Анна Ковальчук: «Убедилась, что для меня настоящий новогодний праздник возможен только дома»

«Да, уже не одно поколение выросло вместе с «Тайнами следствия», с детства слыша мой голос».
Инна Фомина
|
06 Января 2025
Анна Ковальчук. Фото
Анна Ковальчук
Фото: телеканал «Россия»

«Да, уже не одно поколение выросло вместе с «Тайнами следствия», с детства слыша мой голос. Только раньше мне говорили: «Анна, мы сериал смотрим, вашу Марию Сергеевну очень любим» Потом: «Моя мама всегда смотрит «Тайны следствия», а вас просто обожает!» А сейчас иногда слышу и такое: «Моя бабушка вас обожает, не пропустила ни одной серии про Швецову». Хотя в последнее время очень много молодежи подходит и благодарит за сериал «Мастер и Маргарита».

— Анна, мы беседуем с вами незадолго до Нового года. Показ в декабре на телеканале «Россия» нового сезона сериала «Тайны следствия», в котором вы играете главную роль, становится такой же приметой новогоднего праздника, как наряженные елки и салат оливье. Когда читали сценарий первого сезона, думали, что он так выстрелит?

— Нет, конечно. Хотя когда мне позвонила легендарная кастинг-директор Инна Лазаревна Шлионская сообщить, что меня утвердили, она сказала: «Ну, скоро ты проснешься богатой и знаменитой!» Просто я стараюсь не строить планов на будущее, чтобы не смешить Бога. А тогда просто пришла на очередную кинопробу. Инна Лазаревна до этого увидела меня в спектакле в Театре имени Ленсовета и стала приглашать на кастинги. Тогда фильмов снималось мало, а хороших тем более. Поэтому я была рада любому предложению в кино. Когда же читала сценарий «Тайн», думала: женщина-милиционер, женщина-следователь — разве это будет интересно зрителю?! И до сих пор, снимаясь в очередном сезоне, удивляюсь, что жизнь моей героини на экране вновь продолжается, что найдены новые повороты сюжета.

— Вы начали сниматься в этом сериале, когда вам был 21 год. Но героине по сюжету около тридцати...

— К тому моменту я окончила Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (поступила в 16 лет) и уже работала в Театре имени Ленсовета. И в первых сериях я сама на экране вижу молоденькую девчонку. Но, видимо, режиссер, продюсеры воспринимали мою внешность иначе, для них я выглядела постарше. А чтобы ни у кого не возникало вопросов, почему такая малявка изображает из себя опытного следака, меня на экране сделали немного повесомее — с помощью прически «волосок к волоску» и строгой, деловой одежды. Кстати, педагоги в институте говорили нам, студентам, что на просмотрах про возраст можно и слукавить.

— Что вы имеете в виду?

— Прибавить или убавить себе годы, если этого требует ситуация. Своих студентов тоже учу тому, что ради роли в этом вопросе можно схитрить. Иногда мне звонят кастинг-директора и спрашивают, нет ли среди моих учеников ребят с такими-то внешними данными. Недавно искали актера ростом 175 сантиметров. А у меня учится парень, у которого рост 186. Я ему говорю: «Обязательно сходи на пробы». — «Так я же выше, чем им надо». — «Ничего страшного, как-то вывернешься. Если ты им подойдешь по другим параметрам, то рост — это не главное». Просто свой шанс сняться в хорошей истории упускать нельзя.

— Насколько строго в «Тайнах следствия» прописан сценарий, есть ли там место для актерской импровизации?

— Сериал снимается 24 года, сменилось много сценаристов. Кто-то глубоко вникал в историю, в отношения между персонажами, кто-то не очень. Однажды открываю текст нового сезона, а там Курочкин вдруг начинает панибратски «тыкать» Швецовой: «Маш, ты давай, иди сюда». Сценарист не обратил внимания, что этот герой общается с Марией Сергеевной на «вы». В таких ситуациях мы, актеры, просто берем и переделываем текст. И хорошо, что нам идут навстречу.

Алексей Комашко, Анна Ковальчук, Игорь Николаев и Александр Новиков
Алексей Комашко, Анна Ковальчук, Игорь Николаев и Александр Новиков на съемках сериала «Тайны следствия 24», 2024 год
Фото: телеканал «Россия»

Мне кажется, что самые интересные серии получались, именно когда актеры имели возможность творить. Порой бывают сухо написанные сцены. Когда продюсеры нам доверялись, мы с ребятами — Сашкой Новиковым, Игорем Николаевым, — взяв текст за основу, нашпиговывали сцену шутками. Особенно хорошо это умеет делать Александр. Такое творчество нас с ребятами всегда сильно сплачивает.

— В чем все-таки главный секрет такой невероятно долгой жизни сериала?

— Их несколько. Тут и терпение артистов, которые работают в сериале все эти годы (нас, кстати, немного — я, Андрей Шарков, Саша Новиков, Игорь Николаев, Вячеслав Захаров), и строжайшая дисциплина. За все эти годы не было никаких опозданий, сорванной работы. Только один раз, когда заболела ковидом и попала в больницу, пришлось на несколько дней перенести съемки. Впрочем, тогда слегла не только я, а человек двадцать из съемочной группы. Но самое главное все-таки то, что мы в эту историю, в сценарий вкладываем душу. Когда ты сам что-то придумываешь, когда твой персонаж говорит от тебя, становишься сотворцом. И это очень ценно. Поэтому обожаю режиссеров и продюсеров, которые доверяют актеру. Это окрыляет артиста, он парит в кадре, становится невероятным и блистательным. Мои любимые моменты съемок!

— А как за четверть века изменились условия съемок?

— Кардинально, это небо и земля... До «Тайн следствия» я снялась в своем первом фильме — «Любовь зла...». Все было чудесно: режиссер Владимир Зайкин, партнер — Виктор Сухоруков, очень красивые павильоны на «Мосфильме». А в «Тайнах следствия» первые, пилотные серии снимались нон-стоп: мы работали практически без выходных в течение месяца, иногда по 16 часов. Поэтому в перерывах, после команды «Стоп! Снято!», я чувствовала себя полностью обессиленной. И при малейшей возможности — например, когда переставляли свет, — где стояли, там и засыпали!

А как я мерзла! Съемки шли зимой, много сцен было на натуре. Сейчас выпускаются всевозможные стельки, вставляешь их в обувь — и в самый мороз ощущаешь себя белым человеком. А тогда мне выдали тонкие сапожки, по-моему, из дерматина, легкое пальтишко и фетровую шляпу, которая грела только макушку. До сих пор помню первый съемочный день в роли Швецовой: минус 30, а мы снимаем на кладбище, где нет возможности согреться. Я чуть не окочурилась.

И дальше, как назло, мы очень много снимали «на свежем воздухе»: под мостами, где холодный ветер пробирал до костей, в промерзших питерских подвалах. А погреться в перерывах было негде. Тогда меня привозили на съемочную площадку на стареньких «жигулях» — «копейке». Если в течение рабочего дня водитель оставался на площадке, я могла в перерывах съемок посидеть в машине, и то надо было со слезами на глазах отпрашиваться у режиссера.

Но тем не менее это время вспоминаю как очень счастливое. Ведь рядом со мной находились мои дорогие партнеры, благодаря которым и пережила сложные моменты. Поэтому в кино так важна команда. И порой первое, что уточняю про предлагаемый проект, — кто утвержден в эту картину. Да, самое прекрасное и самое трудное в жизни — это общение.

— Вашей героине не раз приходилось бывать в таком страшном месте, как морг...

Анна Ковальчук. Фото
Анна Ковальчук на съемках сериала «Тайны следствия», 2019 год
Фото: из архива А. Ковальчук

— Тогда снимали в настоящих моргах. Делали свое дело, и тут же работники этого заведения выполняли свои непростые обязанности. Трудились бок о бок, потому что материала нам надо было отснять много, ждать некогда. Так что в кадр не раз попадали реальные картины.

И фото с мест преступлений с изуродованными телами, обожженными, с жуткими ножевыми и пулевыми ранениями, были настоящие, из реальных уголовных дел. Я должна была держать их в руках и внимательно рассматривать. А мне чуть больше двадцати! Добиваясь правдивого существования актеров в кадре, режиссер не давал нам расслабляться. Помню, стою со стаканом кипятка в руках — замерзла. А режиссер просит: «Аня, убери, потом согреешься, когда снимем...»

— Наверное, все это и помогло сериалу быть максимально правдивым...

— Возможно! А еще под конец съемок первого сезона узнала, что беременна. Постоянно хотела спать, а тут выезд то в морг, то в тюрьму, то на кладбище...

Наверное, первые сезоны «Тайн» были проверкой на мое отношение к кинематографу: выдержать такой режим можно было только по большой любви! И наверное, дело еще в возрасте. Например, мои нынешние юные коллеги легко снимаются по ночам, а я не люблю. Одно дело — по ночам вставать к маленькому ребенку, мне это совсем несложно, а вот работать не готова. Женщина, как цветочек, должна ложиться спать на закате, а просыпаться на рассвете, раскрываться, как бутончик, с первыми лучами солнца...

— Вы сказали, что почти за четверть века условия работы на площадке кардинально изменились. А что конкретно?

— Да все! В первых сезонах мы обедали на корточках — в буквальном смысле. Не было специальных мест, мебели для того, чтобы люди поели. У меня сохранилась фотография, где я держу тарелку, присев у какого-то дома, — просто опираюсь на стену и ем. Кинокорм самый простой, вода — из-под крана. Но мы от этого совершенно не страдали. Просто тогда такой был уровень у нашей киноиндустрии. Представляете, на съемочной площадке не было туалетов. При необходимости я спрашивала: «А куда мне пойти?» — «Ну иди вон туда, там дворы».

А теперь я прихожу на съемки, а меня уже ждет моя любимая капучинка на миндальке. Меня тут же спрашивают: «Что вы хотите на завтрак: кашку, омлет или запеканочку?»

Актерские гримвагены тоже изменились — они теперь волшебные. В них есть полутораспальная кровать, душ, холодильник, кондиционер — лучше, чем дома! И в жутких моргах теперь не снимаем. У нас прекрасные павильоны, в которых можно творить!

Анна Ковальчук. Фото
Мария Сергеевна просто шла в ногу с нашими российскими женщинами. Не бежала за капризами моды, а улавливала тенденции
Фото: телеканал «Россия»
Анна Ковальчук. Фото
Анна Ковальчук в сериале «Тайны следствия 24», 2024 год
Фото: телеканал «Россия»

— Анна, зрители любят вашу героиню не только за ее ум и проницательность, но и за красоту. Расскажите про гардероб Марии Швецовой и ее косметичку...

— Здесь все тоже очень сильно изменилось. Раньше на съемках использовали непонятный грим — что достали, тем нас и мазали. А в качестве средства для снятия макияжа актерам выдавали жирный крем «Зайчик». Точнее, он был на все случаи жизни: хочешь — увлажняй им кожу, хочешь — питай, хочешь — наноси его до грима, хочешь, наоборот, после.

А еще раньше на площадке все курили. Сегодня может начаться скандал, если на площадке заметят кого-то с сигаретой: «Сейчас же отойдите подальше, мы не переносим дым!» Когда же сериал начинал сниматься, и на площадке, и в кадре затягивались все. Помню, гример красит меня, одной рукой держит кисточку, а в другой — сигарета! Сейчас вместо настоящего дыма от сигарет даже есть специальный заменитель.

Что касается внешнего вида моей героини, то в первых сезонах самые лучшие и красивые наряды и сумки у Швецовой были из... личного гардероба Ады Семеновны Ставиской, продюсера первых 16 сезонов «Тайн». Она деловая женщина, и ее костюмы отлично подошли для роли строгого следователя. Спасибо Аде Семеновне, что нас тогда выручала! Со временем для Швецовой уже стали специально что-то приобретать.

Кстати, мода за 24 года изменилась, другим стал и наш зритель. По счастью, мы чувствовали это. Может быть, наш сериал и держится так долго, потому что он развивается вместе с течением жизни. В какие-то годы публике хотелось красоты, какого-то лоска, и на Швецовой, которая до этого одевалась попроще, появились дорогие костюмы. Возник тренд на светлые тона — и Мария Сергеевна оделась в бежевые, белые вещи. Так что за эти годы мы попробовали все. Впрочем, если любая женщина вспомнит, в чем она ходила последние 20 лет, то увидит подобные интересные трансформации. Мария Сергеевна просто шла в ногу с нашими российскими женщинами. Не бежала за сиюминутными капризами моды, а именно улавливала тенденции.

— А как будет выглядеть Швецова в новом сезоне?

— Зачем же я буду выдавать секрет?! Пусть это будет одним из приятных сюрпризов к Новому году.

— В нашей стране новогодний праздник — самый любимый. Скажите, а как вы отмечали Новый год в детстве?

— Когда я росла, на улицах городов не было каких-то пышных атрибутов Нового года. Сейчас Москва и Питер к праздникам наряжаются просто невероятно. Много путешествую, но такой красоты, как в декабре в наших двух столицах, нигде не видела. И в квартирах все было скромно, люди просто наряжали елки. К слову, мы долго жили в коммуналке. Отдельную квартиру получили, когда я уже перешла в девятый класс. А в моем раннем детстве переезжали из города в город, так как у меня папа военный. Я родилась в немецком Нойштрелице, затем мы жили в Москве, Ереване и только потом оказались в Ленинграде.

Анна Ковальчук и Александр Галибин
Анна Ковальчук и Александр Галибин в сериале «Мастер и Маргарита», 2005 год
Фото: sovkinoarchive/Vostock photo

Главным моим развлечением в декабре было посещение соседнего универмага, а в нем — отдела с игрушками. Ходила в магазин практически каждый день и долго простаивала у витрин со сказочными богатствами — игрушки лежали как раз на уровне моих глаз. Как зачарованная, я их разглядывала, а они буквально горели, искрились под светом ламп. Даже не мечтала о том, чтобы их купить. Нет, я просто наслаждалась красотой и была счастлива.

Я часто думаю: почему дети часто улыбаются, радуются? Да потому, что они радуются этим, казалось бы, мелким моментам бытия, чувствуют, что счастье — это «здесь и сейчас». Теперь выбор игрушек намного больше, в магазинах вообще все есть. Но при этом процветает вещизм, культ потребления и стяжательства, многие считают, что все измеряется деньгами, что все на свете можно купить. Но это ведь не так! Можно чувствовать радость, когда просто вышел на улицу — а там снег серебром укутывает деревья и улицы царственными, искрящимися белоснежными одеждами. И в новогодние праздники главное — не стоимость подарка, а внимание и забота близких. Главное, ради чего устраивается этот праздник, — общение с родными, семейное единение.

— Деда Мороза для вас семья приглашала?

— Нет, но Деда Мороза в детстве я видела часто, потому что мама всю мою жизнь работала заведующей детским садом. Я там часто бывала и после того, как пошла в школу. Приходила, делала уроки, и потом мы вместе с мамой шли домой. Поэтому в декабре не раз встречалась с новогодним волшебником.

— О каких подарках мечтали тогда, в детстве?

— Если брать все праздники, то, как все дети, мечтала о сладостях — представляла себе красивый сундучок с конфетами и шоколадками. И вот однажды 8 Марта заснула днем, почему-то сильно устала. Проснулась оттого, что папочка меня будит — очень медленно и ласково. И дарит сразу три или даже четыре шоколадки! В тот момент я почувствовала себя принцессой, будущей женщиной и до сих пор не могу это забыть. Поэтому моя семья 8 Марта заваливает меня шоколадом. Я его не ем, и вкус у него не тот, что в детстве. Но ощущение, что вернулась в детство, очень приятно...

Если же говорить про Новый год, то в какой-то период очень хотела получить от родителей лук и стрелы. Наверное, тогда посмотрела фильм «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». Но сильнее всего хотелось иметь сестру и собаку. Всю жизнь мечтала о ком-то живом, теплом, с кем можно поделиться своей любовью. Наверное, из-за этого и занялась педагогикой: чтобы не копить что-то в себе, а отдавать это людям. Первая мечта осуществилась спустя много лет, когда узнала, что у меня есть единокровная сестра Катя. Она именно такая сестра, о какой только можно мечтать: нежная, ласковая, добрая — любимка! А что касается второй, то ждать пришлось не так долго... Когда я слышала, как за окном лаял какой-нибудь пес, сердце обливалось кровью, что у меня нет собаки. Папа даже договорился с соседями, чтобы я иногда выгуливала их пса. Но мама ждала несколько лет, пока не убедилась, что я достаточно взрослая и могу заботиться о домашнем питомце.

— Достаточно взрослая — это сколько лет?

— Я училась в шестом классе... Мы поехали на рынок — тогда в Питере животные продавались в одном месте. Что касается породы, то люди чаще всего не думали о конкретной породе. Сейчас можно выбирать среди сотен разновидностей, а тогда кого увидел, того и взял. Я хотела просто большую собаку. И мне купили среднего пуделя, назвали его Фери.

Анна Ковальчук
Анна Ковальчук на съемках фильма «Ворожея», 2024 год
Фото: Артем Воронцов/кинокомпания «Ленфильм»

— Многие дети, получив домашнее животное, ухаживают за ним первый день, а потом все обязанности перекладывают на родителей. А вы?

— Нет, о Фери я заботилась «от и до». И гуляла с ним, и кормила, и в ветлечебницу на прививки возила на автобусе. Я вообще очень ответственный человек...

Теперь у меня цвергшнауцер Бусинка, мой преданный дружочек. Это небольшая собачка, считается самой маленькой служебной породой в мире. А еще до Бусинки мы завели родственника цверга — ризеншнауцера, это огромный пес, который дорастает до 70 сантиметров. Подарили ризена — девочку Милану — дочке на 16-летие. Злата, как и я в свое время, долго просила купить ей собаку. Рыдала: «Мама, ты же рассказывала, как в детстве мечтала о собаке, и ты ее получила. А мне купить не хочешь!» Я подумала и решила сдаться: «Не могу испортить ребенку детство! Хотя молодость себе я наверняка испорчу». Но Злата, надо отдать ей должное, с такой большой собакой справляется. И даже завела себе еще одну — уже маленькую. Когда мы уезжаем из Питера в отпуск или по делам, то отвозим всех наших питомцев к моим родителям: так внуков подкидывают бабушками и дедушкам. И вот тут у моих родителей начинается настоящее веселье!

— Ваша Бусинка — звезда Интернета!

— Да, она весьма популярная особа. Люди после моих концертов и спектаклей дарят картины, статуэтки, сделанные по ее фотографиям. Самое необычное ее «изображение» — брошка, которую сваляли из шерсти.

— Вы и сами Бусинку на площадку берете, ведь она иногда снимается с вами в «Тайнах следствия»...

— Когда ее нет, режиссер Максим Демченко мне говорит: «А где Бусинка? Нам без нее скучно». На съемках Буся ведет себя дисциплинированно. Знает не только мой гримвагончик — побывала во всех кабинетах, где идут съемки.

— Мы так увлеклись рассказом про собак, что отклонились от темы Нового года...

— Много лет я наряжаю елку уже 1 декабря, чтобы подольше наслаждаться этой красотой. Да мне и целого месяца мало! Тем более что это раньше новогодние аксессуары в магазинах выставлялись в конце декабря. А теперь начинают продаваться уже в октябре. Мы с сыном готовы бежать и покупать их! Но я себя останавливаю: «Нет, пока рано».

Анна Ковальчук
Анна Ковальчук с цвергшнауцером Бусинкой, 2024 год
Фото: из архива А. Ковальчук
Анна Ковальчук
Когда ее нет, режиссер Максим Демченко мне говорит: «А где Бусинка? Нам без нее скучно». На съемках Буся ведет себя дисциплинированно
Фото: телеканал «Россия»

Так вот, 1 декабря — это наш семейный праздник, стараюсь не занимать этот день работой. Если уж вечером спектакль, то наряжаем елку днем. В любом случае стараемся проводить этот день все вместе как начало какого-то волшебного времени...

На самом деле я начинаю готовиться к Новому году с 1 июля — внутренне, конечно. Когда наступает этот день, значит, что наступила вторая половина года, дело идет к новогодним праздникам. И меня такая радость накрывает, я думаю: «Как же хорошо!» Вы представляете, до чего я сумасшедший человек! А я просто люблю зиму. В декабре легко просыпаюсь в семь утра и с удовольствием иду гулять с собакой в эту темень. На небе месяц, звезды, и мы с собакой идем гулять по заливу. Никого вокруг нет, только искрится снег. Невероятное ощущение волшебства!

— Как обычно отмечаете сам праздник?

— Пыталась встречать его по-разному: приглашала к себе большие компании, наша семья ездила в гости. Очень крутой получился Новый год, когда мы отмечали его за городом, у моих родителей. Позвали довольно много гостей, мой папа был Дедом Морозом. Мы придумывали конкурсы, катались в карьере с горы на ватрушке. Папа расчистил прудик от снега, и мы катались там на коньках. А как красиво родители развешивают иллюминацию — и внутри дома, и снаружи! Освещения столько, что мне кажется, что это здание из космоса видно. Родители и меня приучили украшать дом и участок к Новому году.

Но все-таки последние годы предпочитаю праздновать только с семьей. Обожаю проснуться 31 декабря, никуда не спешить. Потом погулять с Добрыней — покататься на горке, поваляться в сугробе. Днем просто полежать с ним у телевизора под «Иронию судьбы...». А ближе к вечеру, уже под «Ивана Васильевича», начинаю строгать салат — в этом деле мне никто не нужен, и близкие это знают, куда-то исчезают. Добрынька с другом идет гулять, у Златы тоже какие-то встречи. А я режу, жарю, сервирую праздничный стол, и меня такое счастье накрывает...

— Что обычно готовите?

— Всегда делаю меренговый торт, картошку по-французски в духовке, оливье. Обязательно рассчитываю так, чтобы и на 1 января еда осталась, потому что у моей свекрови — день рождения. И все эти годы мы, как бы ни хотелось полежать после бурной встречи новогоднего праздника, едем к Добрынькиной бабушке, чтобы ее поздравить. И у нас получается прекрасное продолжение Нового года. Только один раз не поехали: Добрыне стало плохо — наверное, съел что-то не то. Его подташнивало, мы остались дома, а свекровь приехала к нам...

Когда бьют куранты, пишем записки с желаниями на будущий год. Заранее готовим камеру, чтобы заснять, как пишем такие послания, как суетимся, как пытаемся сжечь бумажки, а они не зажигаются, как кто-то кричит: «У меня записка утонула!» Как видите, я предпочитаю тихие семейные радости. Вообще люблю тишину. Поэтому обожаю осень, которая накрывает тебя. Наблюдая золотые деревья, вдыхая свежий осенний воздух, ты ощущаешь, как замирает вокруг тебя суета. И ты тоже останавливаешься, делаешь выводы о том, что произошло в уходящем году, продумываешь планы на будущее. Попадая в музеи-квартиры, музеи-усадьбы, я понимаю, что раньше, без телефонов и других гаджетов, люди имели возможность оставаться наедине с собой, горящей свечой и чистым листком бумаги, наслаждаться сменой времен года.

— Какой самый необычный Новый год был в вашей жизни?

Анна Ковальчук и Кристина Бабушкина
Анна Ковальчук и Кристина Бабушкина на съемках фильма «Беспринципные. Непреклонный возраст», 2024 год
Фото: пресс-служба «Кинопоиска»

— Однажды я очень сильно устала, и тут подруга пригласила меня в новогодний круиз по Средиземному морю: Испания, Италия, Марокко. И вот наступает новогодняя ночь. Добрыня (ему было пять лет) уснул, Злата (ей пятнадцать) убежала с подружкой тусить. А я лежала в прекрасной каюте и рыдала. Потому что вокруг не было ничего, никаких привычных, мною любимых атрибутов Нового года. Ни елки, ни салата оливье, ни мандаринов, ни телевизора, чтобы посмотреть новогодние передачи и «Иронию судьбы...». А самое главное, рядом не было родных, с кем бы я могла разделить радость от праздника. И позвонить никому не могла — мы были далеко от берега, связи не было. Вот я и плакала.

В какой-то момент дочь вернулась в каюту. Увидела меня, спросила: «Что случилось?» А я продолжаю плакать: «Златочка, я самый несчастный человек на свете! Мне плохо, потому что я хочу к маме, к мужу. Как я вообще додумалась оставить любимый город, снег, елки?!»

На следующий день мое настроение улучшилось: мы приплыли на Тенерифе и пошли гулять там в знаменитый зоопарк. 1 января, а мы в футболках, это и смешно, и приятно. Но в тот раз я убедилась, что для меня настоящий новогодний праздник возможен только дома...

— Верите в то, что загаданное 31 декабря обязательно сбывается?

— Для меня новогодняя ночь — волшебная. И я твердо верю, что мечты сбываются! Хотя на самом деле, когда 1 января просыпаешься, обнаруживаешь, что твоя жизнь не изменилась и проблемы старые остались. В этот момент становится грустно. Но подходит очередной Новый год, и я снова верю, что чудо обязательно произойдет...

— Когда-нибудь работали в Новый год?

— Если вы имеете в виду какие-то корпоративы, то мне много раз делали интересные, выгодные предложения. Но мне важнее провести это время с семьей... А вот спектакли в родном Театре имени Ленсовета 31 декабря у меня бывают. И это прекрасно! Во-первых, ты официально немного освобождаешься от домашней работы. Говоришь семье: «Ребята, у меня спектакль!» Во-вторых, в театре ты встречаешь коллег, у которых особенное, приподнятое настроение, которые празднично выглядят. Наконец, ты встречаешься в этот вечер со зрителями, получаешь кучу подарков. 31 декабря спектакли у нас всегда начинаются пораньше. В девятом часу уже все заканчивается, и ты едешь домой красивая, в гриме. На самом деле все, что жизнь нам преподносит, — это прекрасно!

— Когда-нибудь подрабатывали Снегурочкой?

— Когда училась в институте, мама просила меня побыть Снегурочкой в ее детском саду. Конечно, я не могла ей отказать. И после окончания вуза несколько лет еще у нее «снегурила». Однажды Дедом Морозом со мной был мой коллега по Театру имени Ленсовета народный артист России Женя Филатов. Мы с ним потом не раз снимались вместе, в том числе в «Тайнах следствия». Вот и весь мой опыт Снегурочки...

Анна Ковальчук
Анна Ковальчук со своими студентами после спекталя «Обыкновенное чудо», 2024 год
Фото: Аделина Сабирова

— В Театре имени Ленсовета вы работаете 26-й сезон. Кино дает актеру известность, славу. А что вам дает сцена, театр?

— Вы не совсем правы. Бывает театральная известность — у артистов, которые не снимаются в кино или снимаются мало. По моему ощущению, она более значимая, более ценная для артиста, чем приобретенная в кино популярность. Ведь работа в театре в каком-то смысле все-таки сложнее. В кино можно сделать несколько дублей, можно обмануть зрителя: оператор красиво снял, потом сделали удачный монтаж, и актер на экране хорошо выглядит. А в театре артист такой, какой есть. Зритель, когда хочет по-настоящему познакомиться с артистом, конечно, идет в театр. И я очень рада, что востребована и в кино, и в театре...

Сцена — наш актерский тренажер. Мы ходим в спортзал, чтобы тренировать мышцы. А в театре ты себя по-актерски прокачиваешь. Здесь есть возможность поработать над образом долго, попробовать и так, и так, а потом самые удачные, точные находки закрепить на много лет. Мои спектакли, кстати, обычно очень долго идут — по десять лет и больше. Постановке «Все мы прекрасные люди» (по «Месяцу в деревне» Тургенева) уже 11 лет, спектаклю «Город. Женитьба. Гоголь.» — девять...

— Когда учились в институте, хотели быть актрисой кино или театра?

— В те годы кино практически не было, фильмов снималось очень мало, индустрия сериалов только начинала развиваться. Поэтому о кино я не очень-то думала. Мне казалось, что это ненадежный путь: сегодня оно есть, завтра его нет. А театр — нечто стабильное, прочное. В конце концов, это трудовая книжка. Сейчас на них никто не смотрит, а тогда все было по-другому. Я думала о кино, снималась — уже с третьего курса, вот так мне повезло. Но основная надежда у меня все-таки была на театр. Воспринимала съемки как некий праздник: мгновенная вспышка — и все! А театр — это оплот, место, где могу спрятаться от невзгод, от безденежья...

По-моему, театр — это детский сад для взрослых. Если нашел труппу по душе, по сердцу, обрел людей, на которых можешь опереться, то в театре можешь с удовольствием жить десятилетиями. Недаром многие актеры искренне называют театр вторым домом. Я даже написала стихотворение на эту тему, читаю его на своих творческих вечерах. Оно о том, что у артистов, особенно у пожилых, жизнь выстраивается от одного спектакля до другого. Если у них есть спектакль в этом месяце или в следующем, они как-то держатся, откуда-то находят силы жить. Но как только у них убирают это название, эту роль — все, конец, они погибают. Это очень сложный и грустный момент. Но я понимаю, что это и мое будущее тоже. Потому что сцена дает нам силы жить.

Но так ощущают не все актеры. Дружу с Олечкой Павловец, с которой мы вместе более десяти лет снимаемся в «Тайнах следствия». Так вот, я не могу затащить ее к себе на спектакль! Предлагаю: «Оля, я тебе дам место с краю — не понравится, тихонько уйдешь». А она: «Ой, нет, не хочу...» Она суперская киношная артистка, но театр для нее — чуждая вещь. Сцена — это вообще очень сложная история.

— Какой уголок в театре у вас самый любимый — ваша гримерка, сцена, буфет?

— Каминное фойе, где в больших витринах выставлены костюмы из знаменитых спектаклей театра, на стенах развешены старые фотографии. Заведущая нашим музеем Вера Матвеева проводит там экскурсии, рассказывает о разных поколениях актеров и режиссеров «Ленсовета», об истории здания до того, как в нем сразу после Великой Отечественной войны поселился театр. У этого дворца — интереснейшая, потрясающая биография! Я взяла с собой на экскурсию своих студентов, чтобы они все это знали.

Анна Ковальчук. Фото
Анна Ковальчук и Сергей Перегудов в спектакле «Все мы прекрасные люди», Театр имени Ленсовета, 2013 год
Фото: Юлия Смелкина/из архива литературной части Академического театра имени Ленсовета
Анна Ковальчук
Анна Ковальчук на творческом вечере, 2024 год
Фото: из архива А. Ковальчук

Так вот этот темный камерный зал, великолепный камин дают мне чувство успокоения, удовлетворения. Очень люблю бывать там, когда на репетиции у меня пауза, проходят не мою сцену. Чтобы не болтаться за кулисами, иду в этот зал. Беру с собой плед и подушку и часто сажусь прямо на пол. Сижу с закрытыми глазами и думаю, вспоминаю, размышляю. Чувствую себя как дома, мне уютно и тепло...

— Если во время спектакля на сцене появляется популярный артист, зритель обычно встречает его аплодисментами. Это реальный показатель народной любви. Вы помните, когда публика впервые устроила вам такой прием?

— Когда после института начала работать в Театре имени Ленсовета, то видела, как аплодировал зал Косте Хабенскому, Мише Пореченкову (они в тот момент уже много снимались), стоило им первый раз выйти из-за кулис. И пусть эти хлопки не всегда были к месту и порой нарушали атмосферу спектакля, завидовала ребятам: «Ого, и мне бы вот так!» Когда же и меня публика начала встречать аплодисментами, я обнаружила, что обычно так случается прежде всего на гастролях, когда люди ждут, что приедет популярный артист «из телевизора». А в Санкт-Петербурге чаще происходит, когда в городе много туристов — начиная с майских праздников и до сентября. Настоящая же питерская публика обычно в таких ситуациях не хлопает, потому что очень воспитанная и деликатная.

Да, порой овации при выходе актера или после какой-то сцены могут сбить нужный настрой и потом приходится возвращать зрителя в нужное состояние. Когда работала в мюзикле «Мастер и Маргарита», играла там Геллу, продюсер даже записала обращение к зрителям, которое транслировали перед началом постановки: «Аплодировать артистам во время спектакля запрещено». Но благодаря такой реакции ты ощущаешь дыхание публики, чувствуешь отношение зала к себе и к тому, что ты делаешь, а это так приятно! В кино подобной живой, сиюминутной связи нет, а в театре существует, и таким образом зритель становится участником представления. Самое главное, это когда зритель после окончания спектакля аплодирует стоя, когда его поднимает волна творческого единения с артистами. Я сама, приходя в театр и видя великолепную игру знакомых и незнакомых артистов в той или иной сцене, не могу сдержаться и начинаю аплодировать.

— Вы упомянули про свое участие в мюзикле. Но я не помню, чтобы в кино вы пели...

— Ну это вообще отдельная история, потому что пение было моим незакрытым гештальтом... Всегда любила музыку, чувствовала, как раскрывается душа, когда пою. У моих родителей прекрасные голоса, и они очень любили исполнять душевные песни во время застолий. Причем папа поет до сих пор. Как только он утром встает, сразу затягивает песню. Поет на весь дом — и в кухне, и в душе, из-за этого тут же просыпаются собаки, кошки. Я даже родителям говорю: «Я к вам не приезжаю, потому что не могу выспаться из-за папиного вокала!»

— Вам нравилось петь?

— Конечно. Но когда в школе пришла в вокальный кружок, меня оттуда выгнали: «Ты непоющая, иди отсюда!» Для меня это было странно и непонятно. Мне казалось, что Господь дает человеку возможность проявить себя в любых сферах. Уверена: таланты даются при рождении всем, только надо их развивать. Но так думают далеко не все. Кстати, в той ситуации мне снова помог папа: нашел гитариста, который занимался со мной музыкой (а до этого, когда я мечтала стать балериной, именно он возил меня на троллейбусе через весь город на занятия в подготовительный класс Вагановского училища). На поступлении в театральный институт я спела «Старый рояль», который стал популярен в исполнении Игоря Скляра. Но спела совсем немного, и меня остановили: «Все понятно! Больше не надо». Потом в институте у меня были хорошие педагоги по вокалу, однако я почему-то все равно никак не могла раскрыться в пении.

Но однажды случилось чудо. Мне позвонил продюсер мюзикла «Мастер и Маргарита»: «Иван, он поет у нас Воланда, порекомендовал вас на роль Геллы». Речь шла о замечательном певце Иване Ожогине, с которым мы были знакомы. Однажды я с ним ужасно спела в одном концерте, но Иван тогда, видимо, что-то расслышал в моем голосе. И я начала заниматься музыкой с Александрой Чопик, она первая в Питере дирижер-женщина. Когда впервые пела с оркестром, то блин вышел комом. И второй раз, и десятый. Но я преодолела страх и распелась. И теперь исполняю песни на разных языках — английском, немецком, французском, испанском, сейчас еще добавился иврит (обожаю изучать иностранные языки и, мне кажется, буду этим заниматься всю жизнь).

Анна Ковальчук с дочкой
Анна Ковальчук с дочкой Златой, 2023 год
Фото: телеканал «Россия»

А потом случилась пандемия, все сидели по домам и искали себе занятия. Я решила взять сыну педагога по гитаре. Добрыня через пару уроков заявил: «Мама, все, больше не надо». Тогда решила вместо него продолжить занятия с этим же педагогом. Я же всегда мечтала играть на гитаре, даже в свое время немного училась.

— Что вам дают эти уроки — вокал, гитара?

— Немирович-Данченко однажды сказал, что театр начинается, когда вышел актер, постелил коврик и пришел зритель. А я понимала, что могу что-то показать, только если у меня за спиной есть декорации, труппа, режиссер. А когда нет ничего, что я из себя представляю?! В пандемию появилось много свободного времени, и я решила это выяснить. И начала учиться играть на гитаре, потом на укулеле, фортепиано, бубне, кастаньетах. Мой учитель игры на гитаре Дмитрий даже иногда в шутку говорит мне: «Зачем вам все это на ваших творческих вечерах? Просто пойте!» А я возражаю: «Мне это нужно! Я не певица, у меня нет музыкального образования, именно поэтому каждую песню пытаюсь украсить новым тембром, звучанием тех инструментов, которыми владею...»

При этом именно Дима сказал мне в один прекрасный день: «Аня, вам надо «идти в люди» — выступать с творческими вечерами». И я такую программу подготовила. Просто болтать со сцены не хочется, истории рассказывать я не мастак. Кстати, чаще всего мне задают вопросы про фильм «Мастер и Маргарита». Да, у меня есть истории про этот проект, про роль Маргариты, но это слишком личное, а я человек закрытый и никогда их не расскажу.

Так вот, мне хотелось не просто выйти к людям, хотелось что-то им дать. Я очень увлеклась поэзией — выучила много стихов, сама стала писать. Еще подобрались песни, моя игра на укулеле и других инструментах. На первом таком вечере очень сильно струхнула, от волнения не всегда попадала в ноты. Но с каждым выступлением чувствовала себя все увереннее. И теперь один питерский телеканал даже записал мой концерт и показал его...

— В театре вы сыграли много ярких и красивых героинь, например Анну Каренину. Но в постановке «Мертвые души» вы Коробочка, а эта дама у Гоголя и не молода, и не красива. Не удивились, когда вам предложили эту роль?

— Нет, потому что на третьем курсе института, когда мне не было и 20 лет, я уже играла Коробочку! Так что эта роль меня просто преследует. А если серьезно, мне было очень интересно поработать с молодым, очень талантливым режиссером Романом Кочержевским (его спектакль «Записки сумасшедшего» в сахалинском «Чехов-центре» получил сразу пять номинаций на «Золотую маску»). В «Мертвых душах» Роман еще выступил и как художник, а в итоге получил спецприз Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» за лучший режиссерский дебют. Мне кажется, что в нашем театре он сейчас постановщик номер один. С ним мне все равно, что играть: согласилась бы на любую роль. А еще в работе над этим спектаклем мы ощущали себя командой, а это так круто, когда люди друг друга слышат и понимают!

Мы сразу пошли нетрадиционным путем: современная стилистика, интерьеры. Роман придумал некие коробки, внутри них живет та или иная семья, к которой приезжает Чичиков, чтобы договориться о покупке мертвых душ. Что касается Коробочки, то у нас она вполне молодая женщина. Просто в XIX веке пожилыми, старухами часто называли женщин уже до 40 лет. И когда рядом с ней появляется мужчина — приезжает Чичиков, — Коробочка расцветает. Прямо на сцене я снимаю парик и распускаю волосы, аккуратно убираю уродливые зубы — капы, скидываю дурацкий тулуп. На глазах у зрителей моя героиня молодеет и превращается в симпатичную даму...

Мне всегда очень нравится придумывать такие необычные образы. Считаю, что актер должен заниматься перевоплощением, это гораздо интереснее, чем из спектакля в спектакль играть какого-то узнаваемого человека. Я и своих студентов этому учу.

Анна Ковальчук и Сергей Перегудов
Анна Ковальчук и Сергей Перегудов в спектакле «Мертвые души», Театр имени Ленсовета, 2019 год
Фото: Юлия Смелкина/из архива литературной части Академического театра имени Ленсовета

— Вы не раз упоминаете про студентов. Где преподаете, что позвало вас в эту новую для вас профессию?

— У меня актерская мастерская в питерском КИТе — Институте кино и телевидения. Мои дети уже на третьем курсе, на следующий год буду их выпускать. Некоторые снимаются в кино, кто-то уже выходит на профессиональную театральную сцену. Но в нашей профессии сложно сравнивать: все развиваются в своем темпе, режиме...

Преподавать мне очень интересно. Когда еще сама училась, точно знала, что чаша сия меня не минует. Обожаю общаться с детьми и подростками, обожаю делиться с ними тем, что знаю и умею, а сама учусь у них чему-то новому. Педагогика ведь это двусторонний, равноценный обмен энергией, любовью между учеником и учителем. Приходя к студентам, хочу взрастить их талант, поливая его любовью, вдохновением, пониманием. Надо заботливо подсвечивать в них самое лучшее, чтобы оно смогло прорасти. Посмотрим, что из моих ребят получится. Но я очень боюсь им навредить, все-таки педагогического опыта у меня мало. Хотя, может, это и хорошо: я только открываю для себя область педагогики, поэтому отдаюсь ребятам на все сто процентов.

Самое главное для меня — раскрыть индивидуальность ребят, каждого вести своей дорогой, чтобы из моих девочек, например, не получились вторые Анны Ковальчук. Именно поэтому своим студентам я практически не показываю. Многие мастера работают «с показа». Гораздо легче и быстрее изобразить: «Да вот так надо играть». Но я подобного не делаю: откуда знаю, как нужно играть именно этому студенту, куда позовет ребят их талант, их природа? А вот они мне показывают, и очень удачно...

— Вы одна из самых любимых народом актрис. А как выражается любовь публики?

— Вообще-то публика разная. Но мой зритель — интеллигентный и деликатный. Часто по глазам вижу, что человек меня узнал, обрадовался, но стесняется заговорить — боится нарушить мое спокойствие. Если все-таки люди подходят, сначала извиняются, что побеспокоили. А потом признаются: «Не могу к вам не подойти, не поблагодарить — вы же наша Маша. Столько лет вы каждый вечер с нами на экране. Вы близкий нам человек, уже стали членом нашей семьи!»

Да, уже не одно поколение выросло вместе с «Тайнами следствия», с детства слыша мой голос. Только раньше мне говорили: «Анна, мы сериал смотрим, вашу Марию Сергеевну очень любим!» Потом: «Моя мама всегда смотрит «Тайны следствия», а вас просто обожает!» А сейчас иногда слышу и такое: «Моя бабушка вас обожает, не пропустила ни одной серии про Швецову». Хотя в последнее время очень много молодежи подходит и благодарит за сериал «Мастер и Маргарита».

Любопытно обратная связь со зрителями осуществляется на моих творческих вечерах. Всегда прошу публику: «У вас один шанс поговорить со мной — сегодня, сейчас. Поэтому задавайте мне вопросы, но только интересные». А еще люди по-прежнему пишут мне письма. Не электронные, а как встарь — от руки! Прихожу в театр, а там меня ждет новая пачка писем. Обычно это послания с теплыми словами, еще вкладывают в письмо конверт с маркой и уже написанным обратным адресом и моей фотографией — чтобы я ее подписала. Я все делаю, запечатываю письма, а потом прошу девчонок из реквизиторского цеха: «А кто у меня сегодня почтальон?» И они относят эту корреспонденцию на почту. Все это так трогательно...

— Анна, у вас много работы, семья, и при этом вы так прекрасно выглядите. Как находите на все время и силы?

Анна Ковальчук
Анна Ковальчук в спектакле «Мертвые души», Театр имени Ленсовета, 2019 год
Фото: Юлия Смелкина/из архива литературной части Академического театра имени Ленсовета

— Для меня очень важно понять, куда я двигаюсь. Погружаясь в инструмент, который называется матрица судьбы, я обдумываю, чему новому хочу научиться, чего достичь. Я уже упомянула, что продолжаю активно заниматься музыкой, недавно купила онлайн-курс по фотографии. И таких планов у меня много...

Я составила для себя определенное «колесо баланса». В него вписываю суперважные для себя вещи, без которых чувствую себя как на шатком плоту, — семью, работу, здоровье, домашний уют. Раз в неделю сажусь, смотрю в этот список и устраиваю некий личный чекап. Вспоминаю, что сделала, что не успела, анализирую все сферы своей жизни: все ли они были достаточно наполнены, всем ли я уделила внимание, нет ли где-то провала, все ли меня устраивает. И, если надо, начинаю действовать. Можно со всем справиться, главное — держать возникшую проблему «в фокусе»...

Понять свое предназначение очень важно. Раньше мечтала заработать достаточно денег, чтобы потом уехать к теплому морю и отдыхать, ничего не делать. Но сейчас, если возникают «пустоты» в работе, спустя неделю ощущаю некую деградацию, потому что человек должен существовать в наполненном состоянии. Может, это нужно не всем, но мне точно необходимо. В какой-то момент поняла, что не могу жить без театра, без кино. Как бы порой я ни сопротивлялась, какие трудности ни возникали, но я очень люблю свою работу.

Если же говорить о конкретных советах, то очень важно устраивать себе полноценный отдых. Если у меня выходной, то люблю приехать в гости к подруге (она не имеет отношения к кино). Наши дети общаются, а мы завариваем чай, ложимся на диваны и смотрим киноновинки. Если же речь идет об отпуске, то он должен быть большим, полноценным — подальше от дома, у моря, чтобы не отвлекали проблемы по работе. Очень люблю «заземляться» — заниматься садом. У меня небольшой участок с черешней, вишней, грушей, всевозможными ягодами. Растет даже виноград!

— А варенье варите?

— Обожаю заниматься заготовками. Когда стою в машине в пробке или хочу перекусить, сушеные яблоки из своего сада — лучший вариант...

Здоровью я уделяю много внимания, но без фанатизма, потому что во всем должна быть мера. Иногда под руководством подруги прохожу программу очищения: сначала два дня сыроедения, потом перехожу на травяные чаи (плюс прогулки, медитации). Выход из программы тоже плавный: сначала добавляются фруктовые смузи и только потом — более «тяжелая» пища. Если же суммировать, то здоровье базируется на физических упражнениях и правильном питании с регулярным чекапом организма. Уже много лет я дружу с гомеопатом, в основном лечусь именно по этой системе и прекрасно себя чувствую. Что касается питания, то я не ем мяса, поэтому мне надо внимательно следить за балансом витаминов. Очень важна чистая вода — с детства люблю пить, и именно воду, а не лимонады, в которых много углеводов. Пытаюсь отказаться от сахара, но в магазине найти что-то без его присутствия практически невозможно. А его «полезные» заменители, возможно, еще хуже.

— Где ищете информацию по всем этим вопросам?

— Если готов ученик, то найдется и учитель. Как только человек серьезно решает заняться своим самочувствием или духовным ростом, то легко найдет нужные сведения в интернете, книгах. Кстати, надо тренировать не только мышцы, но и мозг: заниматься нейрофитнесом, чтобы голова не придумывала разные глупости и ты не впадал в депрессию. А для этого побольше читать, учить иностранные языки.

Анна Ковальчук и Сергей Мигицко
Анна Ковальчук и Сергей Мигицко в спектакле «Евгений Онегин. Страницы романа», Театр имени Ленсовета, 2022 год
Фото: Юлия Смелкина/из архива литературной части Академического театра имени Ленсовета
Анна Ковальчук
Анна Ковальчук в спектакле «Все мы прекрасные люди», Театр имени Ленсовета, 2019 год
Фото: Юлия Смелкина/из архива литературной части Академического театра имени Ленсовета

— А какое состояние для вас самое комфортное?

— Чтобы наполниться энергией, мне необходимо одиночество, потому что по матрице судьбы я отшельник. И лучше всего это происходит, когда оказываюсь наедине с природой: утром, взяв в руки палки для скандинавской ходьбы, по 30—40 минут гуляю с собакой. В это время размышляю о новых проектах, вдыхаю свежий, чистый воздух, разгоняю кровь. Для меня это уже определенный ритуал: проснуться, выпить теплой воды с лимоном, вспомнить Священное Писание, прочитать цитаты моего духовного учителя, советам которого следую, и отправиться гулять с собакой. В итоге с этих прогулок прихожу другим человеком...

— А какими видами спорта вы занимаетесь?

— Хот стретчингом — «горячей» растяжкой, когда упражнения проходят в зале с высокой температурой. Занимаюсь — с гантельками, с резинками — раз в неделю, иногда два. Прекрасная история, после которой приходишь домой и спишь как младенец, потому что сбросил все напряжение в горячем зале и мозгу некогда страдать. А работа с гантелями укрепляет мышечный корсет, позволяет и в театре, и на съемках выдерживать большие нагрузки, выполнять задачу, которую ставит режиссер.

А год назад я получила атма крия йогу — духовную практику, сочетающую физическое и духовное. После выполнения комплекса йоги сажусь в медитацию и читаю джапу. Для меня это молитва: обращаюсь к Богу и ощущаю сладкое блаженство, когда вдруг мир останавливается и, что бы ни происходило, ты понимаешь, что твоя душа бессмертна, а Бог всегда рядом с тобой. Поэтому становится очень спокойно и очень хорошо. Сколько есть — 15, 20, 30 минут, — столько и посвящаю себе. Дома у меня выделен специальный уголок для медитации, но, в принципе, закрыть глаза, погрузиться в себя и ощутить присутствие Господа можно в любом месте.

Анна Ковальчук
Анна Ковальчук в спектакле «Город. Женитьба. Гоголь.», Театр имени Ленсовета, 2015 год
Фото: Юлия Кудряшова/из архива литературной части Академического театра имени Ленсовета

Такого состояния не так просто достичь. Но когда ты оказываешься вот так близок к Богу — это единственный путь обрести стопроцентное спокойствие, душевный баланс. Я счастлива, что получила это знание назад, и теперь практикую каждый день — пропустила всего один раз.

— Анна, вы одна из самых красивых наших актрис...

— Человек становится красивым, когда ощущает счастье, когда принимает себя. Тогда он смотрит на себя в зеркало, и его все радует! Хотя многие думают наоборот: как только я дойду до косметолога или до пластического хирурга, вот тогда стану счастливым. Но этого не произойдет, пока не разберешься в своей душе. Что касается конкретных процедур, то раз в неделю я делаю массаж лица и тела. И еще очень люблю ванну с солью.

— А когда проблемы, переживания буквально не отпускают, как поступаете?

— Когда надо успокоить свое эго, свой беспокойный ум, когда пытаешься заснуть, а в голове крутится «а он сказал, а она сказала, а он пошел, а я ушла...», одним словом, когда надо убрать вредный «шум», я медитирую, молюсь и встаю на гвозди. У меня в кухне есть специальная дощечка. И когда студенты плохо себя ведут, говорю им: «Так, все, иди на гвозди». Человек постоит минутку-другую и сразу становится таким спокойным...

Анна Ковальчук
Анна Ковальчук в спектакле «Город. Женитьба. Гоголь.», Театр имени Ленсовета, 2015 год
Фото: Юлия Кудряшова/из архива литературной части Академического театра имени Ленсовета

— Освоение чего-то нового, что вы так любите, предполагает преодоление себя. Но это же тяжело...

— А мне это нравится, потому что такое преодоление превращается в легкость, потом в приятность, а потом в наслаждение. Начинаешь учить новую песню, и тебе трудно. А когда освоишь, у тебя радуется и поет не только голос, но и душа...

— Декабрь — привычное время для подведения итогов. Что у вас было интересного в уходящем году — помимо нового сезона «Тайн следствия»?

— Этот год в кино урожайный по сказкам, все их снимают. Вот и я забрела в новый для себя жанр и снялась в фэнтези «Ворожея». Играю Глафиру, мать юной героини — в этой роли Екатерина Суворова, моего мужа играет Николай Наумов, Константин Раскатов — оборотня Белояра, Александр Дьяченко — лесного царя Берендея, Леша Воробьев — его посыльного. Еще там заняты Настя Мельникова и ее дочь Маша. А благодаря съемкам в новом сезоне сериала «Беспринципные» попробовала себя в работе для онлайн-платформы. Тоже новый, очень интересный для меня опыт. Мне и тут повезло с ролью! Играю интеллигентную питерскую подругу Кристины Бабушкиной, которая приезжает в город на Неве отдохнуть...

— Анна, у вас много работы в кино, но в Москве снимается в разы больше проектов, чем в Санкт-Петербурге. Никогда не думали о переезде в столицу?

— Нет, никогда... Меня не раз спрашивали: «Почему вы еще не в Москве?» А я отвечаю: «Зачем?» Во-первых, я люблю мой город, здесь у меня театр, друзья — куда я без них? Во-вторых, очень многие прекрасные проекты делаются в Питере. В свое время Владимир Бортко и «Мастера и Маргариту», и «Петра Первого» снял здесь. А сейчас в Питере идет работа над сериалом «Новороссия. Потемкин». Главная роль у Ивана Колесникова, а я играю императрицу Екатерину Великую. Мы снимаем в потрясающих местах — в Царском Селе, у нас великолепные костюмы.

Анна Ковальчук
Человек становится красивым, когда ощущает счастье, когда принимает себя. Тогда он смотрит на себя в зеркало, и его все радует!
Фото: телеканал «Россия»

Вот рассказываю вам сейчас о новых ролях и понимаю, как же мне везет. В какой-то момент решила, что хорошо бы сняться в сказке, — и тут же мне прислали сценарий «Ворожеи». Начала мечтать сыграть царскую особу — и мне предложили роль сподвижницы Екатерины II Екатерины Дашковой. Захотела поработать для онлайн-платформы — пригласили в «Беспринципных».

Работы в этом году, как видите, было много, а теперь я с чистым сердцем могу взять паузу, остановиться, успокоиться. Чтобы, когда выпадет пушистый снег и вокруг станет так красиво и похоже на сказку, побольше гулять с сыном, с собакой. А вернувшись домой, вместе с детьми посмотреть прекрасные мультики и фильмы, пить горячий шоколад с маршмеллоу.

— Чем ваши дети занимаются?

— Добрыньке 14 лет, он в восьмом классе. Учится в серьезной гимназии, там очень большая нагрузка, но хорошее образование — это ведь так важно. И Добрыня со школой справляется. А еще успевает заниматься спортом. Пока не знаю, какую профессию в итоге он выберет. С одной стороны, у него очень чистый русский язык. Он вполне может стать артистом — легко запоминает стихи, прекрасно их читает. С другой — Добрыня силен в математике. В общем, ему интересны разные науки, предметы. Для меня же главное, что он растет таким, каким растет: высокий, буквально носит меня на руках — настоящий мужчина!

А Златочка, моя чудесная, достойная, великолепная дочка, окончила юрфак университета. Но ее часто сносит в сторону кино. Она снялась и в «Екатерине», и в «Тайнах следствия», где регулярно появляется с момента рождения, и в других проектах. Здорово себя проявила в проекте «Последний герой». При этом Златочка сумела найти бизнес, который приносит не только деньги, но и пользу людям. Она производит вкусные и полезные экокаши. Может, посмотрела, чем я питаюсь на съемках, и это ее навело на правильные мысли. Кстати, я не беру каши у дочери, не попрошайничаю, а заказываю их на маркетплейсе. Открываю коробочку, завариваю, ем и думаю: «Господи, меня дочь кормит, это же просто прекрасно!» А еще Злата по-прежнему занимается конным спортом, эта любовь у нее неизменна (в свое время мы ей подарили лошадь). В общем, дочь — молодчина.

— Скажите, чему вы учите своих детей, как воспитываете?

— А мне кажется, что сейчас я у них больше учусь. Дети — это же наши самые большие учителя!

Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая