Михаил Куницын: «Я всю ночь не спал в доме Орловой, думал, как спасти это все?»

«Еще до Баяновой увлечение пластинками познакомило меня с Геленой Великановой. Так же я пришел и к Антонине Ревельс, вдове Леонида Утесова».
Анжелика Пахомова
|
15 ноября 2024
Михаил Куницын. Фото
Михаил Куницын
Фото: Роман Устинов

«Еще до Баяновой увлечение пластинками познакомило меня с Геленой Великановой. Так же я пришел и к Антонине Ревельс, вдове Леонида Утесова. Она подарила мне купленные Утесовым в Париже пластинки. Конечно, я не мог знать Клавдию Шульженко, но общался с ее сыном, Игорем Владимировичем Кемпером. Так же получилось и с Орловой», — рассказывает журналист, биограф, коллекционер Михаил Куницын.

— Михаил, сейчас ты работаешь в программе «Время» на Первом канале, а вообще на телевидении уже много лет. И застал времена, когда там работали легенды. Расскажи, как все началось? Как попал в «Останкино»?

— Вся моя жизнь связана с телевидением и именно с информационной программой «Время». На ней я вырос, в ней состоялся, и все, что случилось в моей жизни дальше, — это все благодаря программе. Даже то, что меня приглашали работать на радио, делать там свою авторскую программу, тоже было связано именно с тем, что меня знали по работе в программе «Время». Уходил, потом вернулся, работал на разных позициях — администратором, ассистентом, режиссером, сейчас я шеф-координатор. Знаете, оттуда, именно как из гоголевской «Шинели», вышло огромное количество профессионалов, которые работают на всех каналах. А как все начиналось? Всю свою жизнь я занимаюсь коллекционированием пластинок. И если спрашивать о самом главном деле моей жизни, наверное, это собирательство, и оно определило все, что происходило.

Вроде бы, кажется, что такого особенного: ну собирает мальчик пластинки, ну слушает их. Мне всегда говорили: «Миша, ну вот почему ты не делаешь уроки, почему не занимаешься, ты что, собираешься всю жизнь слушать пластинки?» Я отвечал что-то — то, что от меня хотели услышать, — а про себя думал: «Вообще-то да, я пластинки собираюсь слушать всю свою жизнь». И так и получилось.

Михаил Куницын и Алла Баянова
Михаил Куницын и Алла Баянова на ее концерте в Театре эстрады, 2007 год
Фото: из архива М. Куницына

— Как же ты попал на телевидение? Сразу, после школы, понимал, что хочешь там работать?

— Не сразу. Какое-то время я учился в медицинском колледже, но потом его оставил. У меня не было ни боязни крови, ничего, просто понял, что это не мое. И оказался свободен в 20 лет. Подруга позвала меня в один из гуманитарных вузов. Я выбрал направление «режиссер информационных программ». Проучившись три месяца, понял, что это какая-то не очень серьезная организация: непонятно было, получим ли мы дипломы, и достаточно дорого стоило обучение. Тогда, в 1993 году, у всех была непростая финансовая ситуация.

— Время тяжелое, да.

— Да. И однажды около института я увидел очаровательную блондинку, которая рылась в сумочке в поисках зажигалки. Какая-то интуиция подсказала мне подойти к ней и дать огоньку. Мы разговорились. И вдруг какое-то озарение мне подсказывает спросить: «Вы работаете на телевидении?» — «Да, а как ты догадался?» — «Я вас видел в пресс-баре», — сказал неожиданно для себя. А я, когда проходил практику в «Останкино» один-единственный раз, понял, что в пресс-бар, который там находится, приходят абсолютно все. И вдруг получаю предложение о работе в программе «Новости», так она тогда называлась. Девушка записывает мою фамилию и говорит приходить завтра в «Останкино».

Алла Баянова
Алла Баянова во время выступления, 1987 год
Фото: Игорь Михалев/РИА Новости

На следующий день я приехал к телецентру, подаю свой паспорт в бюро пропусков, и мне выписывают пропуск. Спрашиваю: «А куда идти?» Мне говорят: «Ну как же, вот комната 1006». Я поднимаюсь по ступенькам, подхожу и вижу — это кабинет генерального директора «Новостей» Бориса Вениаминовича Непомнящего. А познакомился я, оказывается, с его секретарем Надей Хроленко. Разумеется, мне нужно было еще пройти собеседование у главного режиссера программы, а ею оказалась легенда телевидения Калерия Кислова. И после нашего знакомства, состоявшегося тогда, более 30 лет назад, мы дружим по сей день. Так я пришел на телевидение. Тот институт, видимо, нужен был только для этого судьбоносного знакомства. Позже, уже работая, я отучился в Институте культуры и окончил кафедру кино и телевидения. А взяли меня на работу действительно даже без образования, практически после школы.

— А что это было тогда за телевидение — вот 1993 год? Оно уже было не советским, уже поменялось?

— Это было телевидение-поиск. Уникальное время перемен. Оно было уже не советским, хотя много исключительных личностей, таких как Валентина Леонтьева (знаменитая Тетя Валя), Игорь Кириллов, еще работали там. Но и таким, каким мы его видим сейчас, еще не стало. Это были первые рекламы на ТВ, первые передачи, у которых были спонсоры. Именно тогда, в начале девяностых, на экране зажигались новые яркие звезды и появились новые программы. Было непросто, как и всей стране. Но мне нравилось. Когда я пришел, был потрясен графиком день через два: день работаешь, два выходных. И в рабочие дни эфиры утром или вечером, а в выходные можно учиться или заниматься своими делами. Я о таком и не мечтал! Должность моя называлась старший администратор, по сути, помощник режиссера. Кто это такой? Опять же, вспоминая детство... Когда я ребенком смотрел программу «Время», диктор сидел на фоне карты и читал какое-то официальное сообщение. И вдруг за ним появлялась огромная рука, которая меняла карту. 

Кому принадлежала эта рука? Ответ я получил на своей работе: именно на эту должность пришел, моя задача была подбирать к эфиру заставки, фотографии, которые нужно было ставить на пюпитр и по команде режиссера в прямом эфире убирать и менять. На моих глазах все менялось, карты стали электронными. Но я еще помню, как мы собирали вручную фотографии в фототеках, делали фотофильмы. Потом все это перешло в цифру. В общем, мне было очень интересно. Но я никогда, тем не менее, не отказывался от своей любви к грамзаписи и к пластинкам, которые собирал, покупал. Когда у меня появилась возможность путешествовать по стране и за рубежом, то я отовсюду привозил их. Граммофонные пластинки тогда стоили копейки. Да и виниловые тоже. Это сейчас раритеты могут продавать за десятки и даже сотни тысяч.

Михаил Куницын и Ангелина Вовк
Михаил Куницын и Ангелина Вовк, 2013 год
Фото: personastars.com

Но мне было интересно не просто купить пластинку. Хотелось узнавать о тех личностях, которые на обложке. Сейчас любую информацию можно найти в интернете. А тогда многие имена для меня вообще были терра инкогнита. Допустим, Алла Баянова, которую я обнаружил на пластинках, но ничего о ней не знал. Или Гелена Великанова... Интернета не было, надо было идти в какие-то библиотеки. Про эмигрантов узнать что-то было вообще невозможно. А люди интересовались. Когда в «Музыкальном киоске» у Элеоноры Беляевой показали приехавшую из-за границы Баянову, наутро в магазине пластинок на Калининском проспекте была очередь, как за сахаром по талонам. Это было в середине восьмидесятых. Кстати, эту программу вела иногда и Ангелина Вовк, с которой мы позже очень подружились. Так же как и с Баяновой, «румынской певицей», как было объявлено, которая на чистом русском языке сказала телезрителям: «Здравствуйте!» Она триумфально выступала с концертами в Театре эстрады, и мне папа смог только через ЦК достать билеты на ее концерт.

— Как же вы познакомились?

— В программе «Доброе утро», в тех выпусках, которые вела Арина Шарапова, я стал делать небольшую рубрику, посвященную ретромузыке, и предложил сделать интервью с Аллой Баяновой. Арина согласилась. Нашел телефон Баяновой, позвонил ей, и она сказала: «Что же, приходите ко мне домой, обсудим, о чем мы будем говорить». И вот с этого момента все закрутилось и завертелось. И, собственно, личное знакомство с Аллой Николаевной стало тем мостиком, что познакомил меня со многими легендарными артистами, о которых потом я рассказывал и в журнале «7 Дней». Например, еще до Баяновой увлечение пластинками познакомило меня с Геленой Великановой, это в начале 80-х годов. Я набирался наглости, находил телефоны: «Здравствуйте, я Миша, собираю ваши пластинки, хочу к вам прийти в гости, познакомиться». Приходил и знакомился. 

Так пришел к Антонине Ревельс, вдове Леонида Утесова. Она подарила мне купленные Утесовым в Париже пластинки Жозефины Бейкер — потрясающей певицы, удивительной женщины. Вдова великого артиста, Ревельс — скромная, обаятельная, чудесная совершенно женщина... Конечно, я не мог познакомиться с Клавдией Ивановной Шульженко, потому что она уже ушла из жизни. Но общался с ее сыном, Игорем Владимировичем Кемпером. Так же получилось и с Орловой... Хоть и — это смешно — в одной передаче написали, что я лично ее знал, видимо, молодым редакторам, которым по 20 лет, кажется, что все старше тридцати — примерно ровесники Орловой. Но я дружу, и для меня это большая честь, с внучатой племянницей Любови Орловой, театральным критиком и драматургом Нонной Юрьевной Голиковой, удивительной совершенно женщиной.

Ангелина Вовк
Ангелина Вовк на музыкальной премии «Золотой граммофон», 2013 год
Фото: Е. Сухова/архив «7 Дней»

— Нонна Юрьевна не раз давала нашим корреспондентам материалы об Орловой. Это действительно уникальный человек.

— Дальше увлечение пластинками привело меня на радио. Я всегда хотел сделать телевизионную программу о пластинках, и многие готовили подобные передачи. Но как показывать Изабеллу Юрьеву, как показывать Вертинского, как показывать дореволюционных певиц-шансонеток — ту же самую, допустим, Мину Мерси, мегазвезду, которую никто сейчас не помнит, или Анастасию Дмитриевну Вяльцеву, первую нашу эстрадную примадонну? Невозможно, нет никаких видео. На одном ассоциативном ряде невозможно выстроить эфир и программу... И тогда появилась передача для радио — интервью с знаменитым гостем и его рассказ о любимых виниловых пластинках или о собственных авторских альбомах. И одни из тех программ, которыми я могу гордиться, — встречи с Аркадием Аркановым, с Верой Кузьминичной Васильевой, с Валентином Гафтом. Кстати, с Гафтом была совершенно удивительная, смешная история. Прошел эфир, он был очень теплый. А как работает Гафт? Мы обсуждали каждую подводку, каждую пластинку. У него срывался голос, он плохо себя чувствовал, едва дошел до студии, но, когда сел перед микрофоном, включился, собрался и снова был артист. Потом мы сидели с ним до четырех часов ночи у него дома и слушали его стихи в записи.

Так вот, в эфире я, как ведущий, объявил гостя следующим образом: «У нас сегодня в гостях народный артист России, поэт Валентин Гафт». Прошел эфир. Мы выходим с Гафтом из студии, и вдруг у него раздается телефонный звонок. Гафт спрашивает: «Алло, да, Галь, привет. Ведущий? Как меня назвал? А сейчас я ему трубочку дам». Передает мне телефон со словами: «Это Галина Борисовна Волчек». Я беру трубку и слышу: «Здрасте. Ты Валю как назвал? Поэт?.. Он не поэт, он актер театра «Современник». Конечно, для меня это был урок. Нужно всегда представлять театр, в котором актер служит.

— Михаил, мы упомянули Любовь Орлову. Не стесняясь назову тебя ее биографом. По твоим сведениям, сохранились ли все-таки ее архивы, вещи? Столько вокруг этого разговоров...

Лидия Русланова
Лидия Русланова выступает с концертом перед советскими воинами на ступенях Рейхстага, 2 мая 1945 года
Фото: Георгий Петрусов/РИА Новости

— Сохранились, но очень немногие. Я, как уже говорил, знаком с Нонной Юрьевной Голиковой, внучатой племянницей актрисы. Она мне подарила пластинки из собраний Орловой и Александрова, фрагмент платья Орловой, кувшин, в котором та принесла муку на дачу своей сестры для того, чтобы она испекла пироги. Тяжеленный кувшин, мука была дефицитом в послевоенные годы. Вот дружба с Нонной Юрьевной и привела меня во Внуково, где находился дом Любови Петровны. Но в тот момент там жил внук Григория Александрова — Григорий Александров-младший.

— Это который продавал все наследие?

— По большому счету да. Но часть наследия все-таки оказалась в Бахрушинском музее, рояль Орловой стоит в Музее Щепкина, зеркало Орловой — в Музее Марии Ермоловой. Другие какие-то предметы и часть архивов находится тоже в запасниках Бахрушинского музея. Мне удалось поработать с частью тех архивов, которые были в доступе, но потом дачу приобрел известный адвокат, и считается, что он теперь носитель всей информации, связанной с Орловой. Но конечно, я многое узнал из первых уст, от Нонны Юрьевны. И появилась ее книга, к которой я написал послесловие. Изучал все доступные источники, все материалы. И убеждался, что тот образ Орловой — безупречной, аристократичной, но при этом простой и естественной, воспитанной, настоящей леди — все так и было. Удивительно! Этот аристократизм был не только внешний, но и внутренний.

Мне довелось пообщаться с драматургом Эдвардом Радзинским, который рассказал о своей встрече с Любовью Орловой. Он приехал в Театр Моссовета, привез туда свою пьесу, и вдруг увидел, что происходит какое-то оживление, обстановка электризуется, гардеробщицы красят губы, охранники прихорашиваются. Ему говорят: «Мы ждем приезда Любочки, сейчас приедет Орлова». Подъезжает автомобиль, открывается дверь, выходит Любовь Петровна. И с каждым здоровается по имени-отчеству, и каждому находит какое-то теплое слово: «Здравствуйте, Иван Иванович, — здоровается она с охранником. — Как супруга, все в порядке? Хорошо, привет ей большой». При этом Орлова не останавливается, а движется. Здоровается с гардеробщицами приветливо, называя всех по имени-отчеству... «И как она выглядела?» — спросил я Радзинского. Он ответил: «Она была молодая». А это 1972 год, ей было 70 лет, и в тот вечер она играла «Странную миссис Сэвидж», роль, доставшуюся после Раневской.

Михаил Куницын и Маргарита Крюкова с Георгием Волочковым
Михаил Куницын и Маргарита Крюкова (дочь Лидии Руслановой) с мужем Георгием Волочковым, 2013 год
Фото: Николай Котов

— Почему я не читала ни одного интервью с Орловой?

— Орлова при жизни почти не давала интервью, отказывалась сниматься в фильмах о ее жизни и творчестве, ревностно оберегала свой внутренний мир и не терпела вмешательства в личную жизнь. «Мое творчество известно всем, моя личная жизнь не касается никого», — говорила она.

— А ты видел ее дом, когда он еще был таким, как при ней?

— Да. Причем еще ребенком. Мы гуляли с родителями и гостями по поселку, и взрослые рассказывали, кому принадлежат дачи, а тогда там были дома Игоря Ильинского, Виктора Гусева, Леонида Утесова, Сергея Образцова... Мое внимание привлек чудесный розовый дом с белыми колоннами. На фоне обычных, пусть больших, но в основном деревянных дач, окрашенных зеленой или голубой краской, этот показался таким же прекрасным, как Большой театр. Ворота были приоткрыты, на широкой дорожке около дома стояла редкая тогда иномарка с тонированными стеклами. Не зная, кому принадлежит эта дача на просторном участке с березами, я, потрясенный, остановился и произнес: «Вот в этом доме я хочу жить!» Надо мной посмеялись: «Как же ты собираешься это сделать, ведь это дом самой Любови Орловой!» — «Орловой? Той самой, которая поет «я из пушки в небо уйду»?» — «Да, той самой!» И старшая часть компании ударилась в воспоминания об Орловой. Тогда еще было много людей, которые помнили ее живой. Но я почему-то знал, что там побываю...

Валентин Гафт
Валентин Гафт на театральной премии «Акция», 2008 год
Фото: А. Эрштрем/архив «7 Дней»

— Расскажи, пожалуйста, а как ты много лет спустя всетаки в этом доме оказался?

— Среди мест, где собирались мои приятели, было кафе «Лира» на Пушкинской площади. Однажды мы шумно веселились, и к нам присоединился соседний столик, за которым была компания возрастом постарше. Моим соседом оказался человек, который представился Гришей. Так мы и общались весь вечер. Время работы кафе заканчивалось, Гриша пригласил всех к себе. Оказалось, что живет он в доме над этим самым кафе. Квартира на шестом этаже, куда мы пришли по приглашению Гриши, принадлежала Орловой и Александрову, а сам он оказался внуком легендарного кинорежиссера. Мы стали общаться, но вскоре Гриша уехал во Францию, где женился, и в Москву почти не приезжал. Шли годы, я знал, что умер старший Александров, очень скоро умерла мать Гриши — Галина Васильевна. Все наследство Орловой и Александрова — а это четырехкомнатная квартира на Бронной, там же гараж, дача во Внукове, предметы искусства — досталось Грише. В квартире он сделал ремонт, часть вещей вывез на дачу, большая же часть архива Орловой оказалась на помойке. И дачу, и квартиру сдавал в аренду, в них жили чужие люди...

И вот в 2002 году, когда отмечали 100-летие Орловой, мне дали задание для программы «Доброе утро» сделать сьемку в ее доме. Я связался с Гришей Александровым-младшим, позвонил ему во Францию, поинтересовался, цела ли дача. Он ответил утвердительно, даже помог связаться с теми, кто у него снимал дом во Внукове. Накануне съемок я отправился туда, чтобы посмотреть, где нам предстоит работать. Старый кирпичный дом с большим мансардным этажом и террасой с белыми массивными столбами был угрюм и мало похож на то чудо, что хранила моя память. В тот момент дачу занимали французы. Они снимали ее в девяностых и первой половине нулевых. К памяти бывших хозяев французы относились с почтением и в доме почти ничего не меняли. Фотографии Орловой разместили по стенам в красивых рамках, и, когда к ним приходили гости, первый тост за столом всегда провозглашался за Любовь Петровну, а затем гостям устраивали экскурсию по даче.

В следующий раз я оказался на даче Орловой через восемь лет. Григорий Александров-младший решил вернуться из Франции. Поселился он во Внукове, на даче, и однажды мы договорились о встрече.

Михаил Куницын и Валентин Гафт
Михаил Куницын и Валентин Гафт, 2015 год
Фото: Николай Котов

Ходили по дому, пользуясь разрешением хозяина, фотографировались, разглядывали все с неподдельным интересом. Большая гостиная с камином, знакомым по фото. Вот только парусника на нем уже не было, он развалился, когда его попытались переставить на другое место. Уцелели кованые детали: каминные принадлежности, подсвечники в виде перевернутых сердечек. В буфете огромный набор фужеров фирмы «Мозер», подарок Орловой от президента Чехословакии генерала армии Свободы, о чем он собственноручно расписался на своей парадной фотографии. В маленькой комнате стояли коробки, в них — письма, документы, фотографии, негативы. Смотрим: вот Орлова с Чарли Чаплином у него дома в Швейцарии, а вот она с Марлен Дитрих. И еще бесконечное количество писем и открыток, поздравления с праздниками от друзей, чьи имена сейчас — золотой фонд...

— Получается, ты застал времена, когда распродано и роздано было еще не все... Не было мысли, что все это нужно спасать?

— Конечно, такая мысль была! Я решил остаться, чтобы на следующий день поговорить о судьбе дома. Ночевать поднялся в спальню Орловой. Признаюсь честно, было странное чувство. «Тебе было там уютно?» — спросила меня потом Нонна Юрьевна, которая много жила и бывала в этом доме в детстве и молодости. Нет, уюта там не было, было чувство тревожного напряжения, будто дом ждал решения своей судьбы... Я всю ночь думал о том, как же сделать так, чтобы здесь был музей, дом должен быть таким, как при жизни хозяев. Обстановка комнаты в основном оставалась такой же, какой и была когда-то задумана Орловой. Большая кровать, угловой диванчик, огромное зеркало и туалетный столик, задрапированные ситцем. Ткань эту прибивала своими руками Любовь Петровна. Перед тем как отправиться спать, я пошел в ванную комнату. Воды не было. Электричество тоже не работало. Всю ночь я не смыкал глаз. Что делать? Вот дом, многое сохранилось, часть архива цела, мебель и даже посуда остались...

Утром мы долго говорили. Моя идея была проста: сохранить то, что осталось на даче, создав музей. Спрашиваю Гришу: как он отнесется, если мы объединим усилия и создадим музей на даче? Дом получил бы новую жизнь как арт-объект. При этом музейный статус позволил бы максимально сохранить его в том виде, в каком он был при жизни Любови Петровны и Григория Васильевича. Он что-то отвечал, мысль же проступала одна: не хочется заниматься этими хлопотами, но ему нужны деньги. И вообще, жить в этом доме нельзя. «Он меня душит... Старик, давай так, — сказал Гриша. — Мне нужны деньги, при этом все равно, что будет в доме потом — музей или сами жить будете, главное — не ломайте дом, а то она... — Гриша сделал многозначительную паузу, — ...она не простит!» 

Михаил Куницын и Юрий Антонов, 2013 год
Фото: Николай Котов

А дом словно чувствовал, что решается его судьба. Неожиданно протекла крыша, с потолочных балок в гостиной закапала вода, словно дом заплакал. Находиться в нем, жить там для Александрова-младшего стало физически невозможно, и он принял окончательное решение дачу продать. Дом оказался в руках нового хозяина. Самые ценные письма и дневники Александрова внук забрал себе, газетный архив, рояль, диванчик и пару кресел приобрел Музей Бахрушина. Остальные вещи — фотографии, письма, посуда — оказались в руках нескольких людей, правда, к их чести можно сказать, людей неравнодушных. А сам дом в том виде, в котором он был при жизни хозяев, существовать перестал, его перестроили.

— Михаил, хотелось спросить и о Людмиле Зыкиной. О ней уже снимают фильмы, помню, каким ярким был ее образ в сериале «Фурцева». Но какой она была в реальной жизни?

— Я встречался с Людмилой Георгиевной в доме Аллы Баяновой. Кстати, это сейчас время смело даты, имена. Многим кажется, что Зыкина — это период Великой Отечественной. А она пела и в восьмидесятых, и даже в нулевых! Мое впечатление от первой встречи с Зыкиной было очень сильным. Помню яркий солнечный день 1979 года в подмосковной Опалихе, где на протяжении нескольких лет наша семья снимала дачу. Мы гуляем вдоль железной дороги с моим старшим братом и вдруг видим, что по проселочной дороге катит «мерседес». Надо сказать, что сейчас подобное впечатление произвел бы разве что космический корабль, приземлившийся во дворе твоего дома... За рулем чудо-машины сидела женщина. Красивая, ухоженная. Я не мог оторвать от нее глаз, а брат сказал: «Знаешь, кто это? Певица Зыкина».

— Это правда, что она была заправским водителем и машины, и мотоцикла и могла их даже починить?

Людмила Зыкина
Людмила Зыкина на даче, 1996 год
Фото: Архив фотобанка/FOTODOM
Валентина Толкунова
Валентина Толкунова на праздновании 55-летия Бориса Грачевского, 2004 год
Фото: Н. Логинова/архив «7Дней»

— И не только! Благодаря родителям она умела все. Мать научила Люду и за скотиной ходить, и готовить, и хорошо шить и вышивать. А отец — не только водить мотоцикл, но и чинить его. Вместе папа с дочкой возились в гараже. Так что, когда у Зыкиной появились свой «москвич», а потом «Волга», она могла сама устранить какие-то поломки... А в юности работала на станкостроительном заводе, где служил ее отец. После войны — в военном клиническом госпитале. И санитаркой поработала, и шила медицинские халаты. Ей хотелось быть полезной! Удивительно, но сил хватало и на то, чтобы в свободное время серьезно заниматься спортом: Зыкина прыгала с парашютом и гордо носила значок ГТО. Спортивные тренеры уверяли, что данных ей хватит, чтобы стать летчицей, и несколько лет Людмила об этом мечтала.

— А помнишь, ты мне рассказывал, что был в ее жизни страшный период, когда она потеряла голос?

— Это случилось, когда ей было еще 18 лет. Людмила не знала нот, не представляла, что такое тональность, и пению нигде не училась. Много позже, уже во взрослом возрасте, она окончит училище Ипполитова-Иванова, а потом институт Гнесиных. Но пока у нее не было ничего, кроме голоса, которым наградил Господь. И все же при конкурсе полторы тысячи человек на место ее заметили, приняли в Хор имени Пятницкого. Дальше карьера развивалась стремительно, Зыкина быстро выбилась в солистки. И вдруг — всему конец. Не стало матери Людмилы, с которой у нее всегда были близкие отношения. От переживаний у Зыкиной пропал голос. Врачи не могли сказать, сможет ли она в будущем петь. В хоре ее попросили написать заявление об уходе.

Людмила отнеслась к ситуации трезво. Поступила работать в одну из московских типографий, стояла там у станка. Конечно, переживала, что навсегда лишилась сцены, но жить-то надо. К счастью, голос к ней вернулся так же внезапно, как и пропал.

Любовь Орлова
Любовь Орлова в фильме «Русский сувернир», 1960 год
Фото: Советский экран/FOTODOM

— Михаил, ты упоминал о знакомстве с дочерью Лидии Руслановой.

— Да, с самой Лидией Андреевной я не мог пересечься, потому что она уже ушла из жизни в начале 70-х годов. Но снимаясь в телевизионных программах, посвященных Дню Победы, я познакомился с удивительнейшей женщиной Маргаритой Владимировной Крюковой, дочерью Лидии Андреевны. Она не была родной дочерью. Русланова во время войны познакомилась на фронте с генералом Крюковым, соратником Жукова, он был вдовец. Русланова была замужем, но искра, которая возникла между ними, привела к созданию удивительной семьи, семьи Крюкова и Руслановой, они вместе лежат на Новодевичьем кладбище. Там же сейчас лежат и Маргарита Владимировна Крюкова, и ее муж Георгий Валентович Волочков, который написал книгу, посвященную певице.

Когда Крюков с Руслановой встретились, была война, она пела песню «В землянке», и после этого исполнения он подошел к ней и сказал: «Выходите за меня замуж». Она ответила: «Хорошо». — «У меня есть маленькая дочка, ей пять лет». — «Будет моею». И когда Русланова увидела первый раз маленькую Маргариту, она сказала: «Я твоя мама». И только так Маргарита Владимировна называла ее. И свято, бережно хранила наследие певицы. Я был вхож в дом Маргариты Владимировны, светлая ей память, она удивительный была человек — тонкий, интеллигентный, по профессии искусствовед. Работала в Доме художника на Кузнецком Мосту. Ее все прекрасно знали. Мне повезло поймать частицы этой культуры через этих людей. Мы про всех практически сказали. Поэтому спасибо...

— А с кем сейчас дружишь?

Михаил Куницын и Ольга Остроумова
Михаил Куницын и Ольга Остроумова, 2013 год
Фото: Николай Котов

— Я человек очень счастливый, не могу перечислить всех, с кем меня свела судьба. Практически все лучшие ведущие советского телевидения, опять же благодаря программе «Время», легендарные дикторы — Игорь Кириллов, Анна Шатилова, Аза Лихитченко, Вера Шебеко, Галина Зименкова, Евгений Кочергин... И особая дружба у нас с Ангелиной Михайловной Вовк, народной артисткой России, которая позволила мне быть членом жюри и ведущим ее восхитительного фестиваля «Песенка года» во Всероссийском детском центре «Орленок». Это ежегодный фестиваль, который в этом году отмечает свое 25-летие, за что низкий поклон и огромная благодарность. Это счастье — каждый раз выходить, вести перед Ангелиной Вовк концерты ее фестиваля, но, поверьте, и экзамен для любого ведущего.

А еще жизнь меня свела с профессором Сергеем Витальевичем Шариковым, создателем проекта госпитальных школ Российской Федерации «УчимЗнаем». Проекту в этом году исполнилось десять лет. Сергей Витальевич пригласил меня поработать для детей, находящихся на длительном лечении. Чтобы они не отставали, создана такая удивительная школа, которая является частью 109-й московской школы под руководством академика Евгения Александровича Ямбурга... Школы эти находятся в больницах. Отмечу, что это не волонтерство, а государственные школы. 

Там мы с моим другом, поэтом и композитором Сергеем Мудровым, сделали радиостудию, и оказалось, что занятия речью с детьми помогают избавиться от нарушений когнитивного характера. Дети начинают лучше говорить, чтобы записать свою небольшую радиопрограмму. А также другие занятия дополнительным образованием и основные учебные предметы отвлекают от болезни и способствуют их излечению. Мы сделали проект «Музыка на здоровье», и несколько ребят записали компакт-диски. Девочка Лиза Петухова записала дуэт с группой Uma2rman, с певицей Светланой Разиной, с Любашей. Всех тоже, опять же, не перечислю.

Школа «УчимЗнаем», или, как ее еще называют, «Заботливая школа», демонстрирует нам, как надо общаться с детьми, находить с ними общий язык. На занятия в радиостудию и ответственные мероприятия мы привозим своих друзей: артистов, музыкантов, журналистов, телеведущих. И Ангелина Вовк приезжала, вела линейку 1 сентября в школе «УчимЗнаем» в Центре Димы Рогачева. Где еще в стране звезды такой величины проводят первый звонок в школе? А все началось с Арины Шараповой, которая создала свою школу «Артмедиаобразование»: именно она меня пригласила в систему образования, и именно Арина, которая в этом году тоже отмечает десятилетие своей школы, соединила свою деятельность с проектом «УчимЗнаем». И перечислить, опять же, всех артистов, которые приходили к детям, читали сказки, записывали с ними истории и пели с ними песни, просто невозможно, я боюсь кого-то обидеть. Вот такая история.

Хочу похудеть, но жир с живота плохо уходит
Четыре способа решить проблему.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая