал Вадим.

Это чудо, которое случилось со мной больше года назад, продолжается до сих пор. Демчог сумел создать пространство, в котором все работает по другим законам. В «Арлекиниаде» нет звезд и битв за роли. Здесь нет конфликтов и доносов, как во многих крупных театрах. И одна из главных причин этого — гениальная система, придуманная Вадимом. Помимо того что артист играет какую-то роль в театре, он еще несет определенную ответственность за театр. Это называется «держать пятно». Мне сначала доверили пятно спектакля «#КтоГамлет» — это переосмысленная версия классической пьесы, в которой сознание главного героя разделено на мужскую и женскую половины. А потом неожиданно предложили исполнить в нем одну из главных ролей. До меня ее играли исключительно мужчины. Нужно было роль полностью переделать под себя.

Помню, писать текст мы с Вадимом и ребятами начали во время ночного переезда по Индии. У нас были совершенно безумные водители — они гнали на огромном автобусе по ухабам, мы постоянно подскакивали и обо что-то ударялись. Сестра, которая была с нами в путешествии, разбила себе лоб, мой друг — подбородок, а у меня была здоровенная шишка на макушке.

Эта роль, конечно, для меня стала погружением в мою собственную тему, с которой мне необходимо было встретиться. Я играю мать, которая в спектакле, помимо матери Гамлета, является еще и системой. А любая система подразумевает слом внутри человека — ей не нужен целостный персонаж, нужен винтик в механизме. И как можно ее внутри себя победить? Ответ один: если ты идешь туда с любовью, а не с протестом, —только тогда это можно преодолеть. И это, как мне кажется, главный спич спектакля «#КтоГамлет».

Постановку Вадим называет своей Моной Лизой. А я — поиском этой самой любви. В процессе репетиций у меня были очень тяжелые эмоционально-психологические состояния. Но я очень рада тому, во что все это вывалилось. Наш «Гамлет» пока только набирает обороты, формируется, выстраивается. Но уже сейчас понятно, что это очень крутая работа.

Любовь я нашла не только на сцене, но и в жизни. С Маратом мы познакомились на самом жестком тренинге Демчога, который назывался «Темная сторона игры». Он был посвящен тому, что мы привыкли скрывать. У меня в тени была агрессия. С детства учили: не бегай, не кричи, будь хорошей — ты же девочка! Что не нравится — терпи. Любая попытка отстоять свою справедливость оборачивалась наказанием. Маленькой девочкой стоя в углу, я копила злость, да там ее и ставила. А уже во взрослом возрасте выяснилось, что не умею даже сказать простого «вы меня бесите».

На том тренинге мы с Маратом орали друг на друга и вместе рыдали — все в соплях и слюнях. Это была любовь с первого взгляда — от его глаз я просто не могла оторваться. У меня наконец появился мужчина, который сильнее и мудрее меня, но при этом не старается воспитывать.

Софья Володчинская
Ради меня Марат переехал в Россию, собирается заняться здесь продюсированием и открыть свое кабаре. Совсем как мой папа!
Фото: пресс-служба театра «Арлекиниада»

У Марата и своя история достаточно тяжелая. Он 18 лет прожил в латышском детском доме и сделал все, чтобы добиться лучшей жизни: переехал в Дубай и там за миллиарды продавал дома и квартиры. Я им бесконечно восхищаюсь. И понимаю, что это тот самый человек, которому хочу родить детей.

В августе Марат мне сделал предложение. Мы с «Арлекиниадой» были на Бали — я играла в спектакле «Закрой глаза и смотри», а Марат поехал со мной. И вот однажды вечером он пригласил Вадима и всех наших актеров к нам в гости. Сказал, что хочет сделать всем нам небольшие презенты. А я человек наивный, ну подарочки — значит подарочки. Во время ужина он поднимает бокал за меня, говорит обо мне что-то хорошее, а сам на ладонь поглядывает. От волнения он боялся забыть все слова, поэтому выписал из на руке.

«Как приятно», — думаю. И тут он встает на колено.

Теперь я понимаю, почему в такие моменты нормальные девушки рот всегда прикрывают, — чтобы на снимках нормально получиться. Я же на снимках похожа на ти-рекса.

Ради меня Марат переехал в Россию, собирается заняться здесь продюсированием и открыть свое кабаре. Совсем как мой папа! Отец ведь тоже занимался русской эстрадой. Мне безумно жалко, что я не могу их познакомить. Уверена, папа одобрил бы мой выбор на сто процентов.

Как приготовить дольки из тыквы в духовке
Запеченные тыквенные дольки могут отлично дополнить основное блюдо, а также стать прекрасной закуской.

Звезды в тренде

Никита Пресняков
актер, певец, режиссер
Полина Диброва
фотомодель
Ханде Эрчел (Hande Erchel)
актриса, модель
Филипп Киркоров
певец, музыкальный продюсер
Татьяна Буланова
актриса, певица

Не пропустите ни одного важного события!

Подписывайтесь на наши уведомления