Леонид Хейфец. Я собираю счастье по крупицам

«При разводе с Наташей Гундаревой Женя Бачурин мне скажет: «О ней думай, не о себе».

Приехала из Минска моя мама, в нарядном платье, с прической, маникюром, вся из себя: все-таки сын женится на дочке писателя! Я был уверен, что после двух печально закончившихся браков мама осознает — сын влюблен в прекрасную молодую женщину и нельзя вмешиваться в их отношения. Так оно поначалу и было, а потом я совершил ошибку: мама состарилась и переехала жить к нам. Сейчас могу как заклинание сказать всем семьям любого возраста: с родителями надо жить раздельно! Какие бы ни были хорошие мамы, свекрови, тещи, их всегда что-то не устраивает, начинаются конфликты, поножовщина, одним словом — горе. В моей новой семье, к сожалению, все вскоре пошло по старому руслу. Ира не устраивала маму то в одном, то в другом, а моя жена воспринимала все это очень болезненно, отношения у них, скажем прямо, были очень плохие.

Не смягчило ситуацию и рождение дочери Саши. И тем не менее мама была с нами до последнего дня своей жизни — она прожила девяносто шесть лет. Я очень благодарен Ире за то, что моя жена все это выдержала.

Ира прелестная характерная актриса, жаль, что ее судьба в Малом театре складывается непросто. Я со своей глупой принципиальностью не очень-то ей помог: Тельпугова сыграла лишь служанку в моем спектакле «Зыковы», только перед самым уходом из театра все же дал ей главную роль в той же пьесе, она это заслужила.

В то время в моей жизни произошло историческое событие. Еще в 1965 году Олег Ефремов звал меня к себе в «Современник», театр, перед которым я преклонялся. Но сначала я не мог бросить Андрея Попова в Театре Советской Армии, а потом и сам Ефремов ушел из «Современника».

И лишь в 1986 году я перешел к нему во МХАТ. Надо понимать, что из Малого никто добровольно не уходит, только вперед ногами, а я уволился и тем самым невольно причинил вред Ире. Она осталась в Малом в качестве жены режиссера, «пренебрегшего нашим театром». Мой поступок не мог не отразиться на ней, и представьте себе, Ира и словом меня не упрекнула.

Во МХАТе я задержался недолго, выпустил только один спектакль — «Колея». Олегу Николаевичу в то время было совсем не до моих творческих планов, но до конфликта дело не дошло: меня вновь, теперь уже в качестве главного режиссера, пригласили в Театр Советской Армии. С момента моего изгнания прошло восемнадцать лет. Поставил пьесу, о которой давно мечтал, — «Павел I» Мережковского с Олегом Борисовым в главной роли.

Тоня, наша дочь Ольга и внучка Ксения Тоня, наша дочь Ольга и внучка Ксения Фото: из личного архива Л. Хейфеца

«Павел» собирал аншлаги многие годы. Получил за него из рук Ельцина первую Государственную премию России. Потом были «Боже, храни короля!» Моэма и «Маскарад» Лермонтова. Из-за болезни Олега Борисова судьба последнего спектакля сложилась очень трагично. Всех, кто пытался заменить великого артиста, игравшего роль Арбенина, преследовали мистические болезни. Одного из претендентов я даже отвез в психиатрическую больницу. Самая большая сцена в нашей стране требовала новых театральных ходов, и я решил пригласить в театр одного из крупнейших режиссеров мира — Петера Штайна, такого опыта в СССР еще не было. Гладко не вышло: министр обороны Дмитрий Язов не утвердил кандидатуру Штайна, руководствуясь тем, что человек, представляющий побежденную фашистскую Германию, не имеет права хозяйничать на сцене Театра Советской Армии.

Я опять остро почувствовал, что на меня давят, и подал заявление об уходе. И тут мои любимые актрисы Лариса Голубкина, Алла Покровская и Людмила Чурсина отправились прямиком к Язову и благодаря своим женским чарам убедили его отменить нелепое решение. Я вернулся в театр, а Штайн поставил знаменитый спектакль «Орестея» Эсхила, в котором с блеском сыграли Екатерина Васильева, Елена Майорова, Евгений Миронов, Людмила Чурсина, Татьяна Догилева, Игорь Костолевский...

К этому моменту у меня уже давно назрел конфликт с начальством, которое поломало мой репертуарный план, запретив репетировать «Стройбат» Сергея Каледина. Это был последний рецидив цензуры в российском театре. Пал он именно на меня.

Но я работал, пока в 1994 году фирма «Ямал» не выступила с инициативой арендовать теперь уже Театр Российской Армии на двадцать пять лет и работать по новой для России схеме: три дня — театральные постановки, три дня — ночное ревю «Армада». На крыше здания предполагалось сделать ресторан с искусственными пальмами. Военные чиновники не возражали. Мы договаривались, что ревю будет проходить только в летнее время, однако в первый же вечер после моего возвращения из отпуска мне позвонили и сказали: «Театр Российской Армии продан на двадцать пять лет». Я не поверил, ждал, что получу какую-то информацию от начальника театра, но тот молчал. И однажды в час ночи раздался звонок. Народный артист СССР Владимир Зельдин тревожным голосом спросил, подписал ли я письмо с ходатайством о сдаче театра в аренду.

Фильмы со звездами:

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

Подпишись на канал 7Дней.ru в



Новости партнеров
Написать комментарий

Читайте также

Ольга Будина. Теория любви

Ольга Будина. Теория любви



Мы в соцсетях
Одноклассники
Facebook
Вконтакте
Александр Васильев Александр Васильев театральный художник, дизайнер интерьеров, искусствовед, историк моды, телеведущий, писатель, преподаватель
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй